Это вам не Чернобыль. Главные вопросы о переработке особо опасных отходов на объекте «Марадыковский» и ответы на них (какие есть)

Перепрофилирование объекта «Марадыковский» обсуждается уже давно - с тех пор, как в 2015 году на нём завершили уничтожение химического оружия. Само предприятие ещё не закрыто, его сотрудники сейчас занимаются ликвидацией последствий уничтожения химического оружия. После завершения этих работ (в декабре 2019 года) с предприятия будут уволены более ста человек. В 2017 году в кировском сегменте соцсетей прошла настоящая волна паники: мол, на базе предприятия будет работать «ядерный могильник». Тогда возможность утилизации на «Марадыковском» отходов I и II класса опасности лишь робко прогнозировалась. Однако спустя два года далёкие планы стали реальностью: 30 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление.

29 мая на площадке дискуссионного клуба «Вечерний» прошли так называемые нулевые чтения будущего проекта, на которых жители области могли задать вопросы губернатору и представителю «РосРАО» - организации, которая занимается транспортировкой и утилизацией радиоактивных и особо опасных отходов (на «Марадыковском» она выступит в качестве застройщика). Как работа «Марадыковского» скажется на здоровье кировчан, что будет с экологией и почему именно Кировской области «посчастливилось» реализовывать проект на своей территории, читайте в нашем обзоре итогов дискуссии.



Главное, что мы узнали:


Что такое отходы I и II класса опасности?

По большей части, это вещества, которые образуются в результате работы промышленных производств. К первому классу относятся, например, бериллий, диэтилртуть, ртуть, полоний, плутоний, фтороводород и оксид, ко второму - бор, кобальт, литий, мышьяк, натрий, нитриты, селен, сероводород, фосфаты, хлороформ и хлор. В быту к опасным отходам относятся ртутные лампочки и батарейки. Как пояснил представитель компании «РосРАО» Максим Корольков, такие отходы либо обеззараживают и утилизируют, либо захоранивают на полигонах.


- Ситуация сложилась таким образом, что предприятия, у которых образуются такие отходы, отдают их на захоронение, потому что это дешевле, - рассказал Корольков. - Этим пользуются криминальные структуры, и тогда эти опасные отходы появляются на берегах рек, в оврагах и так далее. Да, возбуждены десятки тысяч уголовных и административных дел, но ущерб окружающей среде от этого меньше не стал.

Единственное предприятие, которое занимается утилизацией опасных отходов, находится в Челябинской области. Так что сейчас в России формируется система по контролю за оборотом отходов I и II класса опасности, в результате её реализации их перестанут захоранивать на полигонах. Какие именно вещества будут утилизировать в Кировской области, пока неизвестно, так как проект объекта ещё не разработан.


Почему в проекте участвует именно Кировская область?

Химическое оружие в России уничтожалось на семи предприятиях. На четырёх из них с 2023 года начнут утилизировать опасные отходы. Они находятся на территориях Удмуртии, Кировской, Курганской и Саратовской областей. Почему оставшиеся три предприятия в других регионах для этой цели не подошли, на дискуссии представитель «РосРАО» не пояснил. Но объяснил логику использования бывших предприятий по уничтожению химического оружия для утилизации отходов I и II классов опасности.

- У нас в Российской Федерации огромное количество площадок по размещению отходов, но практически отсутствуют объекты по обезвреживанию отходов, их утилизации или переработке. Естественно, здесь нужно опираться на готовые решения, - подчеркнул Максим Корольков. - На сегодняшний день самые эффективные решения реализованы на объектах по уничтожению химического оружия.


Почему не спросили мнение жителей?

Общественные слушания являются обязательной процедурой для реализации проекта, но сроки их проведения пока неизвестны. «РосРАО» предлагает создать научно-технический совет с участием местных и федеральных учёных, который бы ещё на стадии проектирования оценил технические решения и дал оценку, как те или иные решения повлияют на экологию и здоровье людей. Вице-спикер ОЗС Роман Титов предложил создать группу общественного мониторинга с доступом к объекту и оперативно размещать информацию о показателях содержания химических веществ в воздухе в режиме онлайн.


Вице-спикер ОЗС Роман Титов и общественник Валерий Семенищев

Игорь Васильев добавил, что будет создан информационно-консультационный центр, в котором жители смогут получить ответы на свои вопросы, и тематический портал. Также ситуацию вокруг «Марадыковского» будут регулярно обсуждать на базе Общественной палаты Кировской области.

Откажется ли область от проекта, если по результатам общественных слушаний жители решат, что такой объект им не нужен, непонятно. Ответа на этот вопрос от участницы дискуссии губернатор не дал. Напомним, что глава российского правительства Дмитрий Медведев уже подписал соответствующее постановление о распределении инвестиций на работу четырёх объектов по утилизации опасных отходов.


Почему на базе «Марадыковского» не создали предприятие, не связанное с отходами?

Член «Союза за химическую безопасность» из Котельнича спросила у Игоря Васильева, почему бы объект не использовать для фармацевтической индустрии: такие планы два года назад обсуждались среди вариантов перепрофилирования «Марадыковского». Игорь Васильев ответил, что «Марадыковский» находится в федеральном ведении, а значит, и распоряжаться им вправе только федеральные власти.


Представитель совета по химической безопасности из Котельнича

Максим Корольков, в свою очередь, заметил, что переработка отходов - это тоже химическое производство, и вообще площадка «Марадыковского» большая, на ней могут разместиться и другие производства региона.

- Корпусов много, они пустые, чистые. Я считаю, что это перспективный техно-экопарк, - заключил он.


Куда пойдут отходы, оставшиеся от утилизации?

В результате утилизации и переработки отходов I и II классов будут образовываться другие отходы - меньшего класса опасности. Участников дискуссии интересовало, где их будут размещать. Некоторые виды опасных отходов действительно будет невозможно полностью утилизировать. Однако, как заявил Игорь Васильев, образовавшиеся после их переработки отходы захораниваться не будут, их используют как вторсырьё.


- Возьмём, например, аккумулятор. Он в своём составе содержит огромное количество полезных компонентов, - говорит Максим Корольков. - Создаётся установка, которая извлекает электролит, металл, свинец и так далее. Металл отмывается и возвращается в хозяйственный оборот, электролит можно повторно использовать. Нет задачи всё сжечь и превратить в соль. Но даже те органические остатки, которые образуются на химических предприятиях, из которых тяжело что-то сделать, даже при их сжигании образуются кальциевые соли - вещества IV и V класса опасности. После проверки их безопасности они могут использоваться при укрывании полигонов ТБО. Мы решаем сразу две проблемы.

Игорь Васильев добавил, что 50 тысяч тонн отходов I и II класса опасности в год - это максимальная проектная мощность. Не факт, что в Кировскую область повезут именно столько отходов.


Что получит Кировская область от работы объекта?

Максим Корольков напомнил, что проекта пока нет. Так что ни количество создаваемых рабочих мест, ни возможность создания какой-либо социальной инфраструктуры в Мирном - ближайшем к «Марадыковскому» посёлке - сейчас неизвестны. Всё это будет определяться на этапе проектирования. При этом предприятие будет платить налоги в местный бюджет.

- НДФЛ, налог на прибыль, имущественный налог платятся здесь. НДС, часть налога на прибыль также платятся независимо от места регистрации. Как только предприятие начнёт заниматься проектированием, оно уже будет платить налоги в Кировской области, - заверил Игорь Васильев.


Как работа объекта повлияет на здоровье жителей и экологию?

На дискуссионном клубе общественник Валерий Семенищев озвучил цифры по онкологическим заболеваниям в Кировской области за 2017 год. В пересчёте на 100 тысяч населения Кировская область входит в число «лидеров» по стране по заболеваемости онкологией. Если в среднем по стране на каждые 100 тысяч населения приходится 408 онкобольных, то в Кировской области - 474. Однако есть ли прямое влияние объекта на заболеваемость или проблема заключается в работе системы здравоохранения, обсуждать на «Вечернем» не стали. Каких-либо прогнозов о том, повлияет ли объект на здоровье кировчан, также не звучало.


Вадим Нургалин

- Я этих страшилок [про онкологические заболевания] не знаю, - сообщил в ходе дискуссии глава Оричевского района Вадим Нургалин. - Мониторинг [состояния здоровья] по линии Минздрава [в Мирном] до сих пор ведётся. Дети из зоны защитных мероприятий ежегодно отправлялись в Москву на обследования. В том числе мониторились Кумёнский, Котельничский, Оричевсикй районы по детской заболеваемости. Никаких отклонений в плане того, что в Оричевском или Котельничском районе уровень заболевания выше среднеобластного уровня, нет.

Максим Корольков добавил, что промышленных стоков у предприятия не будет (это является условием его работы), как и раньше, будет проводиться регулярный мониторинг почвы.


Как долго будет работать предприятие?

Максим Корольков не смог назвать срока, в течение которого будет действовать переработка опасных отходов. Как отметили участники дискуссии, химические вещества, которые планируется перерабатывать, не закончатся.

- Любое предприятие имеет свой ресурс. Но достаточно долго [будет работать]. Мы не знаем, что будет через 10 лет, как будет развиваться технический прогресс и как мы будем обращаться с материей. Возможно, что будут иные ресурсосберегающие технологии решать насущную проблему, которая на сегодня есть. Если через 10 лет эта проблема уйдёт, я буду только счастлив, - ответил Корольков.


Каков риск техногенной катастрофы?

Участники дискуссии заметили, что объект «Марадыковский» находится в пойме реки Вятки, рядом с ним проходит оживлённая железнодорожная ветка Транссиба, что само по себе является фактором риска в случае аварии на объекте.


Сергей Одинцов

- Да, есть технологии. Но есть люди. Даже академики ошибаются. Я не думаю, что в Чернобыле были плохие специалисты, - высказал свои опасения житель Кирово-Чепецка Сергей Одинцов. - Давайте будем откровенны: риски от техногенной катастрофы точно просчитать невозможно.

Максим Корольков ответил, что все меры безопасности на предприятии предусмотрены. Опасных газов на объекте не будет, а все привозимые жидкие и сыпучие вещества будут находиться в специальных ограничителях, как того требуют нормы промышленной безопасности. Кроме того, работают опытные специалисты. Аварий на «Марадыковском» за 9 лет его работы не происходило.