«Это будет стрессом для всех». Что думают о возможной отмене ЕГЭ родители, учителя и ректоры кировских вузов

Тема отмены единого госэкзамена (ЕГЭ) с каждым годом звучит все чаще и острее. Летом 2024 года обсуждения перешли на новый уровень – законодательный. В октябре проект об отмене ЕГЭ рассмотрит Госдума. Велики ли шансы отмены системы и что не так с единым госэкзаменом выяснила у экспертов и родителей журналист портала Свойкировский Елена Пичугина.

Суть законопроекта

Инициаторы хотят добиться отмены ЕГЭ и заменить его на государственную аттестацию по билетам. Они считают, что из-за ЕГЭ наблюдается увеличение количества суицидов среди подростков. Также проведение госэкзамена требует значительных расходов со стороны государства.

Если законопроект примут, он вступит в силу с 1 января 2025 года. Результаты ЕГЭ, полученные до вступления в силу этого закона, будут действительны четыре года после сдачи. Вузы смогут их принять в качестве вступительных испытаний при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, следует из проекта закона.

ЕГЭ отменят?

Большинство опрошенных экспертов не верят в отмену ЕГЭ. Слухи об отказе от единого госэкзамена муссируются уже не первый год и оснований ухода от госэкзамена пока нет, считает преподаватель истории Александр Бичевский

– Его отмена означает, что нужно изобретать новый алгоритм приёма государственных экзаменов. Я не уверен, что сейчас кто-то будет этим заниматься на полном серьёзе, – отметил преподаватель.

Поддержал коллегу преподаватель математики Денис Домнин. По его словам, отменить четко выстроенную систему и построить новую будет сложно, поэтому пока верится с трудом.

Не верит в отмену и ректор Кировского государственного медицинского университета (КГМУ) Лев Железнов:

– Вряд ли стоит ломать систему, которая создавалась столько лет. Суперсервис приёма в вузы онлайн создавался именно с учётом данных по ЕГЭ.

Не верит в возможность отмены и Ирина К., мама десятиклассника.
– Не думаю, что государство готово разом разрушить то, что так активно создавало и прививало нам всем годами. Но если это произойдёт, то это будет стрессом для всех: для детей, для учителей и, конечно, для родителей. Мы к такому не готовы.

Что не так с системой

У ЕГЭ есть ряд положительных сторон, которые отмечают и эксперты, и родители. Среди них:

Однако недостатков больше. По мнению Дениса Домнина, главный минус системы в том, что учеба идёт ради сдачи ЕГЭ, а не ради знаний. По его словам, это наносит огромный ущерб учебному процессу. С этим согласны и опрошенные родители.

– Доходит до того, что спрашиваешь ребенка про то или иное событие, а всё, что он помнит – это цифры. Никаких рассуждений, – рассказывает Марина М., мама одиннадцатиклассника.

«ЕГЭ растит биороботов». С таким мнением согласен и Александр Бичевский.

– ЕГЭ – это тест. Да, есть развёрнутая часть, но далеко не все ученики настроены туда заглядывать. Тем более, периодически эту развёрнутую часть усложняют. – рассказывает преподаватель. – Многие просто надеются написать тест и отвязаться. Собственно на натаскивании на тест и шаблоны ЕГЭ и направлены 10 и 11 классы. Можно ли говорить в этом случае о развитии какого-то творческого и нестандартного мышления, если в гуманитарных предметах мы просто натаскиваем детей на отработку тестовых шаблонов?

Преподаватель отмечает, что ЕГЭ – это лотерея.

– Можно действительно серьёзно готовиться, потратить кучу денег и не вылезать из репетиторов, но результат будет не таким, каким ожидал ученик. Просто не повезло с КИМом [бланком заданий. - прим. ред.]. Так было, например, с медалистами нашей школы. Просто не повезло с бланком. Нет оснований полагать, что дети подготовились плохо.

Часто и сама школа не всегда готова подвести ребенка к «нормальной сдаче», считает Александр Бичевский.

– Школьное образование ограничено рамками учебной программы. Учителя не могут превратить свои уроки в натаскивание учеников на егэшные задания. Это будет нарушением закона об образовании и ФГОС. Многие учителя пытаются встроить подготовку к ЕГЭ в план урока. Но хорошо, если таких сдающих в классе много, а если он один или два? Как встроить это в контекст урока? Это проблема, – рассуждает педагог. – Можно выделить внеурочную деятельность под подготовку. Но встаёт вопрос свободных кабинетов, занятости учителей и т.д. Например, где я работал. На подготовку к ЕГЭ у меня было два урока в неделю. Это катастрофически мало.

Систему нужно реформировать, не к форме экзамена, а к его содержанию считает ректор ВятГУ Валентин Пугач:

– Вопросы, которые выносятся на ЕГЭ, очень часто не рассматривались в школьной программе или сформулированы таким образом, что их сложно интерпретировать в конкретный набор действий обучающихся. Отсюда возникает необходимость подготовки на специализированных курсах или занятий с репетиторами, что доступно далеко не всем семьям. От вопросов сильнейший стресс у ребят, когда они уже во время экзамена изучают предложенные задачи.

Как отмена ЕГЭ отразится на процессе поступления в вуз

По мнению Льва Железнова, отмена ЕГЭ приведет к тому, что в стране придётся менять сложившийся порядок приёма:

– Абитуриенты не смогут участвовать во вступительных испытаниях в несколько вузов и по нескольким специальностям, – считает ректор.

«Отказ от ЕГЭ» – неоднозначный вопрос, считает ректор ВятГУ Валентин Пугач. По мнение эксперта, возврат к поступлению в университеты через вузовские приемные комиссии значительно сократит возможность выбора для абитуриентов.

– Приемные комиссии вузов работают в единые сроки, а значит ребятам придется выбрать конкретный вуз, куда подать документы, и где они будут проходить вступительные испытания. - рассказал Валентин Пугач. - В нынешней схеме ЕГЭ ребята могут подать документы одновременно в пять вузов. Это резко расширяет их возможность выбора.

С другой стороны, перенос вступительных испытаний на июль, вместо выбора ЕГЭ в феврале, позволит ребятам более осознанно подойти к выбору будущей образовательной программы, продолжает спикер.

– Перестанут происходить случаи, когда, выбрав и успешно сдав ЕГЭ, придя в университет, ребята с ужасом понимают, что такой набор экзаменов не подходит ни под одну образовательную программу, - отметил ректор Опорного университета.

Мама будущего одиннадцатиклассника Марина М. считает, что, несмотря на недостатки, отмена ЕГЭ может обернуться катастрофой.

– Вспоминаю себя, как сдавала по билетам, это сплошной стресс. И в случае изменений проживать этот стресс школьникам придётся не один раз. Также школьника сложно будет адаптироваться к новой системе, где больше надо рассуждать, а не выбирать правильные ответы. Есть ощущение, что всё может обернуться катастрофой – падением уровня сдачи экзаменов и недобором в вузах.

Фото: Свойкировский / Евгения Лубнина