Большое маленькое гнездо: кировские волонтёры ищут просторное помещение для выхаживания диких животных

С 2019 года в Кирове работает центр реабилитации диких животных «Большое гнездо». Волонтёры центра выхаживают птиц и зверей в небольшом арендуемом на собственные средства помещении. В последнее время количество подопечных, нуждающихся в заботе и лечении, увеличилось. Слухи о работе волонтёров разнеслись далеко за пределы города и теперь к ним обращаются даже из отдалённых районов области. В декабре 2021 год центр даже принял к себе «под крыло» дикую рысь, отловленную прямо в городе. Но места для всех скоро может просто не хватить, и тогда сотрудники организации будут вынуждены ограничивать количество поступающих к ним птиц и животных. Свойкировский пообщался с основательницей центра – Гузель Зариповой и узнал, с какими трудностями приходится сталкиваться волонтёрам в поиске подходящего места для организации приюта.

Птицы, белки, рысь и енотовидные собаки: кого спасают в «Большом гнезде»?

В центре реабилитации диких животных в Кирове на улице Бородулина сейчас проходят лечение и живут порядка 50 диких птиц, целый выводок оставшихся без мамы бельчат и даже кошка, которую волонтёры спасли от усыпления. Также в «Гнезде» благополучно перезимовала рысь. Кроме небольшого арендованного помещения на втором этаже у волонтёров есть небольшой участок земли поблизости. Там в вольерах живут ещё четыре совы, два коршуна, две вороны, две утки, два голубя и енотовидная собака.
– Уходом за животными у нас занимаются три человека. Трудно, конечно, особенно с учётом того, что птиц периодически приходится возить на операции и обследования. Приборка вольеров, кормёжка и лечение птиц – ежедневная рутина, – поделилась Гузель.
В России нет ведомств, которые на государственном уровне занимались бы спасением диких животных. Лис, лосей, медведей и птиц, попавших в беду, никто бесплатно не лечит. Эту проблему отчасти помогают решить автономные некоммерческие организации – центры реабилитации диких животных, существующих на пожертвования и средства волонтёров. По данным президента Российского биологического общества Валерии Аверкиевой, в 2019 году на территории нашей страны подобные центры работали в 47 регионах.

«Когда арендодатели слышали, что в помещении будут животные, отказывали сразу»

В здании на Бородулина «Большое гнездо» располагается уже два года. Зимой 2020 года Гузель взяла в аренду это помещение у частника. До этого приют располагался у неё дома, плюс уже тогда был участок с уличными вольерами. Позже именно рядом с ним волонтёры и нашли коммерческое помещение.
– Но мы тогда не занимались выпусками животных. Мы могли взять взрослую птицу, полечить и выпустить, но чаще перенаправляли животных в другие центры. Птиц на ПМЖ оставляли себе. Одна ворона с тех пор так и живёт у меня дома, – вспоминает девушка.
С запросом в администрацию Кирова о предоставлении помещения Гузель впервые обратилась ещё до аренды помещения на Бородулина. В декабре 2019 года центр получил статус официальной автономной некоммерческой организации, а первый запрос девушка отправила летом 2019 года. Тогда волонтёров перенаправили в департамент муниципальной собственности.
– Мне как физлицу предложили несколько вариантов: помещения в жилом доме и подвалы. Площади, конечно, предлагали большие – по 100 кв.м, но и стоимость аренды там была соответствующая – от 20 тысяч рублей в месяц. У меня денег столько нет. К тому же по санитарным требованиям мы не можем располагаться в помещениях жилых домов, – рассказала Гузель.
Все предложенные варианты не подходили для размещения в них приюта. В конце 2019 года волонтёры ещё раз обратились в администрацию, но снова ничего не получилось. Тогда Гузель стала рассматривать коммерческие помещения и нашла то, где они располагаются сейчас.
– Поискать пришлось, так как нас особо никуда не пускали. Когда арендодатели слышали, что в помещении будут животные, отказывали сразу, – уточнила волонтёр.

Большие планы «Гнезда»

Потребность «Большого гнезда» в просторном и функциональном помещении достаточно острая. Гузель обосновывает эту необходимость в первую очередь расположением.
– С маленькими птичками нет проблем, но у нас, например, недавно жил лебедь. Попробуй его на второй этаж по крутой лестнице затащить на руках. Кроме птиц нам попадают и енотовидные собаки. Тоже неудобно – они дикие, их в переноску кошачью не посадишь. Мы поднимали их в клетках. Я молчу о рыси, которая жила у нас всю зиму, – делится девушка.

Со слов Гузели, для центра идеально бы подошло отдельно стоящее здание в пределах движения общественного транспорта площадью до 100 кв.м и земельный участок в пару гектаров со статусом сельхозназначения. Там волонтёры могли бы разместить вольеры для пролеченных животных, которые подготавливаются к выпуску или остаются у них на ПМЖ. Гузель отмечает район Пасегово как одно из самых удобных мест для центра – это близко и туда часто ходят автобусы.
– В будущем я вижу наш центр не просто стационаром для животных, а ветклиникой для диких и экзотических животных с приёмным кабинетом и операционной. Важно, чтобы кто-то постоянно принимал птиц и зверей у людей. Для этого в штате нужен свой ветеринарный врач, минимум два зоотехника и зоокипера и человек, который будет закупать корма и следить за состоянием оборудования, вольеров, – рассказывает о планах Гузель.
Кроме тонкостей выбора помещения, волонтёры часто сталкиваются и с бюрократическими историями – необходимостью оформлять изъятие редких животных. Все дикие птицы и звери принадлежат государству. Любое животное, а тем более если речь заходит о ценных животных, например, рысях, лосях, медведях, журавлях, то их изъятие из природы регламентируется. Нужно оформлять несколько документов, чтобы всё было законно. Также следует сразу же сообщать о факте изъятия в региональные ведомства и сдавать анализы в госветлабораторию.
– Бывает, что птица поступает, ты оформляешь на неё бумаги, а она на следующий день умирает. Потом снова оформляешь бумаги по факту её смерти, отвозишь на вскрытие/утилизацию, – делится деталями работы центра девушка.

Что дальше?

За последнее время в центре появились новые подопечные. Гузель с волонтёрами выхаживают выпавших из гнезда бельчат и цесарку, подстреленную из пневматического оружия. Если ситуация с новым домом для центра не будет решена, то волонтёры не смогут принимать всех животных, попавших в беду. Гузель планирует снова обратиться в администрацию города с просьбой выделить им подходящее помещение. А пока «Большое гнездо» с благодарностью примет любую помощь от кировчан в виде корма для животных и птиц.
Что можно принести?
Еда для животных:

Для того чтобы передать угощения для птиц и зверей, нужно связаться с волонтёрами в сообществе, по телефону 79-60-22 или в WhatsApp, Telegram по номеру + 7 901 479 60 22.
Фото: Свойкировский.рф