Готов ли Киров к введению бескондукторной системы? Мнения экспертов

Несколько лет кировские перевозчики тестируют бескондукторную систему – устанавливают её в автобусы, обновляют, добавляют контролеров на маршруты. Казалось бы, все движется к тому, чтобы убрать кондукторов из общественного транспорта. Это помогло бы перевозчикам частично решить острый кадровый вопрос. Но эксперты отмечают, что у такой меры есть свои минусы. О том, в чем её опасность и готовы ли в Кирове масштабировать бескондукторную систему – в материале.

Эксперименты с бескондукторной системой

Тестировать бескондукторную систему в Кирове начали ещё в октябре 2013 года. Тогда «обилечиванием» пассажиров перевозчик озадачил водителей автобусов.

– Результаты эксперимента оказались «неутешительными». Было принято решение ничего не менять в работе общественного транспорта и оставить кондукторов, – резюмировали в мэрии города.

В 2022 году из-за нехватки кондукторов в автобусах и троллейбусах АТП вернулось к эксперименту. Его планировали провести на 88 маршруте, где низкий пассажиропоток.

В феврале 2022 автобусы без кондукторов начали курсировать по маршруту № 117 Киров – Сидоровка, в 2023-м КПАТ запустило систему на маршруте № 101 Киров-Лянгасово. С ноября тестирование проводилось в новом формате – с распечаткой билетов. Январь 2024-го – власти вновь объявили о тестировании системы на маршруте № 117 Киров – Сидоровка.

Нужны автотранспорту кондукторы или нет?

– Транспорт в Кирове убыточен… Почему так происходит? Ни в Москве, ни в Нижнем Новгороде не встретил ни одного кондуктора. Там есть валидатор: карточкой оплачиваешь, едешь. Вы анализировали ситуацию? Может кондукторы «съедают» всё [прибыль перевозчиков]? Может, 80% убытка – это из-за этих тетушек, которые ходят по автобусам? – задал вопрос экспертам один из слушателей «Гражданского форума».

Эксперты отметили, что убирать кондукторов с городских маршрутов пока рано. И на то есть причины.

Расходы на персонал. По словам экс-директора АТП и руководителя Ярославских автопредприятий Дениса Пырлога, кондуктор с лихвой окупает свою зарплату.

– Кто такой кондуктор? Это не только кассир. Во-первых, это контролер безопасной перевозки пассажиров. Во-вторых, это человек, который может подать руку бабушке, дедушке. В-третьих, это человек, который с утра до вечера следит за чистотой автобуса/троллейбуса. Убрав кондуктора, нужно вводить контроллера, а также увеличить штат уборщиков.

Высок процент оплаты за наличку. Денис Пырлог напомнил, что в Кирове ещё два года назад был высокий процент оплаты за наличку:

– В Ярославле он намного ниже. И там водитель, пропуская через себя деньги, отвлекается от управления меньше, чем бы отвлекался в Кирове. Спросите любого водителя общественного транспорта, готов ли он взять на себя обязанности кондуктора, думаю, на 90% – нет.

Падение собираемости. Общественник Константин Ситчихин заметил, что, убрав кондукторов, собираемость будет сильно падать. Этот вопрос ранее обсуждался на заседаниях Общественной палаты.

– Есть статистика по регионам. Она показала, что там, где не было кондукторов, собираемость средств падает в среднем на 20-25%.

Промежуточные результаты тестирования системы в Кирове

Один из критериев, которые оценивают перевозчики во время тестирования бескондукторный системы, – процент собираемости прибыли. В Кирове во время тестов падения сборов не было, отметил руководитель КЦ «Город» Алексей Исупов. С участием этой комапнии в городе идут тесты по внедрениею бескондкуторной системы.

– Чтобы не было падения сборов, старались предусмотреть разные факторы. К примеру, на этапе закупки оборудования вместе с перевозчиком сделали выбор в пользу валидаторов с печатью билетов. Во-первых, это удобно пассажиру – видеть факт оплаты. Во-вторых, это удобно при проверки оплаты.

Также, по словам Алексея Исупова, важно было объяснять нововведения не только персоналу, но и пассажирам. Поэтому на автобусах КПАТ выпускало систему вместе с кондукторами.

– Кондукторы помогали и объясняли принцип работы. В итоге пассажир мог попробовать оплатить проезд через систему, а если не получалось - покупал билет через кондуктора. – пояснил спикер.

Алексей Исупов подтвердил, что на уровне регионов падение сборов средств в среднем составило от 20 до 25%. Но, по его словам, это было больше связано с организационными вопросами – подготовкой нормативной базы, выпуском ревизионной службы и прочее.

Сейчас в Кирове тестирование бескондукторной системы продолжается. Оборудование установлено на трёх маршрутах.

– При этом само тестирование не идет нон-стоп. Из-за неполадок транспорт, в котором установлена система, иногда сходит с линий. – пояснил руководитель ЕРКЦ «Город». – Сейчас мы собираем обратную связь, смотрим, как срабатывает программное обеспечение.

Следующим шагом на пути внедрения системы будет работа над нормативной базой. Там достаточно пробелов, отмечает спикер.

– Завершающим этапом, вероятно, должно стать масштабирование проекта. Но пока мы не проработаем нормативную часть, говорить о полномасштабном запуске бесполезно, – подытожил Алексей Исупов.

Когда в Кирове повсеместно внедрят бескондукторную систему

Администрация Кирова изучает вопрос, отметил на форуме замначальника департамента городского хозяйства Николай Гнездов. По его словам, городские власти пока не готовы внедрить систему повсеместно. Больше шансов на её появление в случае, если автотранспортное предприятие «выйдет в плюс» и будет финансовая подушка безопасности, чтобы проводить «потенциально убыточные мероприятия», отметил спикер.

По итогам обсуждений общественники рекомендовали властям и перевозчикам изучить опыт других регионов по переходу на бескондукторную систему.

Фото: правительство Кировской области