Вопрос о создании кировской городской агломерации чиновники обсуждают не первый год. В 2024 году в регионе всё же приняли профильный закон. Документ определил правовую базу. Недавно в областной Общественной палате обсудили перспективы развития агломерации и проблемы, которые она поможет решить. Все подробности – в материале.
- Откуда взялась агломерация?
- Что такое агломерация и зачем она нужна?
- Какие проекты будут развивать в кировской агломерации?
- Что думают представители городов, попавших в агломерацию
Откуда взялась агломерация?
Существует «Стратегия пространственного развития до 2030 года». В документе федеральные власти определили структурирование российской территории. Их разбили на следующие категории:
Городские агломерации – это чаще всего региональные центры с населением не менее 500 тысяч человек. В её состав включаются территории и населенные пункты в радиусе 1,5 часов езды от ядра агломерации.
В Кировской области одна агломерация – кировская городская. В неё вошли: Киров, Кирово-Чепецк, Слободской, а также Кирово-Чепецкий и Слободской районы. В разное время чиновники планировали включить в агломерацию и Юрьянский район, в частности, посёлки Гирсово и Мурыгино. Но этого не случилось.
– Состав агломерации федерация отдала на откуп субъектам, поэтому наш региональный закон не противоречит федеральной стратегии, – отметила на заседании министр экономического развития области Наталья Кряжева.
Вторая категория населённых пунктов – центры развития. Это те населенные пункты, которые не входят в состав агломерации и реализуют инвестпроекты свыше 5 млрд рублей. В Кировской области это Омутнинск и Омутнинский район.
Третья категория – стратегические населенные пункты. Они, как правило, находятся на крупных транспортных магистралях, на приграничных территориях или имеют особое значение. В Кировской области один такой населенный пункт – ЗАТО Первомайский в Юрьянском районе.
Четвёртая – самая массовая категория – опорные населённые пункты, их 37. По факту это райцентры.
Что такое агломерация и зачем она нужна?
Агломерация – совокупность территорий муниципальных образований, которые объединены социальными, экономическими, транспортными и другими инфраструктурными связям. Агломерация – это не юридическое образование и она не предполагает объединения территорий, уточнила Наталья Кряжева.
Всего в стране будет 200 агломераций, одна из них в Кировской области. Для каждой агломерации власти составят мастер-план – стратегию развития территории. В документе будут прописаны:
приоритеты, цели и ожидаемые результаты управления социально—экономическим и пространственным развитием территории,
мероприятия, необходимые для достижения целей, сроки и необходимые ресурсы.
В Кировской области мастер-план разработают в 2025 году. На эту работу в бюджете области власти предусмотрели средства.
Агломерация поможет выровнять качество жизни населения и снизить отток жителей с территорий. Условно говоря, жители Слободского или Кирово-Чепецка должны иметь тот же уровень жизни, что и жители Кирова.
– Для выравнивания условий жизни будет установлен и особый порядок финансирования [через профильные нацпроекты и программы]. По крайней мере, это декларативно федерация заявляла. Сложность в том, что мы пока не все документы видим. Хотим узнать конкретные мероприятия, суммы из федерального центра и те направления, на которые будут давать деньги, – заявила на заседании Общественной Палаты министр экономического развития Кировской области Наталья Кряжева.
Состав кировской агломерации утверждён на федеральном, уточнила министр. По её словам, кировская агломерация вносит серьезный вклад в экономику региона: по отгрузке товаров промпроизводства доля агломерации – 75%, объём инвестиций – 74%, численность субъектов МСП – 72%, численность населения – самая высокая концентрации – почти 57%, уточнила министр экономического развития области:
– Уровень зарплаты также более высокий, чем в области. Разница порядка пяти тысяч рублей. В среднем по региону на 2023 год – 48,2 тысячи рублей, по городской агломерации – почти 54 тысяч рублей. Расхождение большое, – пояснила Наталья Кряжева.
Какие проекты будут развивать в кировской агломерации?
Агломерация – это не искусственное создание, а то, что сложилось естественным, историческим образом, подчеркнул председатель комиссии по экономике и инфраструктуре ОПКО Эдуард Носков:
– Благодаря новым инструментам, мы говорим о важности исправления дефектов, которые возникли при создании агломерации. Она перегружена инфраструктурно, в том числе, транспортно. Надо решать вопросы.
Спикер напомнил, что у Кирова было несколько волн развития. В частности, они связаны со строительством нового моста, перехода на улице Воровского, путепровода в Чистые пруды и т.д.
Рассчитывать на новый всплеск развития агломерации, по словам Носкова, можно, если начать с нужных инфраструктурных проектов. С тех, без которых Киров «не протянет». Например, ремонт старого моста, уточнил спикер.
Ранее губернатор Александр Соколов отмечал, что стратегически важными будут следующие инфраструктурные проекты для развития агломерации:
строительство тоннеля под Транссибом в Кирове;
строительство объездной дороги, которая соединит Слободской и Кирово-Чепецк;
строительство современного университетского кампуса мирового уровня по профилям станкостроение, биопроцессинг и водородная энергетика.
возобновление судоходства на Вятке.
Что думают представители городов, попавших в агломерацию
Олег Созинов, замглавы администрации Кирова:
– Для меня агломерация – не деньги, а некий стратегический план. Это вещи, о которых мы мечтаем, и они спустя продолжительное время должны случиться. Когда-то мечтали, что соединим Нововятск и будет тоннель. Скоро это событие состоится. Когда-то думали, что тот полигон, на который много лет складировали отходы, наверное, никогда не избавимся. Справились. Сейчас биогаз шуруем. Мечтаем, что будем высаживать там огурцы, арбузы. Для меня агломерация – это некая мечта. Важно, чтобы этой мечтой зарядились все мы.
– Если бы раньше думали, предусмотрели бы инфраструктуру. Это то, что сегодня называется градостроительным потенциалом. Это могло бы развиваться и появились бы инвесторы.
Сейчас, по словам Олега Созинова, Киров занимает лидирующее место по градостроительному потенциалу.
– Мы недавно подготовили 29 участков, потому что стали думать комплексно, подходить к этому не как к квадратным метрам. Сейчас думаем о новых технологиях, которые надо применять, об инфраструктуре, которую надо готовить.
Ирина Желвакова, глава Слободского:
В 2017 году слово агломерация уже стало работать на Слободской, отметила глава:
– Лет восемь назад один из высокопоставленных чиновников здоровался со мной в штуку как-то так: «Здравствуйте глава спального района города Кирова». Когда появился нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», нормативки не было, а слово агломерация было. Тогда впервые за много лет мы начали капитально ремонтировать дороги. В 2024 году проект завершился. Мы констатировали, что более 55 км дороги отремонтировали капитально. Для нашего города это прорыв!
Ирина Желвакова отметила, что и жители, и депутаты задают вопросы по созданию агломерации:
– Александр Валентинович [Соколов] сказал, что жители агломерации должны получить тот же уровень жизни, что и в областном центре. Мы постепенно к этому идём. По нацпроекту появился детский сад-ясли на 110 мест. Появилась ледовая арена. Сейчас, благодаря областному минспорта, мы идем по пути проектирования долгожданного бассейна. В первый раз его пообещали слобожанам в 2011 году. Те чиновники, депутаты, которые на этом пришли во власть, уже давно не работают, а бассейна до сих пор нет.
Ирина Желвакова выступила за нахождение в составе агломерации и отметила о двух проблемах, которое предстоит решить. Первый касается тарифов ЖКХ.
– Мы в рамках муниципального бюджета не можем решить проблему высоких тарифов, поэтому наши люди едут в Киров, покупают там квартиры, – пояснила глава Слободского. – Вторая проблема – инфраструктура спорта. Её недостаточно. Думаю, агломерация – это очень хорошо, надеюсь, многие проблемы наших муниципальных образований будут решены.
Представитель Кирово-Чепецкого района:
– Кирово-Чепецкий район развивается. Но когда мы увеличиваем площади у населенных пунктов, у нас сильно отстает инженерная инфраструктура. Мы не можем создать дороги, освещение, не говоря уж про газ и водоснабжение. В этом плане Кирово-Чепецкий район за любую прогрессивную идею, в том числе за агломерацию. Мы видим развитие агломерации не просто застройкой территории и предоставлением земель многодетным, мы видим жизнь в комфортных условиях.
По итогам заседания общественники вынесли свои рекомендации правительству. Именно региональные власти отвечают за создание и развитие агломерации. В числе рекомендаций:
Выровнять уровень жизни населения, уровень налогов, тарифов, стоимости вывоза мусора.
Оценить проект транспортной доступности Киров-Слободской.
Продумать вариант о развитии альтернативного транспорта (речные перевозки).
Подумать над проектом по созданию третьего моста в Кирове.
Заняться создание обхода Кирова, которым будут пользоваться все жители агломерации.
Приехал Л.Брежнев в США, сидят на берегу реки после официальной части, бухают с Рейганом.Брежнев спрашивает:
- А на какие шиши мы бухаем?
Рейган:
-Вон мост видишь?
-Да.
-Его должны били построить за 100 миллионов, а построили за 80, вот на них и бухаем.
Приезжает Рейган через некоторое время в СССР, также после официальной части расположились на берегу Москвы-реки, бухают и Рейган спрашивает:
-На какие шиши пьем?
-А ты мост видишь через реку?
-Нет.
-Вот на них и бухаем...