С 16 июня в Кировской области открылись летние кафе, а через неделю общепит заработал в полном формате, правда, без банкетов и фуршетов. Однако то и дело появляются слухи о возможном закрытии сферы, поэтому представители общепита стараются не строить прогнозов, а работать, пока это им позволяют. Мы поговорили с рестораторами о том, с какими сложностями они столкнулись после возобновления работы и какое будущее ждёт общепит после окончания карантина.
- Мы живём в ситуации полной неопределённости: каждый день кто-нибудь пишет, что общепит собираются закрыть, приходят новости, что Москву хотят закрыть. В таком настроении и живём. Я думаю, что в текущем формате будем работать до следующего года. Пока вакцина не появится, я думаю, сильно ничего не изменится.
- Сегодня власть рассматривает возможность вновь закрыть отрасль общепита. Мы пока просто хотим какой-то стабильности в работе, - поделился Кочетов. - В последние несколько дней статистика по коронавирусу растёт, и самое простое - связать её именно с общепитом. Хотя случаев заболевания в общепите мы не видели. Есть случаи бытового заражения, в больницах, контактные лица. В столовой приём пищи занимает 15-20 минут, поэтому риск заболевания ниже, расстояние соблюдается, есть антисептики. Сейчас мы работаем минус 15-20% по выручке к прошлому году. Как будет дальше, трудно предполагать, потому что пока расстановка столов идёт шире - с соблюдением социальной дистанции - и посадка сама по себе меньше.
- Многие ушли, потому что, к сожалению, были поздно обозначены меры поддержки, - рассказал он. - Только в конце мая стали появляться какие-то гарантии. До этого всё было на уровне разговоров и выставления условий перед общепитом. Никто не мог дать гарантии своим сотрудникам: «Ребят, вы не бойтесь, не уходите никуда, всё будет хорошо». Поэтому, конечно, люди уходили. Сейчас видно, что государство действительно помогло. Мы получили поддержку на выплаты зарплат сотрудникам и невозвратный кредит. Сначала мы вообще не могли взять кредиты, чтобы поставщикам заплатить в апреле, мы брали их под высокие проценты, потому что никто не давал. Поздно, но поддержка пришла.
- В разных форматах, в разных заведениях будут разные результаты. Чем дольше заведения работали до закрытия, чем они были популярнее и успешнее, тем лучше они чувствуют себя сейчас. Есть ощущение, что потребитель сейчас не готов на эксперименты и риски, поэтому многие выбирают проверенные места, - считает он.
- Многие говорят про акции для привлечения клиентов, но мы и так работали в такой рентабельности, что скидки вообщем-то некуда делать. К тому же цены растут, поэтому я не знаю рестораны, которые бы начали их уменьшать. Тут вопрос не в жадности, а в экономике - их просто некуда снижать, - пояснил ресторатор.
- Если говорить о столовой, люди ходят на работу и хотят питаться каждый день. И наши грили и гастробары по ценнику недорогие. Да, они уже не такие экономные, как были два года назад, потому что цены подрастают. Эта же мраморная говядина сильно подорожала, что вызывает рост стоимости стейков. Но в целом всё равно мы сохраняем демократичные цены как на еду, так и на алкоголь, поэтому гости приходят, - рассказал он.
- Мы ввели доставку как столовой еды, так и еды из гриля и гастробара, чего раньше никогда не было, сделали приложение, сейчас появилась возможность делать заказы на самовынос. Мы готовы оказывать корпоративное питание, только пока очень трудно найти партнёров. Наверное, рынок насыщен такими предложениями.
- У нас были заведения, которые при своей прошлой работе физически не могли дополнительно обеспечивать спрос по доставке, кухни не были рассчитаны на это. Когда в залах была полная посадка, то кухня и так была загружена полностью, там просто невозможно было больше делать, - говорит Андрей Несветаев.
- Часть ресторанов и кафе подписывали декларацию о соблюдении требований, но это небольшая часть от общего числа. С ними мы общаемся, и большинство рестораторов выполняют требования, никто не хочет закрыться снова. Конечно, это не все делают, есть нехорошие люди, - говорит Несветаев.
- Роспотребнадзор должен не просто найти и отшлёпать, показать пальцем, по идее хотелось бы от этого органа помощи. Скажите конкретно, что нам надо сделать. Почему всё время только кнут, давайте поможем, тем более ситуация непростая, для экономики все мы нужны и общепит в том числе.
- Тогда мы будем знать, у кого что-то не так, к кому приходили, этой информации у нас абсолютно нет. А потом, возможно, Роспотребнадзор пойдёт в прокуратуру, она инициирует какие-то проверки и будут вынесены штрафы. Хотя общепит мог бы исправиться сразу, как сказали, а не ждать две-три недели, когда придёт официальная проверка, и выпишут штраф. На чём построена система - на получении штрафов или на реальной безопасности - большой вопрос, - подчеркнул Пётр Кочетов.