Почему наши дороги ежегодно "трещат по швам", сколько денег будет потрачено на их ремонт и строительство в 2016 году, и какие надежды возлагают кировские чиновники на систему «Платон», - читайте в нашем материале.
В среду, 2 марта, министр транспорта Кировской области Альберт Запольских и зампред регионального правительства Сергей Щерчков рассказали о том, почему наши дороги ежегодно "трещат по швам", сколько денег будет потрачено на их ремонт и строительство в этом году, и какие надежды возлагают чиновники на новую систему взимания платы "за тонну".
Итак, в 2016 году в Кировской области будет завершено строительство 39 км дорог. 21 км - длина участка новой дороги на границе с Удмуртией, еще 18 км - дороги сельского назначения. Что касается первой, ее строительство идет опережающими темпами и, несмотря на то, что контрактный срок завершения работ назначен на сентябрь, не исключено, что уже летом дорога на границей с соседней республикой будет открыта. Кстати, по словам Запольских, строительство этого направления имеет большое значение для развития сельского хозяйства в регионе, а значит, и для развития экономики в целом.
- Когда мы решали вопросы, какую дорогу начнем строить раньше, понимали, что для Удмуртской Республики эта дорога тоже важна. По этой дороге перевозится, например, очень много молока, которое у нас производится и возится в Удмуртию на переработку. Эта дорога выходит на Глазов. В Глазове очень серьезные производства, которые сегодня обеспечивают Кировскую область кормами для сельского хозяйства и добавками. Там плотные связи между населением. Поэтому это достаточно устойчивый поток. Кроме того, он формирует южный коридор выхода на уральские дороги. Необходимость этого направления не ставится под сомнение.Между тем, в регионе есть еще одна дорога, необходимость которой не менее велика, однако ее строительство значительно затянулось. Речь о дороге Опарино-Альмеж, которая была фактически брошена компанией-подрядчиком «Интердорстрой». Схема изначально вызывала массу сомнений. По словам зампреда Щерчкова, компания выиграла торги, "уронив" адекватную цену строительных работ на 300 тысяч рублей.
- Мы сразу говорили, за 800 миллионов не построить эту дорогу, но «Интердорстрой» уверял, что они построят, что привлекут дополнительные деньги с других своих объектов, но чуда не произошло. Сейчас мы закончили инвентаризацию того, что «Интердорстрой» там сделал, полностью произошла корректировка проектно-сметной документации, государственная экспертиза, определена новая цена завершения строительства. Поскольку мы работаем в рамках госпрограммы «Развитие транспортной инфраструктуры», в планах в этом году - приступить к продолжению строительства, чтобы в 2017 году эту дорогу закончить и полностью сформировать маршрут, который бы увязывал северо-западные районы Кировской области с основной частью области. Если ничего существенного не произойдет в стране и в мире, надеюсь, мы в этом году работу продолжим и закончим.Отметим, сегодня в Кировской области насчитывается 14 тысяч 478 километров дорог общего пользования, из них 2 тысячи 975 км – регионального и межмуниципального значения. Большинство из них находится в плачевном состоянии, и нормативные сроки ремонта многих давно истекли. Причиной тому - огромное недофинансирование отрасли. По подсчетам местных чиновников, чтобы успевать ремонтировать дороги в рамках их разрушения, нужно 15-20 миллиардов рублей в год. А общий объем дорожного фонда в 2016 году - 5,2 млрд рублей. На содержание дорог, в том числе, ямочный ремонт, будет потрачено всего 1,5 млрд. Усугубляют ситуацию перепады температуры. Вода в трещинках асфальта замерзает и «рвет» дороги, говорит Сергей Щерчков. Это как по бутылке, если один раз стукнуть молотком, она, может и не разобьется, но если вы ударите по ней 100 раз, она разобьется точно.
- Как только установятся постоянные положительные температуры и можно будет запустить асфальто-бетонные заводы, мы аварийные ямы отремонтируем. <> У нас в стране приняты определенные нормативы финансовых затрат и тех работ, которые должны проводиться для того, чтобы дороги находились в нормативном состоянии. Не в надлежащем, а в нормативном. Сегодня Кировская область, к сожалению, больше 30% от необходимых затрат просто не может выделить на содержание автодорог, особенно в зимний период. Наша задача – обеспечить безопасный проезд. Поэтому мы стараемся уменьшить скользкость, расчищать обочины, убирать снег и лед вовремя. Но своевременно и в полном объеме бороться со всеми ямами - не то, что физически, финансово нет возможности, - заявил глава минстранса.По его словам, еще одной объективной причиной всех дорожных бед сегодня является несоответствие наших дорог современным нагрузкам. Как пояснил министр, 90% дорог в Кировской области построены в советские годы под гораздо меньшую интенсивность движения и нагрузки. И сегодня, когда тяжеловесный транспорт по 60 тонн ездит по дорогам, которые рассчитаны на 7 тонн, они стремительно разрушаются. Вот здесь дело и дошло до «Платона».
"Платон" - это плата за тонну, которую должны вносить владельцы большегрузов (от 12 тонн) за движение по федеральным дорогам. Напомним, в конце прошлого года по стране прокатилась волна протестных акций, тысячи большегрузов стояли на дорогах России с требованием отменить новый "оброк". В Кирове также прошла серия пикетов. Осенью губернатор Никита Белых встречался с представителями местных компаний-перевозчиков и дальнобойщиками, разговор не увенчался успехом, водители продолжили митинговать.
- Сразу скажу, Россия – не первопроходец в системе взимания платы с автомобилей весом более 12 тонн, которые ездят по дорогам общего пользования. Первыми такие системы применила Франция, Германия, а сегодня вся Европа покрыта этой системой. Америка также была одной из первых стран, которая ввела у себя систему весового контроля и платности проезда тяжелых фур. В ЕС четко установлено, какие грузы, на какое расстояние, каким транспортом перевозятся. И на расстояние более 500 км ничего нельзя возить фурами, только железнодорожным транспортом. То же самое – в Америке. Если вернуться к самой плате, у нас самая маленькая плата, она составляет порядка 2-3 центов за км, в Белоруссии – 16 центов, а в Австрии – 49 центов. Более того, по точным данным минтранса РФ, по федеральным дорогам транспортом более 12 тонн перевозится менее 4% грузов, которые так или иначе могут повлиять на стоимость продуктов в магазинах. При стоимости 1 литра молока в 60 рублей дополнительное расходование перевозчика составляет менее 2 копеек на литр. Поэтому, когда недобросовестные представители перевозчиков говорят о том, что это подрывает экономику страны, это неправда. Я даже понимаю, для чего это сделано - год у нас выборный, - подчеркнул Запольских.Когда внедрялась система "Платон", планировалось, что в 2016 году будет собрано порядка 51 млрд рублей. Все деньги должны быть направлены на региональные проекты государственно-частного партнерства. После всплеска протестной активности федеральное правительство пошло на уступки и снизило тарифы. Исходя из новых ставок, в этом году "Платоном" будет собрано порядка 30 млрд рублей. Тем самым, регионы более 20 млрд рублей на свои дорожные проекты недополучат, - говорит министр.
- Кировская область планирует участвовать в этом начинании федерации. Буквально на прошлой неделе я был на семинаре в Москве, который проводился Росавтодором и Министерством транспорта. У нас есть серьезный проект, который мы не можем напрямую финансировать из дорожного фонда ввиду его высокой стоимости – это завершение обхода города Кирова. В современных ценах стоимость этой дороги, протяженностью 21,6 км, составляет 16 млрд рублей. Это три с лишним дорожных фонда Кировской области. Одним из вариантов мы рассматриваем как раз участие в ежегодном конкурсе, которое проводит Федеральное дорожное агентство. Они будут выбирать проекты, которые профинансируют, в том числе, за счет денег, собранных системой "Платон".Отметим, одно из основных условий участия в конкурсе – построенные на эти деньги дороги должны быть платными. Но, по словам министра транспорта Кировской области, других вариантов строительства обхода города в ближайшие 10 лет у нас точно не будет. А это значит, что вслед за платными федеральными трассами появятся платные региональные и муниципальные дороги.
Фото: avtosreda.ru, kirovreg.ru, kiev.etov.ua