Благотворительность, спорт и язвительные пожелания. Как праздновали Новый год в Вятке 100 лет назад

Новый год сейчас воспринимается если не как самый, то как минимум один из главных праздников страны. Однако век назад гораздо большее внимание уделялось решениям Всероссийских съездов Советов. Свойкировский вспомнил, как отмечали новый год на Вятке 100 лет назад.

В начале 1920-х годов новая власть ещё не определилась в едином подходе к новогодним праздникам: ни о каких масштабных гуляниях в Вятке на страницах местной прессы не сообщалось. Официально празднование Нового года было не запрещено, поэтому каждый решал самостоятельно, отмечать ли его.

Историки отмечают, что в среде самих большевиков единого мнения по празднованию Нового года не было. Радикально настроенные члены партии считали праздник «буржуазным предрассудком» и «пережитком досоветского прошлого». В то же время проводились «Ленинские ёлки», в которых принимал участие и сам Владимир Ильич.

Открытка 1950-х годов. Фото: Wikiimage

Не праздник, но новая жизнь

В 1921-м Новый год позиционировался в прессе того времени скорее не как праздник, а как новый этап в развитии государства и общества. Советская власть почти полностью одержала победу в Гражданской войне, газеты рапортовали о строительстве нового мира и решительных шагах по укреплению народного хозяйства.

– Туча рассеялась. Новый 1921 год мы встречаем как победители. 133 миллиона рабочих и крестьян собрались под красным знаменем труда для великого строительства. Кто им помешает в этом? Кто снова заставит тянуться по дорогам вереницы беженцев? Кто воскресит Колчака и Деникина? Никто и никогда, – писала в новогоднем номере газета «Вятская правда».

Газета «Вятская правда» от 11 декабря 1921 года. Фото: auction.ru

То есть праздновалась в первую очередь победа над врагами, а не смена даты в календаре. 31 декабря никаких послаблений рабочего графика на вятских фабриках и заводах не было: все трудились по 8 часов и лишь потом шли отдыхать. Однако 1 января 1921 года местные власти всё же объявили выходным днём.


Клубная жизнь и праздничный субботник

Новый год отмечали в основном в спокойной, почти скрытной обстановке и только в кругу семьи. Ни о ёлках, ни о массовых празднованиях, ни о концертах в театрах и кино в газетах того времени даже не упоминается. Лишь Вятский губернский музей искусства и старины приглашал к себе на выставки «для удовлетворения чувства изящного и отвлечения от прозы жизни». Вятчан активно зазывали на субботники. Так, один из них состоялся 2 января 1921 года в 10 утра, когда люди вышли на работы по распилу дров в речном порту.

Довольно скромно праздник отмечался и в рабочих клубах. 31 декабря 1920 года в клубе водников (те, кто связаны с морским или речным флотом - прим. ред.) кружком драматического искусства был организован спектакль. Артисты-любители разыграли пьесы «Медведь», «Юбилей» и «Павел Иванов». Перед наступлением нового года выступил председатель Райкомвода Верещагин, который подвёл итоги деятельности организации за последние 12 месяцев и призывал «к работе в деле улучшения и поднятия водного транспорта». Новый год был встречен пением пролетарского гимна 300 водников.

В последний день года Городской Совет устроил благотворительный вечер, чтобы собрать средства в пользу рабочих Донбасса.


С наилучшими пожеланиями

Ещё до революции в вятской прессе сформировалась традиция печатать в одном из предновогодних номеров ироничные, язвительные и местами злобные пожелания политикам и общественным структурам.

Газета «Вятская правда» 1 января 1921 года Советской России пожелала «окончательно добить своих врагов и побороть экономическую разруху», вождям мирового пролетариата – долголетия, а оппозиционерам – «тёплого гостеприимства органов ВЧК». Особенно жёстко газетчики «прошлись» по лидерам западных стран: Александру Мильерану, Дэвиду Ллойд Джорджу, Вудро Вильсону пожелали «болтаться на фонарных перекладинах главных улиц своих столиц». Заканчивалась статья вполне оптимистично: «Голоду, холоду и народной темноте – осиновый кол в могилу! Разгильдяйству и лени – железную метлу».


Помощь страждущим

В дореволюционной Вятке во время празднования Нового года традиционно проводили благотворительные акции в поддержку страждущих. К концу 1920-го это стало ещё более актуально, учитывая сложный переход от войны к миру и тяжёлое социально-экономическое положение населения.

«Вятская правда» сообщала, что члены хозяйственного совета 1-й роты Вятского отдельного рабочего батальона совместно со служащими гублескома на Загарской пристани устроили субботник для помощи красноармейцам-инвалидам Загарской волости Вятского уезда, пострадавшим от пожаров. Активисты валили лес и строили новые дома для военных. А для жителей Малмыжского уезда, пострадавших от стихийных бедствий, разными лесничествами были выделены бесплатные «лесные материалы».

В конце декабря союз медицинских работников устроил воскресник помощи нуждающимся детям, а красноармейцы Сарапула решили отчислить в пользу детей свой двухдневный заработок и устроить субботники по строительству детских домов.


В Новый год на лыжах

Уже 1 и 2 января в 1921 году в Вятке прошли соревнования по фигурному катанию и лыжным гонкам. Они стали предварительным этапом первенства Вятской губернии, и лыжникам нужно было пробежать 25 км. А 8 и 9 января в Котельниче состоялся уже основной этап чемпионата губернии по лыжам и конькам.

К слову, в современном Кирове тоже проходят подобные мероприятия: вот уже несколько лет 1 января кировчане присоединяются к «Забегам обещаний».


Фото на главной: картина С.Ю. Жуковского, источник adsl.kirov.ru