Экскурсия на ощупь. Как работает музей темноты с незрячими гидами

Киров - единственный в России город-полумиллионник, в котором есть тактильный музей. Увидеть в нём ничего нельзя, можно только почувствовать. Посетителей заводят в «квартиру» без источников света: понять, что где находится, можно только на ощупь. Но это не просто аттракцион наподобие комнаты страха. Тактильный музей позволяет понять, как живётся слепым людям. Экскурсии сквозь тьму проводят незрячие и слабовидящие экскурсоводы, рассказывая обо всех тонкостях своего быта: например, как смотреть кино на слух и ухаживать за ребёнком, мыть посуду и гулять по городу. Свойкировский побывал на такой экскурсии и пообщался с его создателями и сотрудниками.

Кто создал музей темноты

Тактильный музей «Невидимый мир» находится в подвальном помещении на улице Володарского. Раньше там работала студия детских праздников, принадлежащая той же предпринимательнице - Людмиле Александровой. Тактильный музей - это первый её бизнес-проект с социальным контекстом. Причём с проблемами незрячих людей она напрямую не сталкивалась: ни среди её родственников, ни среди друзей инвалидов по зрению нет. Идея открыть «Невидимый мир» пришла к Людмиле после посещения тематического ресторана в Москве, где ужинают в темноте.

- Меня эта тема [темноты] зацепила, - рассказывает Людмила. - Я решила поискать в интернете, что ещё есть в темноте, и нашла информацию о тактильных музеях. 20 лет назад они появились в Европе, теперь начинают открываться у нас. Тактильные музеи есть в Новосибирске, Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Наш музей - пятый. Дети (обе дочери Людмилы работают дефектологами и проводят занятия для слабовидящих детей - прим. ред.) меня тоже подтолкнули в этом направлении.


На семейном совете было решено потратить деньги, отложенные на отпуск, на создание музея, а помещение у Людмилы уже было. Предпринимательница отмечает, что реализовать задумку ей удалось быстро и беспрепятственно. Многие, услышав о таком музее, предлагали свою помощь. Например, Министерство образования помогло распространить информацию об открытии через кировские школы.

- Я 20 лет занимаюсь бизнесом, но такого ещё не было, чтобы сразу всё получалось, - отмечает Людмила. - Люди сами меня находят. Буквально две недели назад позвонил мужчина из Перми с просьбой открыть такой музей. Оказалось, что он инвалид по зрению и он хотел бы работать гидом.

По словам Людмилы, прибыли от работы музея она пока не получает, но надеется, что проект будет развиваться.


Где работают незрячие

Сейчас в музее «Невидимый мир» работают экскурсоводами пять незрячих и слабовидящих людей. Несмотря на наличие профильного образования, в других местах их не торопятся брать на постоянную работу.


Например, Виктор Незнамов несколько лет трудился строителем, но после потери зрения вынужден раздавать листовки на улице. О музее «Невидимый мир» он узнал благодаря уличной рекламе, и сразу же заинтересовался работой гида. Сейчас он помогает в развитии музея: распространяет информацию в социальных сетях и на улице.

- Я думаю, что музей - это очень хорошая идея, - рассказывает Виктор. - Во-первых, можно привлекать незрячих людей, чтобы они хоть что-то могли заработать. Во-вторых, когда я начал терять зрение, я остался один в четырёх стенах, хотя был женат. В музее ты чувствуешь, что кому-то нужен. И, в принципе, это интересно для взрослого человека - понять, как жить, если ты незрячий. Я раньше не сталкивался с такими людьми. На улице, встретив слепого человека, я бы даже не знал, как ему помочь.


В музее есть экскурсовод, незрячая с рождения мама двоих детей. По образованию она тифлопедагог (педагог, работающий с детьми, лишёнными зрения или имеющими его нарушения), но учебных заведений, где она могла бы преподавать, в Кирове нет. Так что женщина работает в музее.

- Я всё время в каком-то приятном шоке, - делится впечатлениями о своей коллеге администратор Светлана Крупинина. - Она как-то раз приехала, сразу юбку себе зашила. Строчка к строчке, я - зрячая - так не зашью. Она у нас водит экскурсии по городу: участникам надевают повязку на глаза, и она их ведёт с тростью. Спрашивает: дорогу слышите? А дом? Палкой постучите. Здесь деревянный забор, здесь железный. Удивительно, что она всё это слышит. Я всё время пребываю в каком-то открытии.

Наш сегодняшний экскурсовод - Татьяна - по образованию юрист. Учёбу она завершила уже после того, как начала терять зрение из-за редкого генетического заболевания. Однако диплом не пригодился: найти подобную работу людям с особенностями здоровья в Кирове практически нереально. Даже на простую подработку (она разносит документы в ВятГУ) ей пришлось фактически напроситься.


- У незрячих есть пенсия, но она очень небольшая. Лучше бы была постоянная работа, чем эта неменяющаяся выплата. За границей сделано именно так. Государство всё вкладывает в таких людей. Пенсию им не платят, но они могут найти постоянную работу и сами себя обеспечивать. В Кирове трудоустроиться очень тяжело, - рассказывает Татьяна. - Среди незрячих очень много образованных, начитанных людей. У них феноменальная память, слух. Но в нашем городе незрячие и слабовидящие либо работают на производстве кистей «Прожектор», но там всего 20 человек, либо массажистами на дому. Наверное, всё. Надеюсь, что с осени у нас [в музее] всё будет намного активнее. Мне нравится, что здесь есть диалог, что люди говорят мне «спасибо» после экскурсии. На основной работе у меня нет такого, там лишь бы продержаться…


Как проходят экскурсии в темноте

Единственные видимые экспонаты в музее - это выпуклый портрет Путина и инсталляция из солнцезащитных очков под потолком. В тёмной комнате, где проходит основная часть экскурсии, увидеть ничего нельзя. Главный экспонат здесь - это, собственно, темнота. Вернее, те ощущения, которые вызывает пребывание в ней.

- Темнота абсолютная, - предупреждает администратор музея «Невидимый мир» Светлана Крупинина, пока мы с ещё двумя посетительницами музея готовимся погрузиться во мрак. - Это не та темнота, к которой вы привыкли дома, когда вы выключаете свет и глаза начинают привыкать и видеть очертания предметов. Здесь глаза отключаются, но подключаются другие органы чувств. У вас будет возможность потрогать, понюхать, послушать. В темноте вообще всё ощущается по-другому, даже время течёт иначе. <...> Если вдруг в темноте кому-то станет некомфортно, сами выход не ищите. Скажите Татьяне, она вас выведет в свет.


Мы кладём руки друг другу на плечи, чтобы не потеряться, и входим в комнату. Наш гид Татьяна даёт указание держаться правее, опираясь на стену. Квартира, по ощущениям, небольшая, но в темноте стоит лишь на пару секунд отстать от группы - и вот ты уже заблудился. Найти своих спутников можно будет только по голосу.

В незнакомой обстановке темнота, как нас и предупреждали, ощущается иначе. Теряется ориентация в пространстве, появляется постоянное чувство страха то оступиться и упасть, то врезаться во что-то. Впрочем, темнота поначалу не только пугает, но и интригует. Нам предстоит понять, в каких именно комнатах мы находимся, ощупывая мебель и предметы интерьера, и что держим в руках.

- Люди, которые не видят, «смотрят» руками, - поясняет Татьяна. - Они не говорят: «Дай я пощупаю». Они говорят: «Дай я посмотрю».

Самые обыкновенные вещи вроде пакета с крупой или крУжки становятся таинственными и непонятными. Мы будем удивляться содержимому шкафчика, случайно открыв его дверцы, радоваться, угадав вкус конфет или сюжет выпуклой картины в импровизированной галерее, с интересом изучать шрифт Брайля... Но чем дальше мы «смотрим» квартиру, тем глубже становятся переживания и тем больше мы начинаем «примерять» обстоятельства жизни незрячих людей на самих себя.


Например, когда мы ищем подходящую пару носков. Когда берём в руки мягкие игрушки и пытаемся разобрать, кого держим в руках - зайчика или плюшевую корову. Когда слушаем знакомый с детства мультфильм про Карлсона.

- День. Детская комната. Стоя у окна, Малыш держит щенка. Взгляд устремлён за окно. Садит щенка на подоконник, садится рядом, на лице грусть. Поднявшись на задние лапы, щенок лижет малыша в щёку. Не изменившись в лице, тот поглаживает его по голове, - за несколько секунд диктор описывается всё, что происходит на экране.

Татьяна объясняет, что специально для незрячих людей записывают фильмы с тифлокомментированием - лаконичным описанием предметов, пространств и действий. Такая кинотека насчитывает тысячи фильмов. У нас сразу возникают десятки вопросов: озвучены ли для незрячих людей редкие артхаусные фильмы или, например, «Игра престолов»? Как устроено производство фильмов с тифлокомментированием? Ходят ли они в кино на премьеры?

- У нас таких фильмов [с тифлокомментированием] в кинотеатрах нет, - отвечает Татьяна. - В кинотеатр нужно ещё добраться, а по нашим дорогам сделать очень сложно. По неизвестным маршрутам они не ходят, только по своему району. Добраться без сопровождающего в незнакомое место невозможно. Киров очень плохо приспособлен для незрячих людей.

Насколько тяжело перемещаться, не видя, что перед нами находится, мы понимаем, когда идём из одной комнаты в другую будто бы по улице. Татьяна выдаёт нам трости и включает звук «говорящего» светофора, который информирует о загоревшемся зелёном сигнале. На самом деле таких светофоров в Кирове практически нет.


Как музей меняет зрячих людей


Именно из-за неприспособленности города к нуждам незрячих мы почти не видим их на улицах, хотя в регионе их довольно много. В одном только обществе слепых состоит более 800 человек, и это лишь самые активные. Как отмечает Людмила Александрова, зрения может лишиться практически каждый: в детстве - из-за шалости, во взрослом возрасте - в результате ДТП или осложнений сахарного диабета. Проблема в том, что об этом мало кто говорит. Ещё меньше людей задумывается над тем, каково жить в современном городе инвалидам по зрению. Например, пресловутые ярко-жёлтые пешеходные ограждения были для них ориентиром, но в этом году эти заборы перекрасили в серый цвет.

- Киров никак не приспособлен для слабовидящих и незрячих людей, - объясняет Виктор. - В моём родном Смоленске, по крайней мере в центре, есть тактильная плитка. Я работаю возле ТЦ «Крым», каждый день хожу по улице Ленина. Она вроде бы одна из самых оживлённых, но и на ней ни тактильной плитки, ни озвученных светофоров нет. Везде ступеньки, бордюры… Озвученный светофор, насколько я знаю, есть только на МОПРа, тактильной плитки нет нигде. Даже поликлиники не приспособлены для незрячих. Все таблички с названиями кабинетов и именами врачей должны быть написаны шрифтом Брайля, для учреждений здравоохранения это обязательно. Вот я сейчас живу в Коминтерне и пытаюсь хоть что-то сделать, чтобы там заделали лужу. Потому что если ты слабовидящий, ты либо идёшь по луже, либо вообще не идёшь.


Лишь выбравшись из тёмной комнаты, мы понимаем, насколько зрячим людям повезло хотя бы видеть многочисленные препятствия на кировских улицах в виде лестниц, бордюров и луж. Темнота, как ни странно звучит, заставляет по-другому посмотреть на многое: и на городскую среду, и на собственное мироощущение.

- Некоторые выходят из комнаты и не могут говорить, потому что им надо всё осознать, осмыслить, - рассказывает Светлана Крупинина о впечатлениях и отзывах посетителей. - Некоторые, наоборот, выходят в полном восторге, начинают обнимать гида. Некоторые плачут. Одна девушка, например, разрыдалась. Рассказала, что представила, как это - незрячая мама не увидит своего ребёнка. У некоторых вообще происходит переоценка ценностей. Люди начинают задумываться, насколько нужно беречь своё здоровье, ценить то, что имеешь, насколько красив мир, который ты видишь, и насколько мы на самом деле богатые.

Музей «Невидимый мир» работает по адресу: ул. Володарского, 135 (вход со стороны ул. Горбачёва). Стоимость экскурсии для взрослых - 400 рублей, для детей - 300 рублей, для студентов и пенсионеров по удостоверениям - 350 рублей, для инвалидов по зрению - бесплатно. Обязательна предварительная запись по телефону: +7 (8332) 43-53-00.