В связи с нестабильной геополитической и экономической ситуацией в мире и падением рубля импортёры приостановили поставки автомобилей в Россию. В целом авторынок в стране в 2022 году может недосчитаться около 40 000 автомобилей.
- Прекращение производства автомобилей в России и ограничение поставок из-за границы
- Отечественный автопром в условиях ограничения поставок
- Электромобили
Прекращение производства автомобилей в России и ограничение поставок из-за границы
С началом военной спецоперации сразу целый ряд крупных зарубежных автомобильных компаний объявили о приостановке поставок и производства машин в России. Среди них: Volkswagen, Škoda, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz и BMW.
Так, 28 февраля российское представительство автоконцерна Volkswagen (ООО «Фольксваген Груп Рус») официально подтвердило приостановку отгрузок находящихся в РФ автомобилей местным дилерам. В состав концерна входят марки Škoda, Audi, Volkswagen, Porsche, Bentley, Lamborghini и Ducati.
В связи с этим Škoda прекратила продажу автомобилей в России и остановила производство на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде. Там выпускаются Rapid, Octavia, Karoq и Kodiaq. Несмотря на ограничения, российское отделение Mitsubishi Motors работает в штатном режиме: осуществляет отгрузки новых автомобилей дилерам и обеспечивает послепродажное сервисное обслуживание.
Mitsubishi
Также Porsche, Jaguar land rover и General Motors (Chevrolet) прекратили поставку автомобилей в Россию и временно остановили европейские заводы.
Однако компания «Чери Автомобили Рус», дистрибьютор марок Chery и Exeed, продолжает работать в штатном режиме: пересмотра цен на данный момент не было, логистические партнёры работают в штатном режиме, но закупки дилерами временно прекращены – до уточнения закупочных цен, сообщает аналитическое агентство «Автостат». При этом автомобили есть в наличии у дилеров.
Из-за проблем с логистикой Geely заморозила поставку своих авто дилерским центрам в России.
Шведские производители грузовиков Scania и Volvo также не поставляют в Россию автомобили и запчасти. Кроме того, концерн Volvo остановил конвейеры на заводе в Калуге, сообщает «Авто Ревю». Также временно не поставляет легковые автомобили шведская компания Volvo Cars.
Исполнительный директор Stellantis Карлос Таварес заявил, что концерн не будет останавливать производство автомобилей Peugeot, Citroen и Opel на российском заводе в Калуге из-за нестабильной геополитической ситуации. Он заверил, что выпуск автомобилей продолжится до тех пор, пока хватает комплектующих. При этом Таварес не исключает возможность простоев из-за перебоев с поставками.
Citroen
С 1 марта в Калининграде прекратили производство на заводе BMW и Ford и остановили поставки в Россию. В Санкт-Петербурге приостановлено производство Hyundai из-за перебоев с поставками комплектующих. Однако завод Nissan в Петербурге продолжает работу, но в представительстве не исключают, что производство могут остановить из-за дефицита комплектующих. Кроме того, с 4 марта на простой ушли заводы Toyota и Lexus.
Новый Nissan Pathfinder собирают в США и временно не поставляют в Россию.
Простаивает и московский завод Renault, сообщает ТАСС, из-за проблем с логистикой. Honda остановила поставки автомобилей и мотоциклов в Россию.
Mazda отказалась от экспорта автомобилей и запчастей, но продолжает поставлять комплектующие для своего завода во Владивостоке.
Также отметим, что Mercedes-Benz приостанавливает поставки легковых авто и фургонов в Россию и сворачивает своё производство на территории страны, а Suzuki остановила не только поставки автомобилей, мотоциклов, но и лодочных моторов и запчастей.
Отечественный автопром в условиях ограничения поставок
Спустя несколько дней после начала спецоперации на Украине, 28 февраля, «АвтоВАЗ» остановил все конвейеры из-за нехватки запчастей. Однако 1 марта конвейерные ленты вновь заработали: Lada Granta, Largus, XRAY, Renault Logan и Sandero собирают в две смены. В настоящий момент «АвтоВАЗ» ищет альтернативных поставщиков на случай новых санкций.
С 5 марта конвейеры в Тольятти и Ижевске приостановили работу в связи с отсутствием электронных компонентов. Также «АвтоВАЗ» приостановил поставку запчастей.
К слову, с 26 февраля по 4 марта стоимость новых иномарок выросла на 15,2%, а российские модели подорожали на 17,1%.
По мнению главы «АвтоВАЗа» Николя Мора, ухудшение геополитической ситуации может привести к росту спроса на национальные товары, включая автомобили Lada:
– Мы можем увидеть рост национальной гордости, которая подвигнет рост потребления национальных продуктов. В этом случае Lada окажется самым русским продуктом – у неё самый высокий уровень локализации среди всех автопроизводителей, – отметил Мор.
Агентство «Автостат», ссылаясь на подтверждение в пресс-службе «АвтоВАЗа», сообщает, что линия Granta будет работать 16, 17, 18 марта на полной скорости в две смены, а 14 и 15 марта будут объявлены днями простоя. При этом выплата работникам составит 2/3 от среднего заработка. По такому же графику будет работать линия Niva, при этом внимание будет сосредоточено на производстве Niva Legend. Завод «Lada Ижевск», в свою очередь, продолжит мероприятия по запуску проекта Vesta нового поколения. На производстве заверили, что персонал, не задействованный в этих процессах, останется в режиме простоя 14-18 марта с выплатой 2/3 среднего заработка. Также сотрудники смогут оформить 18 марта в качестве дня отпуска с полной оплатой, перенесённого с декабря 2022 года.
– График работы в последующие дни будет объявлен дополнительно. Компания прилагает максимум усилий для нормализации графика работы на своих заводах в Тольятти и Ижевске, – заявили в пресс-службе «АвтоВАЗа», пишет «Автостат».
Также отмечается, что с 1 марта «АвтоВАЗ» объявил о рекордном повышении рекомендуемых розничных цен на все модели Lada – прибавка составила от 63 тысяч до 247 тысяч рублей.
Электромобили
Руководитель компании Progressive Cars, лидер клуба владельцев электромобилей EV club Александр Басманов уверен, что из-за ослабления рубля по отношению к другим валютам закупка электромобилей, безусловно, увеличится прямо пропорционально курсу. Таким образом, если курс доллара вырастет в два раза от былых значений, то и авто будет стоить в два раза дороже, чем раньше. Более того, по словам Александра Басманова, сейчас есть сложности при покупке валюты для перевода, а это осложняет в целом закупку автомобилей.
– Как я и говорил, закупка и таможенные платежи рассчитываются в долларах и евро. Поэтому с увеличением курса увеличится и стоимость электромобилей, – уверен специалист.
Руководитель компании Progressive Cars, лидер клуба владельцев электромобилей EV club Александр Басманов
Также он добавил, что если человек сомневается, приобретать сейчас, в условиях нестабильной экономической и геополитической ситуации, электро- или автомобиль или сохранить деньги, то покупать стоит. И чем быстрее, тем больше денег можно сохранить.
– В текущей ситуации рубль обесценивается быстрее, чем гнилые овощи, поэтому купив реальную вещь, вы инвестируете. В связи с этим крупное приобретение будет иметь свою ценность, – заверил Александр Басманов.
Кроме того, по мнению руководителя компании Progressive Cars, в данный момент не имеет значения брать новый или вторичный автомобиль: сейчас необходимо покупать ликвидные машины. При этом электромобиль всегда будет ликвиден, особенно сейчас, когда вслед за ростом курса пойдёт рост цен на другие ресурсы, в том числе топливо.
– Также добавлю, что сейчас начались проблемы с поставками не только электромобилей, а в целом любых других новых машин. Многие производители закрыли поставки в нашу страну. Кроме того, машины выросли в цене, автосалонам нужно кормить своих сотрудников. Это означает, что вы, покупая новый авто, сильно переплатите за дополнительные услуги и товары, которые вас обяжут покупать, – предупредил эксперт.
Таким образом, купить ликвидный автомобиль, который пользуется популярностью у автолюбителей, лучше прямо сейчас.
Однако проблемы с поставками в России коснулись не только электро- и автомобилей, но и запчастей для них. Так как электромобили официально почти не продаются в РФ, то запчасти приходится покупать с частных разборок б/у, либо заказывать с eBay из Америки. Это касается кузовных элементов.
– Расходники все есть внутри страны и, как правило, подходят от других машин той же марки, что и электромобиль. Несомненное преимущество электромобилей в том, что сама ходовая аппаратная часть авто практически не ломается, только в крайне редких случаях. Поэтому если вы ездите аккуратно, то ничего и не нужно покупать, кроме расходников, – отметил Александр Басманов.