Девять лет без тепла. Почему в Лесном жители сушат обувь на работе и берут горячую воду из батарей

Жители посёлка в Верхнекамском районе возмущены многолетним холодом в квартирах и детских садах. К проблемам инфраструктуры добавляются огромные счета за свет и тепло, которого нет. В управляющей компании считают, что вопросы к состоянию системы ЖКХ нужно адресовывать фирме, которая была до них. А в администрации, не предлагая никакого решения проблем, надеются на лучшее.

На 4000 жителей посёлка Лесной, что на северо-востоке Кировской области, приходится пять котельных. Бывшая столица Вятлага потребляет огромное количество топлива и электроэнергии, однако люди который год замерзают в своих домах.

— Я живу в Лесном 9 лет, и нормально топили и было тепло только в первый год. Потом батареи стали ледяными. В котельных говорят, что на выходе температура нормальная, но теплотрассы все голые, вот так тепло и теряется, до домов ничего не доходит. Летом никаких [ремонтных] работ никогда не делали, — рассказала одна из жительниц посёлка Евгения порталу Свойкировский.

Из-за постоянного холода и протекающей крыши в её муниципальной квартире непроходящая сырость. На стенах и потолке плесень, обои отказываются держаться на влажных стенах.




Женщина помнит, что когда-то в котельных ставили другие котлы, но не уверена, что они новые. По её словам, «котлы миллион раз взрывались».

— Только поставят — они взрываются, много раз их уже меняли. На выходных сейчас не было ни отопления, ни воды, потому что у них там насос сгорел. Насос поменяли, но «полетел» второй — так что они там поменяли? У них долгов выше крыши, дров нет, только-только начали привозить топливо. Бесконечно звоню в УК, в МЧС, спрашиваю, почему холодно. И только после ругани начинают немного греть батареи, — возмущается она.

Евгения рассказывает, что специально сходила к котельной, которая отапливает её дом, и сфотографировала, чем её топят. Оказалось, сырой гнилой осиной, из-за чего температура воды на выходе еле дотягивала до 30 градусов, хотя должна быть минимум 54.

В учреждении, где работает женщина, котельная своя, и проблем с теплоснабжением там нет:

— У нас жарко, форточки открытыми держим на третьем этаже. Мы сюда постиранную обувь носим сушить на батареях — дома не просохнет ничего.

По мнению Евгении, причина настолько затянувшихся проблем в том, что ситуация полностью устраивает тех, кто имеет возможность что-то изменить:

— Главу администрации у нас второй раз выбрали, только как? Раньше люди выбирали, а сейчас депутаты. А депутаты у нас кто? Одни сотрудники ЖКХ и учителя, которым компенсируют траты на коммуналку и свет. Они могут обогреватели и днём и ночью жечь, им всё вернут. Конечно, зачем им что-то менять?


Из-за холода в садиках дети спят с грелками

В посёлке два детских сада и школа, где тоже холодно.

— В сентябре мне воспитательница сказала принести грелку, потому что кровати холодные. И перед тихим часом постели сначала грели, только потом детей укладывали спать. В нашем садике обогреватели масляные, во втором — конвекторы, на которые родители скидывались. А так батареи тёплые, но не горячие. Воспитатели тоже говорят, что прохладно. Ребёнка одеваю тепло: колготки, штаны, носки, — пояснила одна из мам.

Женщина, чей ребёнок посещает другой детсад, рассказала: здание каменное, пластиковые окна стоят не везде, поэтому тепло выдувает.

— Детки, которые ходят на второй этаж, все в колготках, водолазках и тёплых тапочках, а на первом этаже, именно в нашей группе, в шортах и футболках. В остальных группах тоже холодно. Мне рассказывали в прошлом году, что на втором этаже группы дети спали в тёплых махровых пижамах, кому-то клали бутылки с тёплой водой, кому-то грелки. И так было всю зиму и весну, потому что толком не топили, — объяснила она.

В Министерстве энергетики и ЖКХ Кировской области порталу Свойкировский сообщили, что в период с 2010 по 2017 год было рассмотрено всего одно обращение жительницы Лесного по поводу холода в детском саду. Инцидент произошёл из-за ликвидации аварийной ситуации в системе отопления многоквартирного дома.


За год сжигается 16 млн рублей

Почти десять лет надзорные органы выявляют в Лесном нарушения в сфере ЖКХ. Претензии каждый раз одни и те же: слишком холодно в квартирах. Основной источник сведений о жизни в районе — портал Верхнекамье.ру — выдаёт публикации о проблемах в Лесном, начиная с 2010 года.

— В самом ужасном состоянии находятся котельные в посёлках Лесного городского поселения. В отдельных котельных до сих пор используются бывшие паровозные котлы, снятые с паровозов в 1930-х годах, то есть ещё во времена Сталина, и приспособленные для отопления жилфонда. Кто бы мог тогда подумать, что их будут использовать и в 21 веке? А удельный вес нуждающихся в срочной замене тепло- и водосетей превышает 96%. Если трубы срочно не заменить на новые, они скоро выйдут из строя, — писали на сайте района в апреле 2010 года.

В той же публикации упоминалось, что в посёлке целых 8 котельных, и ресурсов потребляется огромное количество: «в прошлом [2009] году при плане потребления электроэнергии на 2 млн рублей потребили 6 млн, а топлива сожгли на 16 млн при плане 7 млн рублей».


Тогда же, в 2010 году, отмечалось, что теплотрассы в Лесном протекают и плохо изолированы. Снимки, которые прислала редакции местная жительница Евгения, сделаны в октябре 2018 года — трубы по-прежнему оголены, изоляцию им заменяют гнилые доски.

В феврале 2011 года теплоснабжение посёлка проверяла прокуратура.

— Установлено, что температурный режим в жилых домах Лесного городского поселения с декабря 2010 года по настоящее время не соответствует требованиям. Запас топлива [для котельных в Лесном] находится в посёлке Рудничный. Для доставки дров из Рудничного используется всего две единицы автотранспорта, которые за день успевают сделать только два рейса. Топливо поступает в котельные прямо с транспорта. Поставляемого топлива не хватает, чтобы обеспечить надлежащий температурный режим в домах. Запаса топлива на самих котельных нет, — сообщил тогда помощник прокурора Верхнекамского района Игорь Кузнецов.

В 2017 году в надзорном ведомстве добавляли, что «меры, направленные на восстановление теплоснабжения, не приняты». Кроме того, перерасчёт платы за фактически отсутствующее теплоснабжение был произведён с нарушениями.


Власти говорят, что работают над проблемами

Ещё в 2010 году сайт Верхнекамье.ру писал о том, что для Лесного была разработана инвестпрограмма модернизации объектов ЖКХ более чем на 130 млн рублей, по которой в посёлке должны были оставить только 4 котельные и вдвое снизить удельный расход топлива, потребление электроэнергии и воды.

В ответ на запрос портала Свойкировский в областном Министерстве энергетики и ЖКХ сообщили, что котельные в Лесном действительно модернизировали в рамках областной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ», действовавшей в 2012 – 2015 годах. В посёлок поставили три водогрейных котла на твёрдом топливе и произвели реконструкцию систем отопления и водоснабжения. Однако в ведомстве не уточнили, решило ли это проблему.


Заместитель главы администрации Лесного городского поселения Любовь Доготарь в разговоре с журналистом портала сообщила, что от холода в квартирах страдают только дома, относящиеся к котельной №2.

— Эту котельную модернизировали в 2013 году, сначала она была на дровах (там стояли паровозные котлы 30-х годов), потом на угле (поставили новые котлы), но «не зашло». Хотели как лучше, а получилось как всегда — котлы оказались не очень хорошего качества. Почему-то с ней всё время проблемы. Сейчас котельная снова на дровах, но она не выдаёт столько мощности, сколько нужно. Мы пытаемся поправить ситуацию, — сказала она, но никаких конкретных мер по исправлению этой самой ситуации не озвучила.


Восемь тысяч за услуги, которых нет

При том, что в квартирах постоянно холодно, население выкладывает огромные деньги за коммуналку. У Евгении только за электричество набегает 1,5 тыс. рублей, и это ещё без использования обогревателя, на котором здесь стараются экономить.

— Общедомовой свет у людей набегает тоже по 1,5 тыс., у меня 470 рублей самое большое. У нас в доме 48 квартир, практически все заняты. Даже если все заплатят по 470, это какие суммы получатся? Куда эти деньги идут? — возмущается женщина.

Счётчика тепла в доме нет, поэтому жильцы платят за отопление по нормативу. А поскольку многие квартиры в доме принадлежат муниципалитету, то на него как на собственника жилья люди и переводят стрелки, мол, устанавливать счётчик должен поселковый бюджет.

— Я за однокомнатную квартиру плачу 6,5 тыс., а бабушки — с пенсией по 10 тыс. — платят по 7 - 8 тыс. за двухкомнатные. Я хожу на почту, они стоят и ревут: остаётся две тысячи, даже на лекарства не хватает, — говорит Евгения.

Замглавы администрации Любовь Доготарь, которая сама с прошлого года стала платить за свою квартиру почти на 2 тыс. больше, о высоких счетах говорит буднично, объясняя, почему причин для возмущения нет:

— В поселении пять котельных, из-за этого такие высокие тарифы. Тарифы утверждены в РСТ, это не мы придумали. Кроме того, если тариф повышается на определённую сумму, для населения он не может составлять больше определённого уровня (имеется в виду порог превышения платы граждан за коммунальные услуги — прим. ред.). На пять котельных нужно больше кочегаров — может, и поэтому ещё тарифы выше. К тому же мы сейчас платим только за месяцы, когда непосредственно получаем тепло. По этой причине с прошлого года произошло существенное увеличение [размера платежей]. На заседании Поселковой думы депутаты обращались к губернатору, чтобы у нас оставили систему платы за отопление в течение всего года — у нас и так тарифы высоковаты. Но нам не пошли навстречу.


Похитителей горячей воды ищут с помощью краски

Замдиректора Кирсинской управляющей компании Андрей Новосёлов, в ведении которой находится и посёлок Лесной, представил свою версию причин сложившейся ситуации. Он рассказал, что управляющая компания начала работать в Лесном совсем недавно, котельные ей передали чуть больше месяца назад. Предыдущая организация, ООО «ЖКХ Ресурс», сейчас в стадии банкротства.

— Жалуются жители только двух улиц — МОПРа и Энтузиастов. Когда мы зашли [в Лесной], поставили два котла, один подключили, но его не хватает, подключим второй. Теплотрассы в Лесном были в разобранном состоянии, теплоизоляция в виде деревянных коробов, засыпанных опилом. Пока мы с этим ничего сделать не можем, сейчас постепенно закрываем голые трубы. Дров в котельных не было ни палки, сейчас мы заключили договоры с несколькими организациями, они нам завозят в усиленном режиме, стараются войти в положение, идут навстречу, — пояснил Новосёлов.

По его словам, в квартирах холодно из-за состояния как труб, так и котельных.

— Комплексно всё случилось. Вообще жалуются только жильцы [домов], в садике тепло — они первые потребители. Жалуется, скорее всего, одна и та же женщина, у неё из года в год ситуация одинаковая — до неё тепло не доходит. Но ей по этой причине постоянно делают 100% скидку, то есть она не платит за отопление. И в этом году не будет. Но мы постараемся эту проблему решить, — пообещал замдиректора.

Новосёлов рассказал любопытную деталь. По его словам, в Лесном происходит «несанкционированный съём теплоносителя»: некоторые жители посёлка незаконно подсоединяют краны к батареям и пользуются горячей водой из системы теплоснабжения. Официально горячего водоснабжения в Лесном нет, жители пользуются дровяными бойлерами (нагревателями).

— У нас на подпитку [системы отопления] уходит 120 тонн воды в сутки. Представляете, сколько дров надо, чтобы это нагреть? Поэтому вода 40 градусов. Они сами себе вредят, — констатировали в УК.

В компании начали закупать красители для обнаружения утечек и несанкционированных соединений.




Евгения, услышав эту версию, сразу же отправила редакции фото воды, которая бежит из батарей в её доме и домах нескольких её коллег:

— Подсоединяем краны к сетям? Вы знаете, какая там вода? Она чёрная! Мы когда спускаем воду, бежит одна чернота, светлой воды вообще никогда не было. Разве такой водой можно мыть посуду или что-то делать?


Само собой, ни одна из озвученных проблем Лесного не является нерешаемой. Неподходящие котлы можно заменить, теплотрассы – утеплить, а тех, кто сливает воду, – найти и привлечь к ответственности. Для всего этого нужны лишь два фактора: хозяйская рука и политическая воля. Пока ни того, ни другого в Лесном не наблюдается.