ВТБ: число мошеннических атак в 2022 году выросло почти в четыре раза

По данным ВТБ, в прошлом году мошенники совершили рекордные 7,8 млн финансовых атак на клиентов банка. Это почти в четыре раза больше, чем годом ранее. Всего банк спас от хищения более 22 млрд рублей на счетах клиентов.

Наиболее распространёнными схемами мошенничества остаются социальная инженерия и фишинг. Увеличилось количество случаев, когда клиенты под воздействием мошенников оформляют кредиты через дистанционные каналы и в банковских офисах. Также на фоне удаления банковских приложений из Google Play и App Store мошенники убеждали клиентов якобы обновить их до актуальной версии: они направляли ссылку, которая вела на фишинговый ресурс, или предлагали помочь установить новое приложение через так называемые «сервисные приложения», которые являются средствами удалённого доступа.

За минувший год ВТБ выявил и заблокировал почти 27 тысяч различных фишинговых и мошеннических ресурсов, аккаунтов в социальных сетях и сайтов, «мимикрирующих» под бренд банка. За счёт комплексной работы по противодействию мошенничеству ВТБ смог защитить средства 620 тысяч клиентов.

– Пик мошеннической активности в отношении розничных клиентов пришёлся на июль прошлого года, когда был зафиксирован 1 млн атак на клиентов. Начиная с августа эксперты ВТБ фиксировали постепенное снижение этого показателя, и к концу 2022 года число атак сократилось уже почти в два раза. Например, в декабре число атак составило 569 тысяч – на 15% меньше, чем в ноябре, и в 1,3 раза меньше, чем в декабре 2021 года, – отметил старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.

В 2023 году эксперты банка не ожидают кардинальных перемен в основных мошеннических схемах. По сравнению с прошлым годом вырастет количество звонков злоумышленников через мессенджеры и социальные сети. Также они будут более активно использовать для хищений технологию оплаты через СБП по QR-коду. Кроме того, в экспертном сообществе обсуждаются опасения о возможном использовании технологий искусственного интеллекта для кражи средств. Однако банк фиксирует, что пока мошенники лично общаются с потенциальными жертвами, и в обозримом будущем, по прогнозам экспертов, ситуация едва ли изменится.

ВТБ постоянно развивает инструменты борьбы с мошенниками, оперативно выявляя новые схемы, применяемые злоумышленниками. В прошлом году для пользователей ВТБ Онлайн появился вход в учётную запись по биометрии и бесплатный определитель номера, который исключает нежелательные и спам-звонки с неизвестных номеров. Клиенты могут скрыть баланс счетов и установить лимиты по операциям, быстро себя заблокировать в любом канале в случае наличия подозрений.

*Информация предоставлена ПАО «ВТБ»

Фото: iStock.com / Poike