История кировского дизайнера, который делает обложки для альбомов известных хип-хоп исполнителей: о философии непрерывного развития и о том, как русский рэп за несколько лет превратился в индустрию.
В последнее время русский рэп стал главенствующим жанром новой российской музыки. Клипы Pharaoh и ЛСП непременно оказываются в трендах Youtube и набирают рекордное количество просмотров, вокруг жанра образуются профильные сетевые издания с активным сообществом комментаторов (The Flow, Fast Food Music), а крупные федеральные медиа спешат запрыгнуть на волну и подхватить тему. В комментариях одного из таких изданий удивляются: почему большому количеству молодых рэперов обложки делает один и тот же человек? Его зовут Данил Шульгин, ему 19 лет, он живет в Кирове, но больше известен за пределами города под псевдонимом SHULYA. Посты музыкальных альбомов с его обложками набирают миллионные просмотры во «Вконтакте», а одна из последних работ для Pharaoh украшает Instagram лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова.
Все началось с того, что два года назад Данил пришел на вечеринку «BLVNK» - молодые организаторы вовремя подхватили взлёт жанра в России и начали транслировать его в Кирове. Несмотря на то, что ему не очень понравилось обилие «школьников, трясущих локтями», Данил познакомился с организатором вечеринки Максимом Перевозчиковым и поразился тому, что все в объединении «BLVNK» заняты своим делом: фотографируют, снимают видео, организуют мероприятия или встают за диджейский пульт. Так пришла идея стать дизайнером афиш и принтов для одежды от этого объединения, а позже – оформителем обложек для любимых исполнителей.
- Каждый раз, когда смотрел на обложки, думал, как я сделал бы это сам, и понимал, что могу лучше, но тогда у меня не было никаких навыков в Photoshop. Первой моей работой была альтернативная обложка для Baker Phonk. Однажды я увидел, что он выкладывает фан-арты в своей группе, решил попробовать сделать свой, он его выложил, всем понравилось, и я пошел дальше. Сначала делал в стиле «много мяса и крови», но потом начал делать по-другому. Брал идеи у других и делал из них что-то свое. Потом я создал паблик, куда стал выкладывать свои работы. Изначально просто писал тем исполнителям, чья музыка мне нравилась: «Чувак, мне не нравятся твои обложки, я могу сделать гораздо лучше, я украшу твою музыку».
Максим Перевозчиков начал делать привозные концерты, где Данил познакомился с молодым рэпером FACE. Ивану Дремину (FACE) на момент его концерта в Кирове было 18 лет, и он только выпустил клип «Гоша Рубчинский», который имел популярность в интернете. Позже журнал «Афиша» напишет о нем как о новом рэп-герое подростков, а сам FACE прямо скажет, что выпустил клип про дизайнера одежды Гошу Рубчинского, «чтобы хайпануть».
- Сначала я плохо его воспринимал, но в итоге оказалось, что он был приятными в общении человеком, тоже развивался, продвигал свою тему, как и я. Мы подружились, я стал делать ему обложки, росла его музыка, рос я. Когда познакомились, у меня было 1000 человек в паблике, у него где-то 6000, сейчас у него 200 000 подписчиков, у меня 5000.
«Развитие» - вообще самое часто употребляемое слово в разговоре с Данилом. Благодаря развитию «BLVNK» изменили концепцию и переименовались в «КОННЕКТ», мероприятия стали более масштабными и зачастую менее возрастными, но командный принцип, который лежит в основе работы, не изменился. По этому принципу все работает и на федеральном уровне: на смену лейблам и локальным сценам пришли объединения в интернете – исполнители примыкают к уже существующим или создают их вокруг себя. На вопрос о том, почему русский рэп за несколько лет превратился в индустрию, Данил отвечает так:
- Благодаря интернету. Мы может обмениваться музыкой, файлами, документами. Лет десять назад были рэп-тусовки, банды, даже в Кирове, но не было таких возможностей. Мы можем работать на дистанции, и это не мешает нашему творчеству. Каждый смотрит, кто и чем занимается, видит, у кого что получается, и тоже хочет включиться. Когда я начинал делать обложки, то видел, что в Dead Dynasty всё делают очень круто, и, конечно, возможность попасть к ним сильно меня мотивировала.
Dead Dynasty является одним из основных интернет-объединений в индустрии, самым известным артистом которого считается Pharaoh. Pharaoh тоже в одночасье выстрелил в интернете с клипом «Black Siemens», который позже был удален самим исполнителем. С каждым альбомом он «пересобирал» себя и стал явлением, которое вышло далеко за пределы социальных сетей. В связи с последним релизом «Pink Phloyd» его портрет поместили на обложку журнала «Сноб».
С самого начала целью Данила было вступить в Dead Dynasty, и недавно он этой цели достиг. Теперь на руке у него татуировка логотипа «Династии», который он разработал сам: в основе изображения - скелет двухглавого орла, отсылка к Российской Империи. Недавно Pharaoh приезжал в Киров снимать клип, в котором будет «собрана вся мрачность города», здесь живет партнер и коллега менеджера «Династии» - режиссер Эльдар Гараев. У Dead Dynasty нет четко очерченной географии, зато есть общие стремления.
- Есть семья в привычном понимании: родные люди, папа, мама, девушка. А есть творческий коллектив, где тебя все принимают, вы вместе двигаетесь. В нашем коллективном чате около тридцати человек, мы работаем, обмениваемся идеями, материалом, опытом. Это работает, как часы: если кто-то начнет опаздывать, пострадают все. Что-то типа цепной реакции. Конечно, у всех есть личная жизнь, но если вступаешь в коллектив, то должен работать и развиваться. У меня была цель вступить в «Династию», чтобы работать с людьми, которые постоянно развиваются. Ведь я тем же самым занимаюсь, чтобы доказать своим родителям, что я чего-то добился.
Данил признается, что родители не всегда понимают, что сын успешен в своих увлечениях, несмотря на то, что иногда его доход в четыре раза превышает среднюю зарплату по региону.
- В этом году я закончил колледж промышленности и автомобильного сервиса. По профессии я мастер строительно-отделочных работ. Я думал о том, чтобы получить высшее образование по специальности дизайн, но у меня нет на это времени. Сейчас думаю, нужно ли оно мне вообще. Ребята, которые учатся на графического дизайнера, рассказывали, что они иногда сами помогают учителям делать некоторые вещи в Photoshop. Я ***** [в удивлении] с таких преподавателей. Но я бы походил на курсы дизайна.
На интервью Данил пришёл в футболке кировского хардкор-движения antisocial pro. На вопрос, как в нем уживается любовь к хардкору и новому рэпу, он отвечает:
- Я долго слушал эту музыку и очень уважаю ребят. Когда эти группы в Кирове появились, это было чем-то новым, и круто, что они до сих пор не предают своих идеалов. История «Династии» чем-то похожа, потому что они сделали новый звук, когда все еще сидели на подъездном рэпе. Возможно, если бы не было «Династии», не было бы половины современных исполнителей. Но если выбирать что-то одно, я выберу рэп, потому что в рэпе сейчас есть все, он все в себя вобрал.
Всеядность – одна из черт современного рэпа и, возможно, одна из причин его нынешнего успеха. На прошлогоднем альбоме Pharaoh читал под жесткие гитарные рифы, что он современный Мэрлин Мэнсон, а сейчас под акустическую гитару выпускает лиричные песни, озаглавленные Unplugged (явная отсылка к одному из лучших концертов Курта Кобейна на передаче MTV Unplugged). Впрочем, не факт, что все эти тонкости читаются аудиторией музыкантов – ее до сих пор по большей части составляют школьники. На вопрос о том, смущает ли его это, Данил говорит, что нет:
- Pharaoh начинал с аудитории, которая училась в школе, сейчас он достиг такого уровня, когда его могут слушать и взрослые люди. Я рад, что он начал делать музыку, которая воспринимается любым поколением. FACE – это, конечно, совсем другое. Pharaoh уже задевает серьезные темы, а FACE читает о том, как он хайпит, тратит деньги – в этом разница. У него была такая позиция, когда он только начинал заниматься музыкой: подростки становятся старше, растет он, и его развитие происходит вместе с развитием аудитории. Он в это верит, и, наверное, это тоже правильно.
Взрослые люди не только слушают новый рэп, но и начинают его анализировать, сопоставляя с музыкой своего поколения. Наш разговор с Данилом заканчивается. Я высказываю мнение, что текст в клипе Pharaoh «Дико, например», - несёт мало смысловой нагрузки, зато все решает звук, на что дизайнер отвечает:
- Не все понимают, о чем Pharaoh поет в этом треке, но близкие знают. Есть видео, где он объясняет смысл этого трека. Pharaoh поет о себе, о жизненных ситуациях, трудностях, с которыми он сталкивается. Он просто делает это по-своему. Ты видел, что Сергей Шнуров написал о его релизе в Instagram? Вот он выложил нашу обложку со словами: «Эти песни звучат из порваного динамика застрявшего социального лифта. Светит одинокая звезда в галактике многочисленных ***. Школа жизни - это школа капитанов, как пел Фёдор Чистяков тридцать лет назад. Острозубые дочки матерей-одиночек рыскают по туннелям бытия в поисках добычи. Береги свой ***, как пел Борис Гребенщиков сорок лет назад. Здесь поменялось все, кроме ритуалов инициации - кровь и сперма, клубы дыма и огненная вода. Полный Пинк Флойд. Вечное возвращение».
Фото: Свойкировский, личный архив героя