«Главное не дать оценку знаний, а дать сами знания». В чём проблемы дистанционного обучения

С 13 апреля все общеобразовательные организации Кировской области перешли на дистанционную форму работы. Некоторые школы опробовали новый формат обучения на неделю раньше. Портал Свойкировский провёл круглый стол, на котором мы поговорили со специалистами о том, что вообще должно представлять собой дистанционное образование, как оно реализуется сейчас, какие проблемы вскрылись и как с этим работать дальше.

Член Общественной палаты Кировской области, директор центра информационных технологий «Познание» Инна Вылегжанина отметила, что в областную систему образования входит 1 300 организаций разного уровня и 270 тысяч человек, из них 25 тысяч педагогов. По её словам, в законодательстве нет понятия «дистанционное обучение», есть только обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронное обучение. Поэтому система образования не была способна одномоментно перейти на новый формат работы без сбоев.
Дистанционное образование показало, что в Кировской области, да и во всей стране в целом, есть цифровое неравенство: 25% детей в России не могут обучаться удалённо полноценно. Оказались не готовы к новой системе и учителя, которым пришлось осваивать механизмы «дистанционки» за несколько дней.
Уполномоченный по правам ребёнка Кировской области Владимир Шабардин добавил, что в области большое количество учеников и школ, и у всех разные условия. К примеру, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, а некоторые школьники проживают в районах, где даже мобильная связь есть не везде.
По словам Владимира Валерьевича, не все учителя перестроились на новую работу. Например, у них есть опасения, что троечник может случайно получить четвёрку.
Советник при ректорате «Института развития образования Кировской области» Галина Кобелева заметила, что для городских и сельских школ предусмотрены разные форматы работы.
- Обучение должно быть гуманно, педагог должен отнестись с пониманием к той ситуации, в которой оказался ребёнок, родитель. То, что успевает класс вместе с учителем в рамках 40 минут в школе, и то, с чем ребёнок должен один справиться за 30 минут, - это разные вещи. Учителю необходимо перестроить материал, который предлагается ребёнку, чтобы это было и разнообразно, и не противоречило нормам СанПиНа, и эффект от этого был, - подчеркнула она.
Детский омбудсмен уверен, что система должна быть выстроена с учётом особенностей каждого ребёнка и каждой семьи. Так, есть семьи с несколькими детьми, и если всем необходимо будет в одно время выйти в онлайн даже при наличии ноутбуков, интернет-провайдер может просто не выдержать.
По словам Владимира Шабардина, в сложившихся условиях ребёнок стал главным раздражителем во многих семьях. Если раньше он приходил из школы и сам делал уроки, то теперь он вынужден постоянно дёргать родителей, потому что он не может зайти на какой-то ресурс или у него что-то не открылось.

«Нужна физкультминутка»

По мнению многих родителей, на «дистанционке» необходимо отменить задания по физкультуре, музыке, рисованию и технологии. Педагоги же, напротив, уверены, что эти предметы необходимы и дают отдохнуть от серьёзных заданий.
Директор Вятской Гуманитарной гимназии Валерия Вологжанина заметила, что физкультминутка есть в начальной школе даже при очном обучении. По её словам, детям нужно время на творчество, главное, чтобы занятия были интересные. Её поддержала куратор РУМЦ, директор педагогического института ВятГУ Галина Симонова. По её словам, из-за сидячего образа жизни физкультура сейчас особенно необходима, только она должна быть адаптирована к нынешним условиям.
Шабардин в качестве примера привёл задание - снять на видео, как ребёнок по комнате пробегает 400 метров. Помимо абсурдности самого задания, омбудсмена волнует вопрос, что эта запись потом попадёт в сеть, а над ребёнком могут начать смеяться, чего, разумеется, не хотелось бы ни родителям, ни самому ученику.

Обратная связь от учителя

Немаловажной проблемой является оценка знаний, полученных на дистанционном образовании. Кто-то из школьников может списать, а кто-то - получить плохую оценку из-за проблем с техникой.

Валерия Вологжанина полагает, что совсем без оценки школьников оставлять нельзя. Особенно сильно обратной связи от учителя ждут ученики начальных классов: им нужны одобрение и похвала. Для старшеклассников же оценки - момент внешнего контроля.
- Что касается объективности оценки, то когда школьники придут в классы, учитель путём опроса и срезовых работ определит, какой ученик справился с материалом, какой недоработал. Все проблемы в дистанционном образовании, которые, несомненно, есть, будут ликвидированы, когда выйдем на очную форму. В начале учебного года достаточно времени для повторения, - рассказала она.
Инна Вылегжанина считает, что оценивание - это внешняя мотивация, а нужна ещё и внутренняя.
- Сейчас очень важно не отбить желание учиться, - пояснила она. - Говорят, что в ситуациях неопределённости побеждают те системы, в которых есть гуманитарный баланс. У нас сейчас есть проблемы с техникой и с человеческим отношением друг другу у учителей, детей и родителей. Взаимоотношение всех участников процесса - это то, что поможет выйти из ситуации. Сейчас нужно терпение, больше доброты к друг другу, и тогда система точно справится.
Владимир Шабардин добавил, что главное - не дать оценку знаний, а дать сами знания.
Галина Симонова подчеркнула, что эмоциональная, поддерживающая, стимулирующая, корректирующая оценка и отметка - та самая, которая выставляется в балльной системе, - важны для ребёнка в любом возрасте и на любом этапе. Это обратная связь и для учителя, и для школьника, чтобы понимать куда и как ребёнок движется, отметила она.
- Педагоги должны выстроить образовательный процесс так, чтобы это было по силам сделать ребёнку. Родитель может помочь лишь в технических, организационных вопросах, но никак не в содержательных. Ребёнок должен осваивать то, что ему предлагается, в самостоятельном режиме в диалоге с учителем. И должна быть обязательно обратная связь от ребёнка и родителя учителю: что трудно, что не получается, где не справляется, где тяжело. Тогда этот треугольник будет работать как равносторонний, и будут реальные результаты удовлетворённости и комфорта у каждого, потому что в любой ситуации учёба должна дарить радость и удовольствие, иначе ничего не получится. И родители должны снять с себя излишнее бремя ответственности, детям нужна самоорганизация, - рассказала Галина Ивановна.

Возможности дистанционки

Спустя две недели дистанционного обучения уже можно сделать первые выводы по эффективности и дальнейшему использованию нового формата. По мнению Владимира Шабардина, дистанционное обучение - это пока «способ выживания в образовательном пространстве, серьёзный вызов для всех и всей системы». В будущем опыт работы позволит родителям общаться с классным руководителем и директором школы в режиме онлайн постоянно.
Валерия Вологжанина считает, что новый формат можно будет использовать при обучении детей, которые, например, участвуют в соревнованиях или долго болеют. К тому же все оценили значимость живого общения между учителями и детьми.
По словам Инны Вылегжаниной, система образования изменится: учителя будут использовать новые платформы, а школьники смогут получить дополнительные знания от профессора университета.
Галина Симонова считает, что изменится система взаимоотношений в семье - родители будут более бережно относиться к своему ребёнку и его учёбе.
Родители могут позвонить по всем вопросам дистанционного образования на горячую линию. Также Институт образования проводит каждую неделю педсоветы и родительские собрания на областном уровне.
Фото: pixabay.com