650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Подробности
  • Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

Автор:
19 января 2017, в 18:55
Просмотров: 6346

В Кировской области стартовали масштабные изменения в системе оказания скорой медицинской помощи. Их главный принцип - постепенный отказ от услуг частных компаний и максимальная централизация. Свойкировский разбирался, зачем всё это и будет ли теперь «скорая» приезжать быстрее.

Региональное правительство объявило о создании Единой службы скорой медицинской помощи (ЕССМП). Это государственное предприятие со своим автопарком, штатом врачей и водителей, а также единой диспетчерской службой, которая обслуживает вызовы пациентов по всей Кировской области. Процесс перехода к новому формату официально начался 1 января 2017 года и должен завершиться через восемь месяцев - 31 августа.

Что происходит. Коротко

До недавнего времени скорая медицинская помощь в регионе была организована следующим образом. В областном центре функционировали шесть подстанций, объединённые в государственное предприятие «Станция скорой медицинской помощи города Кирова». В районах отделения скорой помощи были подразделениями центральных районных больниц. Кроме того, в структуре Кировской областной клинической больницы работало отделение экстренной консультативной медицинской помощи, проще говоря, санитарная авиация. Теперь все эти службы будут поэтапно объединены в одну на базе «Станции СМП города Кирова».

С 1 января санитарная авиация уже вошла в состав ЕССМП. До 31 марта к Единой службе будут присоединены отделения скорой медицинской помощи девяти крупнейших центральных районных больниц, выполняющих функции межрайонных медицинских центров. Это Нолинск, Луза, Котельнич, Советск, Зуевка, Слободской, Омутнинск, Яранск и Вятские Поляны. Санитарный транспорт ЦРБ будет передан «Станции СМП города Кирова», а работники отделений переведены в штат единой структуры. Последними в государственную службу скорой помощи войдут 30 отделений скорой помощи оставшихся районов.

Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи


Второе важное и, пожалуй, главное изменение - постепенный уход от сотрудничества с коммерческой компанией «Эффективная система здравоохранения». Год назад с ней был заключен пятилетний контракт на предоставление услуг медицинского транспорта (так называемый аутсорсинг, когда часть функций предприятия отдаётся сторонней организации). Прежнее руководство области считало этот механизм эффективным и активно его продвигало. Но в начале сентября прошлого года водители «скорой», состоящие в штате «ЭСЗ», из-за постоянной задержки зарплат пообещали устроить забастовку, что грозило массовым невыходом машин на линию. Новое правительство решило, что риски от сотрудничества с частником слишком велики, поэтому логичнее вернуть автотранспорт и водителей под крыло государства. Это решение было одобрено на федеральном уровне, после чего в конце 2016 года Киров получил дополнительно 26 автомобилей скорой помощи по линии Минпромторга. Ещё около 60 единиц автотранспорта «Станции СМП города Кирова» было передано из КОГУП «Обслуживание медицинского транспорта», которое весной нынешнего года будет ликвидировано.

В январе параллельно частному автопарку на базе «Станции СМП города Кирова» региональный минздрав начал формировать «казённый» автопарк и набирать новый штат водителей. С начала года в областном центре начали курсировать 18 машин государственной скорой помощи. К концу февраля их число должно вырасти до сорока. С учётом того, что сейчас у подрядчика на шести подстанциях работает 39 бригад скорой помощи, к марту необходимость в услугах частной организации фактически отпадёт.

Аутсорсинг к нам приходит

Как известно, система аутсорсинга в сфере здравоохранения активно внедрялась прежним кировским правительством на протяжении последних четырех лет. На откуп специализированным коммерческим организациям передавались «непрофильные» для медицинских учреждений направления - питание пациентов, услуги прачечной, лабораторные исследования. Одним из первых в частные руки было передано и транспортное обслуживание скорой помощи. В 2012 году зампред правительства Дмитрий Матвеев приводил подробные расчёты и объяснял, какие преимущества имеет аутсорсинг санитарного автотранспорта. По его словам, помимо экономии бюджета в 40 млн. рублей за три года область получала ещё и новый автопарк, на обновление которого в региональном бюджете не было средств. А главные врачи избавлялись от головной боли, связанной с содержанием собственного автопарка, ремонтной базы и наймом водителей.

- Доказанным является тот факт, что частник гораздо эффективнее управляет своими активами, чем любое бюджетное учреждение, - писал тогда Матвеев в своём ЖЖ. - У частника нет избыточного административно-хозяйственного персонала, новые машины потребляют меньше топлива, реже ломаются, бензин не сливают, запчасти не снимают и т.д. Возможно, следовало бы всё это организовать и в рамках бюджетного учреждения, но я считаю, что учреждения здравоохранения должны сосредотачивать все свои усилия на качестве и доступности оказания медицинской помощи, а все непрофильные функции должны уходить на аутсорсинг. Но при обязательном соблюдении одного из двух условий: либо аутсорсинг при неизменном качестве услуг должен иметь более низкую стоимость, либо при сохранении стоимости он должен иметь лучшее качество. Как видим, в проекте «Новая скорая помощь» соблюдены оба условия.
Аукционы на оказание услуг выиграли тогда две компании - ООО «Кировмедавтотранс» и ООО «Медицинский транспорт». Обе были зарегистрированы в Кирове, но принадлежали одному лицу - пермскому предпринимателю Евгению Фридману. Контракты общей стоимостью 250 млн. рублей были заключены с ними на три года. Каждая из компаний должна была предоставить в аренду «Станции скорой медицинской помощи города Кирова» по 19 автомобилей с водителями.

Переход на услуги частной конторы произошёл не без проблем. Состояние новых «ГАЗелей» вызывало вопросы, автомобили часто ломались, а водители лишились прежних доплат за стаж и вредные условия труда, которые они получали на государственной «скорой». Но социальный блок правительства неизменно заявлял, что система аутсорсинга себя оправдывает.

Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

В 2016 году, когда срок контрактов с пермяками истёк, их потеснило ООО «Эффективная система здравоохранения» - московская компания с питерской пропиской. Она выиграла все три аукциона на общую сумму 624 млн. рублей. В отличие от своих предшественников, москвичи предоставили не «ГАЗели», а комфортабельные «Мерседесы», и ремонт автомобилей, по свидетельствам водителей, проводился уже не в гараже, где автослесари охотно отвлекались от основной работы на разные «шабашки», а у официального дилера. При таких условиях пришлось заключить контракт не на три, а на пять лет, а водители, которые перешли в штат новой фирмы от прежнего подрядчика, даже немного потеряли в зарплате. Были у мужчин и другие вопросы, например, почему им перестали делать прививки, не стали выдавать перчатки и маски, да ещё и намереваются повесить на них дополнительные функции санитаров.

Но постепенно напряжённость, вызванная издержками переходного периода, была снята. В июле, общаясь с журналистами, зампред Дмитрий Матвеев и министр здравоохранения Елена Утёмова высказали полное удовлетворение работой подрядчика и в очередной раз повторили, что система аутсорсинга автотранспорта для скорой помощи даёт положительный эффект.

Разворот на 180 градусов

Всё изменилось в конце лета с приходом Игоря Васильева и его команды. Опыт предшественников в социальной сфере почти сразу подвергся критике, Матвеев и Утёмова были отправлены в отставку, а тут и водители скорой помощи, полгода получавшие зарплату с перебоями, пришли толпой к начальству в сопровождении телевизионщиков и на камеру пригрозили забастовкой.

В тот день руководитель кировского допофиса ООО «ЭСЗ» Владимир Стрельников пояснил, что его компания сейчас запускает аналогичные проекты в других регионах, закупает для этого новые автомобили, поэтому своевременно платить кировским работникам не получается. Впрочем, одним звонком начальству в Москву вопрос был тут же решён, и больше подобных эксцессов не возникало. Но правительству этого было достаточно, чтобы принять решение свернуть практику аутсорсинга в этой сфере.

Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

- Мы не могли остаться в стороне от этой проблемы, встречались с водителями, с региональными представителями. Объясняли, что недопустим невыход какой-либо машины на линию, что это может привести к гибели пациента, - цитирует и.о. зампреда правительства Дмитрия Курдюмова пресс-служба минздрава. - Монополизация рынка предоставления услуг скорой помощи недопустима, а в нашем регионе произошло именно это. Уже тогда мы сделали соответствующие выводы и приняли решение, что услуги скорой медпомощи должна оказывать государственная организация «Станция скорой медицинской помощи».
Переход от частной «скорой» к государственной нынешние чиновники аргументируют теми же словами, которыми их предшественники агитировали за аутсорсинг. И.о. министра здравоохранения Андрей Черняев отмечает, что отказ от услуг коммерческой транспортной компании позволит не только нивелировать риски со стороны частных поставщиков услуг медицинского транспорта, но также повысит доступность и качество скорой медицинской помощи, а бюджетные средства будут расходоваться более эффективно. В доказательство своих слов он приводит следующие цифры: сумма пятилетнего контракта на оказание транспортных услуг скорой помощи с ООО «ЭСЗ» составляет 624 млн. рублей. За эти деньги подрядчик предоставляет в аренду 39 автомобилей. В 2016 году компания за оказанные услуги получила 96 млн. рублей, что составляет порядка 2,5 млн. рублей в год за каждую машину.

- При содержании собственного автопарка ежегодные расходы не превысят 75 млн. рублей, что составит менее 1,9 млн. рублей на один автомобиль, - говорит Черняев. - Таким образом, экономический эффект по данному направлению деятельности только в городе Кирове составит ориентировочно 21 млн. рублей ежегодно.
Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

Кроме того, минздрав собирается провести мероприятия по повышению эффективности использования транспортных средств. В частности, в первом квартале 2017 года часть автомобилей государственной скорой помощи будет переведена на газовое топливо. Правда, сколько бюджет сможет сэкономить на этом, Андрей Черняев не сказал. Зато отметил, что ещё 13,4 млн. рублей Единая служба скорой медицинской помощи получит от оказания платных услуг - перевозки пациентов из медицинских организаций, ремонта автомобилей сторонних лиц, сдачи в аренду машиномест для стоянки и многого другого. Таким образом, у ЕССМП появится возможность ежегодно обновлять автопарк на 3-4 машины.

- Сумма экономии от всех мероприятий составит не менее 30 млн. рублей в год, то есть почти 150 млн. рублей за пять лет. Эта сумма примерно равна годовому финансированию одной из центральных районных больниц. Сэкономленные средства мы направим после перерасчёта на подведомственные учреждения, заработную плату, приобретение медикаментов, - подчеркнул Дмитрий Курдюмов.

Новая метла по-новому метёт?

Впрочем, причина, по которой система аутсорсинга медицинского транспорта, ранее считавшаяся удачной, вдруг враз была признана рискованной и неэффективной, может быть и другой. Есть один примечательный факт: публичный демарш водителей в офисе работодателя с угрозами устроить забастовку произошел в тот же день, когда правительство региона утвердило «дорожную карту» по поэтапному созданию Единой службы скорой медицинской помощи - 5 сентября. Именно эту дату в ходе своего доклада на недавнем заседании правительства назвал Андрей Черняев. Очевидно, что столь важный стратегический документ не может быть разработан и утвержден за один день. Из этого напрашивается вывод, что отказаться от услуг частной транспортной компании новый состав правительства собирался изначально, а возмущение водителей задержкой зарплаты был использован лишь как повод начать «бракоразводный процесс».

Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

Отчасти эту версию подтверждают слова одного из водителей «скорой», который попросил не называть его имени. По словам мужчины, история с возможной забастовкой была раздута искусственно:

- Это был мыльный пузырь. Да, полгода была напряжённая ситуация. Не то чтобы нам не платили, просто регулярно задерживали. Самый большой просрок был недели две. Это неприятно, конечно, но не критично. Мы тогда просто собрались и пришли в офис к начальству поговорить. А СМИ уже раздули, что мы чуть ли не бастовать собираемся.
Он же отмечает, что о возможных проблемах в компании заговорили скоро после назначения врио губернатора Игоря Васильева.

- Нам сказали, что нового главу региона аутсорсинг не устраивает, так что нас, скорее всего, будут выдавливать с рынка, - вспоминает мужчина.

Разброд и шатание

Были ли на самом деле в компании подобные опасения, мы попытались узнать в ООО «Эффективная система здравоохранения», но руководитель кировского офиса Владимир Стрельников ответил нам, что не уполномочен общаться с прессой. А в центральном офисе компании в Москве не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, пояснив, что директор в отъезде.

Что сейчас происходит на «Станции скорой медицинской помощи города Кирова», нам удалось узнать у водителей. По их словам, пока там царит полный бардак. С понедельника, 16 января, водители первой (головной) подстанции, пришедшие с утра на работу, столкнулись с тем, что дневные смены теперь осуществляет автотранспорт государственной «скорой». А частной компании теперь достались только ночные смены.

- Сказали: идите домой, в ваших услугах не нуждаемся. Просто поставили перед фактом. То есть, получается, взяли и сократили количество смен, - говорит один из водителей. - А врачи теперь каждую смену таскают оборудование из одной машины в другую. Маразм.
На остальных подстанциях Кирова столь массовой замены транспорта пока не происходит. Но из 160 водителей, которые прежде работали в ООО «ЭСЗ», около трети уже написали заявления об увольнении.

- Люди в подвешенном состоянии, они не знают, что делать. В государственную «скорую» уходят не потому, что там условия лучше. Да, они обещают платить не 65 рублей в час, как мы сейчас получаем, а 80 рублей. Но мы сколько уже хозяев сменили, этим обещаниям уже особо не верим. Люди просто боятся потерять работу. Потому что понимают, что нашего работодателя всё равно рано или поздно вытеснят, а Единая служба сейчас берёт всех, в том числе новеньких, поэтому «старикам», которые «засидятся» у частника, может просто не хватить рабочих мест.
Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

На вопрос, где работать лучше - в частной «скорой» или государственной - наш собеседник ответил, что с точки зрения водителя у частника работать лучше.

- Сами машины лучше, техобслуживание организовано лучше, водители действительно не занимаются ремонтом сами. Плюс сама логистика эффективнее построена. Например, простая процедура предрейсового осмотра. У частника мы её проходим на своих подстанциях. Это здорово экономит время. А на государственной скорой сейчас, как и раньше, врач сидит на главной подстанции, и водители к 7 утра со всего города едут туда. Час стоят в очереди на осмотр, а потом по пробкам в самый час пик едут на свои рабочие места. А в итоге нервы и задержка вызовов.

Очень, очень осторожно

В то время как правительство ратует за возвращение скорой помощи государству, а водители «топят» за аутсорсинг, есть и те, кто выступает за компромиссный вариант. Например, заместитель председателя комитета по социальным вопросам ОЗС, главный врач Кировской горбольницы №2 Ирина Морозова полагает, что в самой идее аутсорсинга есть немало плюсов, но внедрять эту систему надо аккуратно и не допускать монопольного положения одной фирмы.

Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

- Для каждой медицинской организации эффективность того или иного аутсорсинга надо считать индивидуально, - комментирует Ирина Геннадьевна. - Например, по нашей больнице было так: наш транспортный цех тоже пытались отдать частнику, но мы сделали расчёт и доказали в минздраве, что нам это невыгодно. Потому что наша больница находится на окраине, а автобаза - в центре города, и экономически целесообразнее иметь свой автопарк под боком, чем каждый раз гонять транспорт в такую даль. А, например, питание пациентов отдать подрядчику оказалось очень правильно. Экономия вышла даже больше, чем мы планировали, а в качестве пищи мы нисколько не потеряли. Но прежде, чем в этом убедиться, мы целый год держали наш пищеблок в законсервированном состоянии, чтобы в случае, если наши расчеты не оправдаются, мы могли вернуться к старой схеме. То есть нельзя сразу, пока еще не проверена эффективность, заключать договор об аутсорсинге на долгий срок и уничтожать государственную альтернативу. В этом, возможно, и была недоработка прежней команды. Но сама по себе эта практика имеет право на жизнь.

Что изменится для пациентов

На самом деле, какая машина скорой помощи привозит вам на дом врача - частная или государственная - для пациента большого значения не имеет. Это лишь вопрос внутренней организации службы. Главный критерий - позволят ли заявленные изменения сократить период между звонком в «03» и приездом врача.

Сегодня время прибытия «скорой» по вызову строго регламентировано: 20 минут в городе и 40 минут на селе. Если вызов не экстренный (то есть состояние больного не угрожает его жизни), то время прибытия врача может составить до двух часов. В минздраве ставят задачу на 2017 год - сделать так, чтобы не менее 81% выездов скорой помощи укладывалось в этот норматив.

Государство на подмогу. Выиграют или проиграют кировчане от реформы скорой медицинской помощи

Дмитрий Курдюмов обещает, что возврат к государственной «скорой» улучшит качество её работы, но не объясняет, за счёт чего. Если речь идёт только о риске забастовки водителей и, как следствие, невыходе машин на линию, то чисто теоретически задержка зарплат может случиться и в государственном секторе. Тем более, что в конце календарного года с такими отсрочками работники бюджетной сферы сталкиваются уже чуть ли не постоянно.

Если говорить о самом автопарке скорой помощи, то на смену «Мерседесам» теперь снова придут «ГАЗели» и «УАЗики» (именно их Кирову выделила Москва), которые по комфортабельности уступают немецкому автопрому. Кроме того, далеко не все машины, стоящие теперь на балансе государственной «скорой», новые. То есть пациент от такой замены явно не выигрывает.

А вот то, что действительно по логике должно ускорить приезд скорой помощи, - это создание Единой диспетчерской службы для всей Кировской области. Процесс был запущен ещё в июле прошлого года, а 1 января он был завершён. На сегодня во всех диспетчерских службах отделений скорой помощи в районах установлена автоматизированная система управления с единым центром приёма вызовов на базе «Станции скорой медицинской помощи города Кирова». Диспетчеры Единой службы будут разделять вызовы на экстренные и не экстренные, находить бригаду, самую близкую к месту нахождения пациента и отслеживать исполнение вызова. Улучшения от новой системы диспетчеризации должны почувствовать, прежде всего, жители районов, так как теперь у диспетчеров появится возможность направлять на вызовы бригады скорой не только своего района, но и соседних.



Фото: novosti-dny.com, navigator-kirov.ru, nyocheninteresno.ru, medkirov.ru, нововятск.рф, trishurupa.ru,permv.ru

Все соцсети
Комментарии
10
 
Комментарии (10)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!