Фабрика айтишников. Как и зачем основатели посёлка программистов прокачивают учителей информатики Слободского

В середине ноября основатель посёлка программистов и школы программирования «Хуториум» (сейчас «Фабрика программистов» - прим. ред.) Алексей Конышев запустил социальный проект по обучению учителей информатики современной веб-разработке. Экспериментальной площадкой стал Слободской колледж педагогики и социальных отношений, именно там в течение месяца обычные учителя бесплатно получат навыки, которым другие обучаются за деньги. После чего они смогут помогать своим ученикам осваивать новые технологии и язык программирования ещё до поступления в вуз. Зачем? Чтобы люди наконец-то начали зарабатывать и лучше жить//

- Мы живём в стране, где довольно много проблем, - считает Алексей. - А жить хочется в нормальной стране. С нашей точки зрения, корень большинства проблем в том, что у людей мало денег. Особенно в глубинке это хорошо заметно, и люди от этого реально страдают, происходят ужасные вещи.

«Я смирился с тем, что меня учит мой ученик»

В субботу после обеда в педколледже пусто. Широкая лестница с коваными перилами ведёт на второй этаж, где будет проходить второе по счёту очное занятие. В кабинет нас провожает Артём Зырянов - член команды «Фабрика программистов» и модератор проекта по обучению учителей-менторов. Говорит, отвечает за человечность. Сам Артём - тоже программист, родом из Саранска, семь лет прожил в Москве, два месяца назад приехал в Киров. Ему 27, он получает удовольствие от жизни «на чемоданах», и как только школа программирования будет готова выйти за пределы региона, Артём поедет за ней - внедрять проект на новом месте. Игровые удобные клавиатуры здесь - https://www.clife.ru/igrovye-klaviatury/hyperx/

В кабинете информатики пока тоже пусто, первым приходит улыбчивый парень, здоровается и кидает на стул рюкзак. «Знакомьтесь, - говорит Артём, - это преподаватель курса. Его зовут Денис».


Денису Малых 20 лет - джинсы, вязаный свитер, волосы, забранные в пучок на макушке. Он, смущаясь, садится на стул и рассказывает, как полгода назад впервые стал наставником для взрослых, уже состоявшихся людей. Они приехали в летнюю школу программирования учиться современным технологиям разработки. Незадолго до этого Денис был участником похожего проекта, рассчитанного на школьников:

- Мы с Лёшей (Алексеем Конышевым - прим. ред.) познакомились, когда я ещё учился в школе. Он приходил к нам преподавать, научил меня многим вещам. Я поступил в университет на факультет фундаментальной информатики. Думаю, раз я многое умею, надо чем-то занять себя, стал искать работу. На втором курсе я уже работал разработчиком, имел дело с блокчейном. Однажды мне написал Лёша и спросил, не хочу ли я попреподавать в школе программистов, которую он планирует делать летом. Я был не против, это интересно - какой-то экспириенс для себя получить. С июня я там преподавал. В августе был последний заезд участников, все разъехались, а мы решили толкать эту тему дальше.

Денис родом из Слободского, учился в лицее, а сейчас - на третьем курсе ВятГУ. Говорит, уже смирился с тем, что в вузе не дают то образование, которое реально требуется программисту, чтобы быть востребованным на рынке. И его однокурсники, которые «ударно» посещают занятия, но не имеют опыта работы, скорее всего, не смогут успешно себя применить.


- На первом-втором курсе, когда преподаватель что-то рассказывал, я слышал, что это какие-то не актуальные на сегодняшний день вещи, что всё уже устарело. Я вступал в дискуссию, рассказывал про новые технологии, которые используются в современном программировании. Были преподаватели, которые обижались. Им было неприятно, но со временем это прошло. Да и моё желание кого-то поправлять угасло, я понял: сколько бы я ни говорил, у них есть программа, они по ней преподают и ничего не поменяется.

Пока мы разговариваем, в кабинет заходят люди. Среди них молодой невысокий мужчина с хорошей осанкой. Типаж Нестора Петровича из доброго советского фильма «Большая перемена». Его зовут Михаил, он уже 10 лет преподаёт информатику, буквально три года назад он был школьным учителем Дениса Малых, а теперь он участник пилотного проекта.


- Денис - мой бывший ученик. Я его отучил, он сдал ЕГЭ, поступил в вуз. Когда мы только начали проходить курс, я увидел, что Денис проверяет мои работы. Есть в этом небольшой диссонанс, конечно. Но в принципе, ничего такого, ведь это за пределами школьной программы и даже программы вуза. Поэтому то, что я каких-то вещей не знаю - это нормально. Я смирился с тем, что меня учит мой ученик, - улыбается Михаил, - И мы с Денисом хорошо общаемся, разговариваем уже на равных.

Сам Денис чувство дискомфорта тоже преодолел. В своих компетенциях он не сомневается. Говорит, за спиной несколько интересных сложных проектов. Самый значимый из которых - криптобиржа. При этом он отдаёт себе отчёт, что не каждому учителю легко принимать знания от 20-летнего парня и для многих сам процесс обучения - борьба. Ведь есть привычная программа, и учителям приходится пересиливать себя, чтобы осваивать новые технологии и язык программирования.


«Профессия будущего, да и настоящего тоже»

В классе пять человек. Все они учителя информатики местных учебных заведений. Им от 30 до 60 лет. Программа обучения построена на самостоятельном выполнении заданий. Каждый участник проекта получает доступ к системе «Фабрика программистов» и в течение недели проходит какое-то количество модулей. Скорость выполнения заданий зависит от профессионального уровня, интеллекта и мотивации участников. Кто-то показывает хорошие результаты, кто-то идёт медленно, кто-то просто выходит из игры. Все задания уходят на проверку менторам - Алексею Конышеву и Денису Малых. По субботам проходит очное занятие, где можно задать вопросы и разобраться в сложных вещах.


- Я как учитель всегда проецирую на школу. Я увидел этот курс, прошёл первый модуль, сейчас заканчиваю второй и вижу, что школьникам даже с нашей поверхностной программой можно чуть больше давать из этого курса, - говорит Михаил. - Лично мне это тоже нравится, я могу это применять на практике, чтобы создавать свои сайты, и в будущем, может быть, заняться этим профессионально. Эти люди показали себя профессионалами, у них всё серьёзно: опыт, наработки, желание нам помочь, поэтому я им доверяю.

На вопрос, для чего ему нужны эти навыки - для расширения преподавательских компетенций или для старта в новую профессию, Михаил подбирает слова. Но потом вздыхает и говорит, что было бы неплохо набраться опыта и перебраться в посёлок программистов, зарабатывать деньги. К тому же жена давно намекает, что пора заканчивать с учительством.

- Профессия веб-разработчика, конечно, высокооплачиваемая, престижная, это профессия будущего, да и настоящего тоже. Поэтому, если получится, почему бы не попробовать. Но как я уже понял, совмещать не получится, надо будет выбирать. И преподавание, и веб-программирование очень много времени отнимают.

«В этом колледже учат технологиям, которые вымерли лет 20 назад»

Пока учителя усаживаются за компьютеры, в кабинете появляется Алексей Конышев. Неприметный худой мужчина в спортивной толстовке совсем не похож на преподавателя. Он понимает, что сегодня придётся общаться не только с учениками, но и с журналистами. Дав в своё время десятки интервью по поводу уникального для России опыта создания посёлка программистов, Алексей по-прежнему не любит лишнего внимания и заметно волнуется в разговоре. Говорит, то, как родилась идея соцпроекта для учителей информатики, так сразу не объяснить. Начинает издалека:


- Весной, после всплеска интереса к посёлку, приезжали ребята из Москвы. Мы с ними пошли прогуляться по территории и обнаружили мужика, который лежал с признаками инсульта. Мы вызвали скорую, подождали минут 30, она не приехала. Мы вызвали такси, и оно приехало через 5 минут. Это уже говорит о том, как у нас работают государственные и частные службы. Мы кое-как запихали его в такси, а он здоровый такой, даже по диагонали не влезал. Позвонили в скорую, договорились, что нас там встретят. Приезжаем в больницу, там ни сном ни духом, я захожу, а там никого нет. Думаю, нифига себе, скорая помощь. Иду по коридорам, нахожу уборщицу, спрашиваю, куда человека сдать? Мне говорят, в приёмный покой. Но в приёмном покое тоже никого нет. Приходит врач через пять минут, говорит: «Ну, привезли, так заносите». Я говорю: «Как заносите? Там ступеньки, как мы его потащим? Может, санитары занесут?» Она отвечает: «Ты совсем что ли? Санитаров уже лет 15 нет, потому что бюджета на них нет»…

Это история о том, что если нет денег у людей, то налогов в бюджете тоже мало, и это сильно отражается на социальных функциях государства, поясняет Алексей.


Он рассказывает, как недавно работал тимлидом (лидером группы разработчиков - прим. ред.) на удалёнке с зарплатой несколько сотен тысяч рублей в месяц. Искал грамотных людей в команду, и с этим традиционно большие проблемы. Найти хорошего разработчика даже за хорошие деньги в России сложно, на это уходят месяцы. Их мало, рынок «голодный». Почему государство их не готовит? Основная причина в том, что школы и институты просто не могут себе этого позволить.


Алексей быстро и очень внятно объясняет, почему его нынешний коллега Денис Малых, приходя в вуз, вынужден учиться тому, что давно устарело.

- Веб-разработка - это область знаний, где всё меняется за 1-2 года. Тот курс, который я два года назад здесь, в лицее, делал, этой весной мне пришлось переписывать. Прошло четыре месяца, мне снова надо его переписать, потому что многие вещи устарели. У институтов и школ никогда не будет бюджетов, чтобы за этим угнаться. В этом колледже учат технологиям, которые вымерли лет 20 назад. Они нигде никогда не используются. Студент выходит из института - и он просто ноль. Мы придумали способ это изменить.

Глобальная цель проекта - ежегодно выпускать несколько программистов-разработчиков, чтобы те, не выезжая из своего посёлка, города, региона, могли зарабатывать деньги - хотя бы 50-100 тысяч рублей.


- Представьте себе, как бюджет этого населённого пункта будет меняться при системе, если каждый год таких высокооплачиваемых специалистов штамповать. Мне кажется, это может кардинально преобразить всё. Но если двигаться исключительно на коммерческих началах, мы этого никогда не добьёмся, потому что денег, напомню, у многих просто нет. Проспонсировать это для всех школьников мы тоже не можем, поэтому решили научить учителей информатики. Хотим сделать так, чтобы они сами могли выступать менторами.

Даже с учётом системной подготовки веб-разработчиков уровня «джуниор», перенасыщение рынка невозможно в ближайшие несколько десятков, а то и сотен лет, считает Алексей Конышев. То, как устроен рынок, он объясняет на примере разработки смартфонов. Чтобы они появились как явление, понадобился совокупный труд тысяч разработчиков. И это не уменьшило рынок, а наоборот, увеличило его. Так происходит сейчас с блокчейном и другими технологиями. Потребность в разработке снизится, только когда человечество автоматизирует все задачи, которые перед ним стоят.


«Заинтересованность, логика и способности»

Несмотря на то, что за компьютерами учителя, это похоже на типичный урок информатики. Кто-то сосредоточенно выполняет задание, кто-то активно общается с коллегой за соседним компьютером, кто-то часто оборачивается, ища глазами ментора. Денис и Алексей подходят к каждому, у кого возникли трудности, садятся рядом и объясняют, как решить проблему. Самый успешный ученик в этом проекте - Мария Тюкова, ей 31 год, она преподаёт информатику в Слободской гимназии. О проекте узнала на окружном собрании учителей, где выступал Алексей Конышев, решила попробовать.


- Сложно, приходится много читать, искать примеры, - признаётся она. - Поэтому, можно сказать, что работаю над заданиями методом проб и ошибок. Хочется проверить себя, научиться чему-то большему. Думаю, результаты будут у каждого, кто в этом реально заинтересован, у кого хорошо работает логика и есть способности к программированию.
На вопрос, не смущает ли её юный возраст главного ментора, Мария смеётся. Она не знала, что Денису 20 лет, была уверена, что он ещё моложе.

«В Кирове всё закончилось на уровне бреда»

Через две недели начнутся первые занятия со школьниками, где менторами будут выступать учителя, успешно прошедшие все модули программы. В той школе, где появится ментор, любой ученик сможет зарегистрироваться в системе и получить бесплатный доступ к заданиям. Задания будут отправляться на проверку учителю. Но пока эту возможность получит только Слободской.


- Слободской нам удобнее территориально, - объясняет Алексей, - посёлок программистов недалеко от него. Мы сначала в Кирове хотели запустить проект, но всё закончилось на этапе бреда. Практически обо всём уже договорились со школами, а потом произошла Керчь (17 октября - массовое убийство в керченском политехническом колледже - прим. ред.), и все школы «посыпались»: «Никаких сторонних мероприятий, всё круто, но не сейчас».

Однако, если эксперимент удастся, учителей информатики будут обучать веб-программированию не только в Кировской области, но и по всей стране. В планах основателей проекта - открыть приём заявок на обучение. Те города, откуда поступит наибольшее число заявок, получат грант «Фабрики программистов» и смогут стать участниками проекта.