Как получить от государства деньги на покупку квартиры?

В России действует государственная программа, при помощи которой молодая семья может оплатить часть стоимости жилья. Деньги приходят в форме субсидии, которую государство отдаёт безвозмездно. Семья Алёны (имя героини изменено, – прим. ред.) стала одной из тех, кому повезло. Они получили господдержку. О том, через какие этапы пришлось пройти семье, – читайте в материале.

Участвовать в программе семья решила полтора года назад. Тогда Алёна с тремя детьми жила в квартире-студии площадью чуть больше 27 кв. м. На каждого члена семьи приходилось по 6,8 кв. м, что ниже установленной городскими властями нормы в 9 кв. м. Это стало отправной точкой для участия в программе. Расскажем пошагово, как действовала Алёна для получения субсидии.


Шаг 1. Обратиться в администрацию

Чтобы участвовать в программе, Алёна обратилась в отдел по делам молодёжи территориального управления Кирова в своём районе. Там специалисты консультируют, собирают документы, отправляют их на согласование на уровень Федерации, работают с семьями по получению субсидии.

Консультации проходят в строго определённые дни и часы, поэтому о них лучше узнавать заранее. К примеру, в территориальное управление Ленинского района Кирова можно обратиться каждую среду с 09:00 до 12:00.

Шаг 2. Собрать документы

Чтобы попасть в программу, нужно соответствовать ряду критерий:

Для доказательства наличия средств подойдёт:
– предварительно одобренное ипотечное решение банка;
– расписка, которая подтверждает, что некредитная организация может предоставить заём семье. Такие письма-расписки могут дать руководители ОАО, ЗАО;
– собственные сбережения. Например, выписка из банка о наличии вклада;
– оценка недвижимости. Чтобы пройти в программу, Алёна сделала оценку земельного участка и квартиры-студии, которые были в собственности. Общей суммы хватило на то, чтобы удовлетворить требования для попадания в программу. Оценка каждого объекта обошлась в 2 тысячи рублей.
Важно! В случае если у семьи нет денег, чтобы доплатить оставшуюся часть за квартиру, участвовать в программе она не сможет.
  • Подтверждение нуждаемости – один из ключевых моментов. Государство выделяет деньги только тем, кто официально признан нуждающимся. Нуждаемость определяют специалисты местной администрации или теруправления. К слову, в регионах России учётная норма нуждаемости может различаться. К примеру, в Москве норма составляет 10 кв. м на человека, в Хабаровске – 12 кв. м, в Кировской области – 9 кв. м.

Чтобы подтвердить, что семья нуждается в улучшении условий, нужно собрать пакет документов: паспорт, свидетельства о рождении детей, СНИЛСы, справка из БТИ о наличии недвижимости, данные о прописке членов семьи.

В случае если у семьи в собственности квартира, а зарегистрированы в квартире родителей одного из супругов, жилотдел может при расчёте сосчитать площади обеих квартир. А это риск непопадания в программу.

Важно! Каждая справка имеет свои сроки годности. В случае просрока одной из них потребуется брать новую. К примеру, срок изготовления справки из БТИ – один месяц. За дополнительную плату срок может сократиться до двух недель.

Шаг 3. Сдать документы и ждать ответ

Сдавать комплект документов нужно в местную администрацию. В Кирове Алёна сдавала документы в отдел по делам молодёжи при территориальном управлении. После того как специалист проверил документы, Алёне выдали бланки с заявлением о желании участвовать в программе. Там же нужно было прописать все основания участия в программе: от свидетельств рождения детей до указания справки о нуждаемости.

После заполнения бумаг в течение двух недель в администрации собирается комиссия. Итоговое решение чиновники присылают письмом на адрес заявителя.


Такое письмо получают те, кто стал участником программы

Важно! Чтобы быстрее попасть в программу, нужно успеть собрать и подать документы до 1 июня. В первый день лета местные власти передают списки претендентов на субсидию на федеральный уровень. Если семья подаст документы, к примеру, в августе, то её заявка на уровень Федерации поступит лишь в июне следующего года.

Сколько ждать субсидии – никто точно не скажет. Всё зависит от длины очереди, а также от финансирования. Кто-то ждёт год, другие пять, восемь лет. Есть те, кто не дожидаются выплаты, так как со временем могут не пройти по параметрам программы. К примеру, одному из супругов исполняется 36 лет.

Шаг 4. Подтвердить право на субсидию

Когда в администрацию поступают данные о выделении денег по программе, чиновники оповещают заявителей по телефону или по почте. Как правило, финансирование поступает в начале года.

Получить одобрение и попасть в список – полбеды. Не менее важен следующий этап – подтвердить право на деньги от государства. Для этого надо вновь собрать документы:

  • справку о том, что семья нуждается в улучшении жилищных условий. Её можно получить в жилищном отделе администрации;

  • справку о составе семьи. Её можно получить в управляющей компании;

  • паспорт;

  • свидетельства о рождении детей;

  • документы, подтверждающие наличие доходов/сбережений на покупку жилья.

В течение года, пока Алёна ждала субсидию, она продала имущество – то, для которого проводила оценку, – взяла ипотеку и купила квартиру большей площади. И такой ход возможен. И это допустимо - вступить в программу и при помощи ипотеки купить жильё. Всё благодаря изменениям в постановлении правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.
– Самым важным является изменение в пункте 7 данных правил, которое касается порядка признания семьи нуждающейся в жилом помещении. Теперь в случае использования социальной выплаты на погашение ранее полученного жилищного кредита не будут учитываться жилые помещения, приобретённые с помощью займа (в том числе ипотечного), – прокомментировали в администрации Кирова. – Изменение позволит семьям, которые уже улучшили жилищные условия с помощью ипотеки, стать участниками госпрограммы и использовать выплату на погашение долга.

Шаг 5. Получить выплату

Субсидия поступает на специальный счёт. Его семья должна открыть после получения свидетельства о выплате и отнести документы. У семьи есть месяц на то, чтобы подать все бумаги в банк. После этого свидетельство будет действительно в течение семи месяцев с даты выдачи документов. Если не найти квартиру или не собрать документы для оплаты жилья в срок, право на субсидию сгорает.


В Кировской области вручение свидетельств проходит в торжественной обстановке. В 2023 году господдержку получили 64 семьи


В каждом сертификате прописывается сумма субсидии. Её вычисляют исходя из формулы: расчётная площадь * норматив стоимости квадратного метра (его утверждает муниципалитет). Выплаты рассчитываются в зависимости от количества членов семьи. Так, для семьи из двух человек заплатят из расчёта 42 кв. м, для трёх или более – учтут по 18 кв. м на каждого.

Субсидию можно потратить:

  • на покупку готового жилья;

  • на покупку квартиры в новостройке;

  • на строительство дома. Своими силами строить дом нельзя. Работы должна выполнять организация по договору подряда;

  • на первоначальный взнос или погашение ипотеки;

  • на покупку жилья через кооператив.

По условиям программы:

1. Жильё должно быть в том же регионе, где одобрена выплата.

2. Жильё куплено или будет покупаться не у близких родственников.

3. Раньше субсидией по этой программе не пользовались.

Если семья хочет потратить деньги на погашение ипотеки, нужно:

– открыть счёт. Это обойдётся в 1200 рублей. Его нужно открывать, даже если в Сбербанке или в Россельхозбанке у семьи уже имеются счета;

– выписки из ЕГРН. Важно, чтобы выписки были оформлены на каждого члена семьи. В противном случае банк может «завернуть» заявку;

– паспорт;

– кредитный договор;

– договор купли-продажи квартиры или договор долевого участия (если покупка была у застройщика).

Если ипотека оформлена не в Сбербанке и не в Россельхозбанке, то дополнительно нужно взять:

– реквизиты счёта по ипотеке;

– справку об остатке долга по ипотеке.


Документ с реквизитам должен быть именно в форме справки. Его, как правило, нужно заказывать в банке заранее. Срок изготовления 3-5 дней
Схема перечисления государственных денег следующая:
1. Cемья идёт в банк и подаёт свидетельство от администрации, которое подтверждает право на деньги. Банк забирает оригинал себе, а владельцу свидетельства отдаёт заверенную копию.
2. Семья открывает отдельный счёт в банке и отдаёт необходимые документы (см. выше)
3. После того как банк принял заявку, он в течение двух недель проверяет её и если всё в порядке с документами подаёт заявку в администрацию. Если банк найдёт в документах неточность, заявку могут «завернуть». Тогда владельцу свидетельства нужно будет разобраться с проблемой, а потом придётся заново собирать документы.
4. После того как администрация получит подтверждение банка, чиновники переводят деньги от государства. В зависимости от ситуации перевод идёт застройщику/продавцу или на ипотечный счёт. На руки владельцы сертификатов ничего не получают.
Сроки действия программы
В настоящее время программа рассчитана до 2025 года. Не исключено, что власти продлят её.
Фото: Свойкировский, правительство Кировской области