«Опасения оказались напрасными». Руководитель «Роспитания» - о том, как качественно накормить пациентов и сэкономить бюджетные деньги

Организация лечебного питания в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания – бизнес непростой. Он требует неукоснительного выполнения многих условий, предъявляемых государством к участникам этого рынка. Однако при правильной организации и грамотном подходе к делу и этот бизнес может быть по-настоящему эффективным.
О том, как накормить пациентов качественной едой, избавить сотрудников больниц и социальных учреждений от выполнения несвойственной им работы, а также об экономии бюджетных средств и изнанке организации «больничного» питания «Бизнес Новостям» рассказал Сергей Огородников - руководитель и один из совладельцев группы компании «Роспитание».

«Непрофильные» силы

- Сергей Александрович, кто стоял у истоков создания группы компаний «Роспитание»?

- Основателем по праву считается Геннадий Яковенко. Десять лет назад, имея успешный опыт предпринимательской деятельности в сфере торговли продуктами питания и организации работы кафе и столовых, Геннадий Викторович приобрёл компанию «Столовая № 1». Пройдя через все предусмотренные законом конкурсные процедуры, в 2010 году он начал сотрудничать с Областной клинической больницей в вопросах организации лечебного питания на принципах аутсорсинга. Собственно, с этого момента и ведёт свой отсчёт история группы компаний «Роспитание».


- Почему в то время возникла необходимость передачи непрофильных для учреждений здравоохранения и социального обслуживания услуг на аутсорсинг?

- Ещё каких-то 10 лет назад в таких учреждениях сохранялась архаичная модель организации лечебного питания, оставшаяся с советских времён. Например, в областной больнице существовал собственный комбинат питания с огромным штатом сотрудников и целым ворохом проблем. Каждое утро больничная машина ехала на базу за продуктами. Их перевозили, загружали, выгружали, мыли, чистили, строгали, готовили и раздавали пациентам. Повара, буфетчицы, мойщицы посуды, грузчики и водители – все они числились в штате, но не имели никакого отношения к лечебному процессу. При этом больнице необходимо было ремонтировать пищеблоки, приобретать инвентарь, посуду. Это немалые средства, которых у учреждения и без того катастрофически не хватало. Именно поэтому в то время пищеблоки в наших больницах часто находились в ненормативном состоянии, вентиляция отсутствовала, оборудование было изношено…


- Как я понимаю, государственные учреждения при проведении закупок обязаны делать это на конкурсной основе. В то время лечебные учреждения самостоятельно проводили все необходимые конкурсные процедуры?

- Лечебные учреждения были вынуждены самостоятельно проводить отдельные аукционы, причём по каждому виду продукции - на овощи, мясо, рыбу и так далее. Всё это отнимало массу времени, требовало привлечения специалистов по составлению конкурсной документации и организации аукционов и торгов. Кроме того, самостоятельно контролировать поставщиков больницам было очень тяжело. Думаю, именно поэтому в те годы происходило немало случаев, когда недобросовестные поставщики снабжали лечебные учреждения, мягко говоря, некачественной продукцией. И разбираться с такими подрядчиками также приходилось руководству больницы.

Одним словом, организация питания в лечебных учреждениях требовала от руководителей и персонала так много сил и средств, что, к сожалению, далеко не всегда получалось оказать эту услугу по-настоящему качественно. Между тем питание в больнице всегда являлось частью лечебного процесса, и поэтому оно должно соответствовать всем требованиям! Всё более очевидным становился тот факт, что в первую очередь любая больница всё-таки должна заниматься лечебным процессом.


Опыт первый и положительный

- Сергей Александрович, вернёмся к истории группы компаний «Роспитание». Вы сказали, что в 2010 году Областная клиническая больница решилась на смелый эксперимент провести все необходимые конкурсные процедуры и передать организацию питания частной компании, которая поставляла бы в стационар уже готовые блюда...

- Да, совершенно верно. И при том эта компания полностью должна была отвечать за состояние пищеблока, нести расходы, связанные с его ремонтом и оборудованием и, самое главное, взять на себя ответственность за то, чтобы лечебное питание было по-настоящему качественным и соответствовало бы всем предъявляемым к нему требованиям.


- На старте эксперимента, наверное, у многих были сомнения в его успехе?

- Сомнения действительно были. Первый контракт с компанией «Столовая № 1» был заключён всего на три месяца. На случай возможной неудачи в больнице были готовы вернуться к прежней системе работы. Но опасения оказались напрасными. С переходом на новые принципы работы в организации питания больница сразу же сэкономила несколько миллионов рублей. После сокращения собственного пищеблока высвободились немалые средства, которые ранее направлялись на обеспечение его работы и содержание штата сотрудников. Заметно улучшилось и качество питания. Для «Столовой № 1» это был первый настоящий успех.

По сути, мы полностью взяли на себя все заботы, ранее лежавшие на руководстве лечебных и социальных учреждений: начиная с мониторинга поставщиков и размещения тендеров на поставку продуктов питания и заканчивая доставкой готовых блюд непосредственно в учреждения.


- Насколько я знаю, одним из первых, кто пришёл к выводу о том, что содержать собственные пищеблоки в лечебных учреждениях крайне невыгодно, был главный врач Слободской центральной районной больницы.

- Подсчитав затраты на содержание и ремонт пищеблока, на зарплату персоналу, на время, которое неэффективно тратилось на организацию и проведение аукционов и последующие выяснения отношений с поставщиками, руководитель районной больницы в Слободском принял решение о переходе на новый формат организации питания своих пациентов. Хотя поначалу сомнения, конечно, были и у него. В то время он много раз без предупреждения, неожиданно приезжал на пищеблок, чтобы лично проконтролировать процесс приготовления еды. Но уже через несколько месяцев, когда в больнице отметили несомненную экономическую выгоду и повышение качества питания, всё встало на свои места.


Путь к успеху

- Как вы оказались в «Роспитании»?

- В 2012 году, наработав необходимый опыт и сделав однозначный вывод о том, что аутсорсинг - единственный эффективный подход к организации питания в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, основатель группы компаний Геннадий Яковенко привлёк к участию в бизнес-проекте в качестве инвестора основателя медицинского центра «Лайт» Михаила Зыкина. К этому времени для привлечения инвестиций и оптимизации управленческих процессов Геннадием Яковенко были созданы ещё две компании, специализирующиеся на производстве лечебного питания и диетических пищевых продуктов, – ООО «Технология диетического питания» и ООО «Здоровое Питание». В последней в 2012 году я начал работать заместителем директора. Начинал с организации контроля за работой пищеблоков. Постепенно круг задач расширялся, бизнес рос. И сегодня, являясь руководителем и одним из совладельцев созданной нами группы компаний «Роспитание», я благодарен судьбе за то, что все эти годы рядом со мной находились достойные, глубоко порядочные и трудолюбивые люди – мои коллеги и партнёры по нашему общему делу Геннадий Яковенко и Михаил Зыкин.


- Но путь к успеху наверняка не был простым и лёгким…

- Оборачиваясь назад и оценивая пройденный нами путь, понимаю, насколько сложная, но интересная задача стояла перед нами - полностью снять с руководства лечебных и социальных учреждений несвойственные им функции по организации питания. И с этой задачей мы справились, навсегда избавив главных врачей, руководителей социальных учреждений от несвойственной им работы. По сути, мы полностью взяли на себя все заботы, ранее лежавшие на их плечах: начиная с мониторинга поставщиков и размещения тендеров на поставку продуктов питания и заканчивая доставкой готовых блюд непосредственно в учреждения.


- А каких конкретных результатов вам удалось добиться?

- Сегодня в перечень наших заказчиков входят десятки учреждений. Ежедневно тысячи людей становятся потребителями нашей продукции. Мы арендуем тысячи квадратных метров площадей столовых, пищеблоков, буфетов. Ежегодно, принимая ответственные управленческие решения, инвестируем в производство десятки миллионов рублей. Значительные средства вкладываются нами в текущий и капитальный ремонт помещений, приобретение новой посуды и технологического оборудования холодильных камер, тестомесильных машин, котлов и т.д. За счёт собственных средств оплачиваем коммунальные услуги, проводим мероприятия по охране труда, создаём достойные условия для работы наших сотрудников. Отмечу и такое важное, с моей точки зрения, обстоятельство, как наличие у нас собственного централизованного склада продуктов, доставка которых до пищеблоков осуществляется собственным транспортом. Это необходимо для того, чтобы наше предприятие работало без сбоев, как часы. На сегодня в нашем регионе именно мы в полной мере обладаем всеми необходимыми для работы на этом рынке компетенциями.

Мы, как никто другой, знаем, как должна работать система организации питания в больницах и социальных учреждениях. И, самое главное, мы можем организовать этот процесс в полном соответствии с высокими требованиями, предъявляемыми государством к участникам этого рынка.

Здесь важно отметить то обстоятельство, что государство сознательно ограничивает круг потенциальных участников рынка по оказанию услуг в сфере обеспечения питанием больниц и социальных учреждений. Закон не допускает до участия в конкурсах на заключение государственных контрактов всех желающих. Требования, которые сегодня предъявляются к претендующим на это компаниям, чётко определены законодательством. И требования эти высоки: прежде всего это высокая квалификация и большой опыт оказания этих услуг.


- Насколько я знаю, сегодня ваш многолетний опыт исполнения госконтрактов востребован и за пределами Кировской области?

- Это действительно так. С 2015-го мы успешно работаем во Владимирской области, с 2018 года в Удмуртии, в прошлом году мы открыли филиал в Ярославле. Именно в расширении географии и привлечении заказчиков в других регионах я вижу сегодня дальнейшее развитие нашего бизнеса. Во всяком случае, наработанная годами положительная репутация позволяет нам уверенно двигаться в этом направлении.


«Людей не обмануть»

- Сергей Александрович, вы неоднократно подчёркивали, что лечебное питание в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания прежде всего должно быть качественным. За счёт чего вам удаётся обеспечить высокое качество выпускаемой вами продукции?

- Заключая государственный контракт на обеспечение того или иного учреждения лечебным питанием, мы арендуем пищеблок и сразу же мы приводим его в полное соответствие всем санитарным нормам, ремонтируем его и оснащаем необходимым технологическим оборудованием «под ключ». Мы прекрасно понимаем: чем выше уровень технического оснащения, тем выше качество готовых блюд. Но прежде всего высокого качества питания мы добиваемся благодаря строжайшему контролю за соблюдением технологии приготовления и всех санитарных правил, норм и гигиенических требований.


- Поступают ли к вам пожелания от пациентов? И с чем они связаны?

- Чаще всего люди просят разнообразить меню, добавить овощи, фрукты. Иногда жалуются на то, что в блюдах недостаточно соли, нет специй, не дают жареное… То есть жалобы касаются индивидуальных пищевых предпочтений и привычек пациентов, а реальных претензий практически нет.

Помню, однажды пожаловался дедушка: «Плохое у вас питание». Начали разбираться. Оказалось, дедушка считал, что в больнице ему должны были давать виноград. Помню, как терпеливо мы разъясняли ему, что лечебное питание - это неотъемлемая часть лечебного процесса и оно должно помогать в выздоровлении. А виноград - это продукт, усиливающий брожение, к тому же с высоким содержанием сахара. И в лечебную диету виноград не входит ни при каких условиях.

А знаете, какой, с моей точки зрения, самый главный показатель качества питания в больнице? Не количество жалоб, а чистые тарелки! Да! Именно чистые тарелки! Ведь если люди всё съели с удовольствием, значит, им понравилось то, чем их покормили. Людей не обмануть. И если на обед им предложили что-то несъедобное, то они это просто откажутся есть. Я же, когда приезжаю в обслуживаемые нами учреждения, вижу всегда только чистые тарелки.

Ну, а если серьёзно, то в последние годы у нас прослеживается уверенная динамика к снижению количества жалоб. И всё чаще и чаще от главных врачей больниц и руководителей интернатов мы получаем не жалобы, а благодарности. Приятно, когда работу твоего коллектива высоко оценивают профессионалы. Это ли не настоящий повод для гордости? Всегда приятно видеть результаты своей работы и чувствовать себя по-настоящему нужным людям.


*Информация предоставлена медицинским центром «Лайт», источник: «Бизнес новости»