Кировчане вновь устроили давку из-за бесплатных партийных сувениров.
21 октября в Киров уже второй раз в этом году прибыл агитпоезд ЛДПР. Это целый железнодорожный состав с активистами и агитаторами партии: во время остановок они раздают бесплатные сувениры и собирают обращения к лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Поезд несколько дней колесит по стране в погоне за народной любовью, но такой политический пиар даёт неоднозначные результаты. Из-за грошовых подарков с партийной символикой на перронах разворачиваются настоящие баталии, и Киров не стал исключением. За аттракционом неслыханной щедрости на вокзале наблюдал журналист портала Свойкировский.
Холодный осенний вечер: над Кировом впервые закружил снег, а лужи на перроне покрылись хрупкой, почти невидимой коркой льда. Нарастающая суета в толпе заставляет забыть о непогоде. Кировчане, которые пришли встречать агитпоезд ЛДПР, находятся в полной боеготовности, как легкоатлеты на низком старте. Состав прибудет с минуты на минуту: бывалые люди уже знают, что вскоре придётся применить всю свою силу и ловкость.
На перроне столпились по меньшей мере две сотни человек — на выборах о таком ажиотаже можно только мечтать. Потенциальный электорат весьма разнообразен: есть и подростки, и родители с детьми, и даже пара беременных девушек. Но больше всего пожилых женщин от 60 лет и старше. Среди народной массы синеют жилетки кировских активистов ЛДПР. Они первыми прибыли на перрон, чтобы начать принимать обращения от кировчан.
- Хотите на судьбу пожаловаться? Вот, напишите Жириновскому, — любезно предлагает одна из активисток растерянному дедушке. Со всех сторон люди протягивают волонтёрам листочки с жалобами на капремонт, низкие пенсии и произвол чиновников.
— Мои предыдущие жалобы эффекта не произвели, — признаётся одна из пенсионерок, — потому что они (ЛДПР — прим.ред.) опускают их к нам, вниз, в местные органы власти. Но сейчас я попросила Владимира Вольфовича, чтобы так не делали, потому что у нас никто с ними не работает. Надеюсь, что он поможет.
Коробки для жалоб в считанные минуты заполняются письмами, а в небольшой толпе вокруг волонтёров начинается первая давка. Праведный гнев теперь обрушивается не только на чиновников, но и других пенсионеров — товарищей по несчастью.
— Да отойди ты, дай написать! — раздражённо отпихивает локтем незнакомца пожилая женщина в окружении других просителей.
Но вот агитпоезд ЛДПР прибывает на перрон, и о жалобах все как будто забывают. Толпа утекает к подножкам вагона, из которого выныривают волонтёры с партийными сувенирами, и набрасывается на подарки, как стая рыб на приманку.
— Огромная просьба: будьте взаимовежливы, — первым делом призывает ведущий мероприятия, пока на перроне уже начинается переполох. — Мы здесь стоим целый час, у нас всё рассчитано. Каждому обязательно достанется подарок от Владимира Вольфовича Жириновского. Не толкайтесь, не переживайте.
Щедрые дары от Владимира Вольфовича — это пакеты, кепки, футболки, кружки, школьные дневники, тетради, рюкзаки и чай — всё с надписью «ЛДПР». Самая ожесточённая охота ведётся на одежду, но и пакеты пользуются большим спросом.
— Подождите, вы куда лезете?! Всем хватит, пожалуйста, не надо меня толкать! Я всем всё выдам! — волонтёр с кепками пытается перекричать речи депутатов о бедственном положении в стране и пятится назад, пытаясь спастись из окружения пенсионеров.
— Это ужас! Вырывают ведь прямо из рук! Как дикари! — с надрывом сетует бабушка, пробившаяся сквозь скопище людей обратно к своим подругам.
Сверху зрелище напоминает людское море с несколькими небольшими воронками, в центре которых среди протянутых рук утопают волонтёры. Море бурлит: в гуще толпы раздаются стоны, тяжёлые вздохи, всхлипывания и причитания, иногда мат. Хотя у некоторых пока хватает сил на улыбки и самоиронию. «Ну чё ты, позоримся ведь», — подкалывает подругу пенсионерка.
Выступление московских и кировских агитаторов тем временем происходит как бы в параллельном мире: сражений за бесплатные сувениры они не замечают. Волна «народной любви» обрушилась на волонтёров с подарками, и лишь 15–20 человек подходят, чтобы послушать речи агитаторов. Юристов, продолжающих собирать жалобы, слишком большим вниманием тоже не балуют.
Среди толпы можно заметить несколько одиноко стоящих молодых людей. Они пришли сюда исключительно ради шоу и сейчас спокойно наблюдают за бесплатной ярмаркой со снисходительной улыбкой.
— Жалоб у меня нет. Я пришёл посмотреть на это стадо, как люди дерутся за халяву, — рассказывает один из них. — Почему так происходит? Наверное, дело в нищете.
— Когда мы ездили, единственным нормальным регионом была Владимирская область, там люди организованно выстраивались в очередь, — поделился ещё один зритель Алексей, который в прошлом году был соорганизатором агитпоезда ЛДПР. — В Кирове к нам тогда так же подошла журналистка и сказала: «Вы знаете, я сегодня посмотрела фильм «Голодные игры». Здесь то же самое происходит». После этого мероприятия нам посыпалась волна жалоб от бабушек, что им не досталось подарков. А у самих сумки были набиты чаем на 12 лет вперёд. В общем, русский народ непобедим.
Алексей не лукавит: у некоторых людей пакеты уже настолько распухли от бесплатной сувенирки, что вот-вот лопнут. Благо, организаторы позаботились и о пакетах — за них тоже идёт ожесточённая борьба. В вечерней полутьме люди не видят, что несёт в руках очередной волонтёр, но, заметив синий партийный жилет, со всех ног бегут на раздачу всё тех же футболок, кепок, тетрадей и дневников. Старики забывают о немощности, молодёжь — об уважении к старости.
— Стоять, стоять! — испуганно кричит молодой человек, сдавленный плотным кольцом людей, жаждущих ещё одной партии сувениров. Его лицо от усталости покрылось потом.
На 40-й минуте стоянки поезда в давке падает первый человек. К счастью, никого не затоптали: за соблюдением порядка бдительно следит десяток полицейских с видеокамерами — на всякий случай. Одному из них тоже достаётся локтем в бок. «Ну меня ещё начните толкать!» — раздражённо огрызается помятый народом полицейский.
- У нас очень много вопросов по срезанию льгот. И сегодня, когда принимается бюджет области, мы видим, что единороссы опять собираются срезать социальные выплаты. <…> Люди, которые всю жизнь проработали на страну, имеют право на достойную старость, — на фоне терзающей грошовые сувениры толпы выступление Кирилла Черкасова кажется горькой иронией.
«Дайте, дайте футболку! Мне дайте!» — не утихает «золотая» лихорадка на перроне. А в толпе за бесплатным чаем в ход, помимо локтей, уже пошла клюка. Огретая своей ровесницей бабушка, как ошпаренная, отскакивает прочь с проклятиями. «Давайте будем друг друга уважать! Не надо со злобой, пожалуйста! Давайте не будем драться!» — умоляет волонтёр.
Зачем людям вся эта куча хлама, никто толком пояснить не может. «Подарить знакомым», «на даче поносить», «на память», «не знаю» — такие краткие ответы можно услышать в ответ на простой вопрос. Догнав двух вполне прилично одетых школьников, которые отбежали в сторону, чтобы упаковать добычу в рюкзаки, выясняем, что тетради у них и так были. А жалобы, наоборот, отсутствуют. Всем происходящим в стране они довольны.
Спустя час после остановки агитпоезда вокзал начинает пустеть, хотя сувениры всё ещё продолжают раздавать. На перроне остаются около 40 человек, которые рыскают в поисках новых подарков. Их раздают уже не только активисты ЛДПР: двое юношей набрали так много пакетов, что пришлось от них избавиться — на радость страждущих. Преследуют их точно так же, как волонтёров.
Любопытство и праздничный азарт, которые можно было наблюдать в начале мероприятия, окончательно сменяются разочарованием и усталостью. Одной из старушек так и не досталась пачка бесплатного чая, другая бабушка, держа стопку партийной мелочёвки, спешно ковыляет к остановке с разодранным правым сапогом — подошва не выдержала натиска толпы. Есть ли у неё деньги на новую обувь, непонятно. Агитпоезд ЛДПР с багажом жалоб от нищих пенсионеров отбывает с опустевшего вокзала под неуместное «Прощание славянки». Вслед ему машут только свои.