Четырёхполосная дорога или общественное пространство: кировчане обсудили строительство улицы Калинина

На публичных слушаниях, которые прошли в администрации Кирова, представили проект строительства улицы Калинина от Сурикова до Чапаева. Разработчиком, главным архитектором проекта стала специалист МКУ «Архитектура» Татьяна Карповская.

Собрание, в первую очередь, было подготовлено для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства в границах этой территории. На чертеже, представленном слушателям, показано, как будет располагаться улица Калинина от Чапаева до Сурикова. В составе основной части разработан разбивочный чертёж красных линий. На нём видно, что ширина улицы в красных линиях переменная, в самом узком месте – 36 метров, в самом широком – 56. Разработан проект межевания, то есть формирования земельных участков под эту дорогу. По данным Татьяны Карповской, расчётная скорость на будущей четырёхполосной дороге – 50 км/час, длина трассы – 428 метров, ширина полосы движения – 3,5 метра, общая ширина проезжей части – 14 метров, ширина велопешеходной дорожки – 4,5 метра, ширина тротуара – 2 метра.

– Мы сейчас разрабатываем проект по внесению изменений в документацию. Первый вариант по документации разрабатывался в 2013 году, потом документация редактировалась в 2017 году. И сейчас мы её вновь редактируем. Новые жилые дома, которые построены в северной части улицы Калинина, сузили расстояние, которое было первоначально определено в генплане 2007 года. Два проезда, которые есть сейчас по Калинина, физически не входят. Если их продолжать, они не поместятся совсем, – пояснила автор проекта, отвечая на вопрос слушателя о невозможности продления улицы Калинина аналогично отрезку дороги от Чапаева до Горького.


Проект 2013 года

Проект 2017 года

Проект 2023 года

Жители дома на Чапаева, 47а, рассказали, что часто сталкиваются с тем, что у их дома скапливаются воды, так как улицы Калинина, Чапаева и Сурикова идут под склон, а ливневой канализации нет. Татьяна Карповская уточнила, что улица выровнена, но идёт по склону с небольшой насыпью. Перепад на участке от Сурикова к Чапаева составляет около 7 метров, поэтому разработчики надеются, что ливневая канализация всё же будет предусмотрена.

– Мы предложения по ней сделали. Предполагается две ветки ливнёвки: один сброс в сторону Калинина за улицей Сурикова, а вторая часть – вода будет сбрасываться в канализацию, которая сейчас расположена на существующей улице Калинина. Но там пока немного непонятна ситуация с колодцами, у нас будет досъёмка для доработки документации. Этого чертежа нет в электронном виде, но есть в бумажном, – добавила Карповская.

Парковка и сквер

Проект предполагает озеленение территории рядом с проезжей частью. С двух сторон будет тротуар, а также велопешеходная дорожка. Поскольку сейчас Калинина активно используется как стоянка для автомобилей, авторы разработки предлагают создать парковку там, где жители привыкли её использовать – вдоль 10-этажного жилого дома. По словам архитектора Татьяны Карповской, участок у дома очень узкий, с другой стороны к нему практически нет подъезда, и все машины паркуются на территории будущей улицы. Однако парковка, которую устроили жильцы, не входит в границы многоквартирного дома, поэтому здесь должно быть установлено соответствующее регулирование.


Уточним, что сейчас на улице Калинина два проезда, каждый с односторонним движением, но включает две полосы. Количество полос планируют увеличить до четырёх. Обсуждая проект будущей улицы, местные жители высказали опасение, что увеличится риск ДТП, и предложили организовать общественное пространство.

– У нас было и есть два жилых массива, это пространство, по которому хотят провести дорогу, отчасти оно используется как парковка. Все давно привыкли, что там низкий трафик, поэтому чтобы перейти дорогу, не нужно ждать светофоры. Важно понимать, что местные, возможно, не сразу адаптируются к этому, и нужно быть готовыми к риску ДТП. Вариант оставить по одной полосе и по центру разместить сквер с благоустройством и озеленением будет в плюсе для всех. Для автомобилистов – возможность проехать от Сурикова сразу на Калинина, Чапаева, Горького, а местные жители получат новое общественное пространство. Да, пропускная способность будет ниже, но такой вариант более прогрессивный, устойчивый, – рассказал кировчанин Данил Краев.


Разработчик проекта Татьяна Карповская ответила, что на пересечении с улицей Сурикова будет светофор, посередине улицы предусмотрен пешеходный переход. Из-за сложного пересечения с Чапаева движение там будет регулироваться знаками, светофоры устанавливать не планируют. Возникла дилемма:

– Уровень автомобилизации растёт, поэтому когда мы подробно изучили эту территорию, увидели, что машин там огромное количество. Люди не привыкли, но что делать, всё меняется. Это будет удобно и для жителей: перебираться через обгорелые дома, проходить через эту эстетически неприятную часть городской застройки – не самый хороший вариант. Здесь будет благоустроенная хорошая улица с достаточно большими площадями, озеленением, организованной парковкой, – добавила архитектор проекта.

– Речь не идёт о том, нужно делать [дорогу] или не нужно. Уже понятно, что нужно. Но вопрос как? Строя дороги дальше, мы, наоборот, стимулируем людей пользоваться автомобилями. Если заниматься более усердно общественным транспортом, то увидим, что становится больше пешеходов. Чем больше строите, тем больше получаете. Например, Сурикова… По всем соцсетям пишут, что это не улица, а взлётная полоса. И не хотелось бы получать ещё одну. Сейчас есть возможность ещё раз обсудить все варианты и предложения. Безусловно, никто не хочет, чтобы эти деревяшки там бесконечно стояли.

– Я тоже спрашиваю водителей о новых улицах. Ни один не сказал, что неудобно ездить по новым дорогам. Я слышу только положительные отзывы от тех, кто водит машину. У меня у самой права, также я периодически являюсь пешеходом, живу в этом районе, хожу между этими деревяшками. Я хочу, чтобы была хорошая благоустроенная улица. Четыре полосы – это не так много, по нашему уровню автомобилизации и по тому, что нам всё время не хватает парковок. Практически все крайние полосы заняты парковками. Поэтому когда мы смотрим на четыре полосы, то должны понимать, что использоваться будут только две, а другие две будут заняты машинами.

Предложения кировчан об установке светофора включат в проект. Саму организацию дорожного движения при строительстве улицы будут согласовывать с ГИБДД. Важно отметить, что по новой дороге не смогут ездить грузовики и общественный транспорт. По словам Татьяны Карповской, для жителей близлежащих домов подготовят информацию о шумовом воздействии автомобилей. Жилые дома, которые и так расположены не близко к проезжей части, от шума защищают в том числе и зелёные насаждения.

Возражают по поводу строительства дороги и жильцы Чапаева, 13, так как вместо неё также хотят общественное пространство.

– Продолжение улицы Калинина – это более приемлемый вариант, чем четырёхполосная дорога возле двух огромных домов – Чапаева, 47а и Чапаева, 13. Необязательно делать дороги везде. Можно ограничиться теми, которые уже есть. Рядом есть детсады «Колобок», «Дюймовочка», но в них места уже заняты. Было бы логично построить детский сад, – говорят местные жители.

Изъятие жилья

Прежде чем приступить к строительству дороги, территорию освободят от объектов недвижимости: дома № 40, 41, 39, 38 в 3-м Газетном переулке, дома № 42, 38 во 2-м Газетном переулке, дом № 40 на улице Тургенева, дома № 41, 38 в 1-м Газетном переулке и дом № 39 на Чапаева. Для этого проведут оценку рыночной стоимости участков и заключат соглашения с собственниками строений и территорий.


Далее разрабатывается проектная документация. Если проект не получит негативных отзывов, то будет утверждён в установленном порядке. После этого готовится распоряжение об изъятии жилых объектов. За 60 дней до этого жильцам отправят сообщение. Затем проходит процедура рыночной оценки объектов недвижимости и заключается соглашение с собственниками. Если оно не достигнуто, то вопрос решают в судебном порядке. Это единственный механизм, когда государство вправе выкупить имущество у физлиц. Изъятие жилья происходит в течение трёх лет.

Напомним, дорогу планируют построить ориентировочно в 2024-2025 годах при условии финансирования по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».

Фото: Свойкировский