Как в Москве украли картины Васнецова и за что Никита Хрущёв ругал внука нашего великого земляка, читайте в историческом блоге.
Недавно, вместе со своей сестрой, я отправилась в художественный музей братьев Васнецовых. Хотела показать гостье нашего города лучший культурный очаг, настроиться на творческий лад, уже в десятый раз посмотреть на полотна известных художников и приобщиться к вечному и возвышенному.
После музея мы стали вслух размышлять о наследии, которое Васнецовы оставили нам, своим потомкам. Вспомнили о том, что знаменитые братья принимали непосредственное участие в открытии художественного музея на Вятке. Сколько ещё молодых художников и людей творчества найдут вдохновение в их работах? Ниточка размышлений привела к потомкам Васнецовых. Кто ещё, кроме Виктора и Аполлинария, вступил на творческий путь и прославил уже и без того известную фамилию?
Природа отдыхает на детях?
История семьи Васнецовых известна с XVII века. Предки знаменитых художников были священниками и учителями. Отец – Михаил Васильевич – перевёз свою семью в село Рябово. Сам обучал своих детей читать, писать считать и петь. Дети Васнецова очень рано начали рисовать. Эти навыки они тоже получили от отца.
Двое братьев – Виктор и Аполлинарий – стали художниками. Прославили свою фамилию и наш край удивительными полотнами, которые известны на весь мир.
В случае с братьями Васнецовыми известное утверждение о том, что «природа на детях отдыхает», верно только отчасти.
Сын Виктора Васнецова – Владимир – не унаследовал художественных талантов отца, однако обладал живейшим умом и проницательностью, а также стремлению к научным изысканиям. Владимир стал профессором Московского университета. Читал для студентов курс «Общая ихтиология» и создал учебное пособие «Курс систематики позвоночных животных».
У Виктора Михайловича было ещё несколько детей, но о них информации даже меньше, чем о Владимире.
У Аполлинария Васнецова был сын Всеволод, который стал известным полярным исследователем и океанологом. Написал несколько научных трудов, а также воспоминания о своих прославленных отце и дяде. Всеволод открыл музей Аполлинарию Васнецову в Москве, в квартире, где его отец прожил несколько последних лет.
По стопам своего деда Виктора пошёл его внук Андрей Васнецов. Он стал художником и представителем оригинального стиля.
В одном из интервью Андрей рассказывал:
– Самой большой достопримечательностью был для меня дом деда в тихом Троицком переулке (г. Москва, – прим.автора), с его «древнерусской» деревянной архитектурой, с картинками, изображающими фантастические миры древних сказок, с его особым, долго не остывающим теплом присутствия живших здесь моих предков. И Третьяковскую галерею я воспринимал как продолжение дома деда. Но я рос, стал рисовать. Однажды нарисовал картину «Витязь на распутье» по дедушкиному мотиву. Михаил Васильевич Нестеров (художник, академик живописи, – прим.автора), который её случайно увидел, очень смеялся, но смеялся одобрительно, – говорил Андрей Владимирович.
"Завтрак". Андрей Васнецов
Суровые картины
– Андрей Васнецов – яркий представитель и даже основоположник «сурового» стиля. Это направление живописи советского периода появился в 50-е–60-е годы прошлого века, – говорит Ирина Любимова, директор музея-усадьбы Васнецовых в селе Рябово.
В 2006 году издание «Коммерсант» в статье об аукционе советского искусства так описывали этот стиль: «Неприкрашенная правда жизни, никакой “красивости”, силуэтность (вплоть до плакатности), контрастные тона и локальные пятна цвета (опять-таки почти до плакатности), обобщённые лица-плечи-руки – все это “суровый стиль”».
Андрей Васнецов, как и его знаменитый дед, увлечённо рисовал с детства. Образование получил в Ленинградском высшем художественном училище имени Веры Мухиной. Окончив училище, вернулся в Москву и женился.
В 1959 году у него родился сын Фёдор. Он тоже стал художником. Очень самобытным, ни на кого не похожим. К сожалению, Фёдор умер очень рано – в возрасте 37 лет.
За полвека творчества Андреем Владимировичем были созданы сотни полотен, самые известные из которых «Завтрак», «Выстрел», «Возвращение с охоты», «Семейный обед» и другие.
Андрей Васнецов кроме картин в «суровом» стиле создал несколько впечатляющих росписей, мозаик и декоративных скульптур, которые украшают Москву и другие города. Например, в Государственном музее истории космонавтики Васнецов работал над мозаикой «Покровители космоса». Он же украсил фасад киноконцертного зала «Октябрь» в Москве. Вместе с соавторами Андрей Владимирович получил Государственную премию СССР за мозаику в интерьере нового здания газеты «Известия» в 1977 году.
Что Хрущёву не понравилось?
1 декабря 1962 года в московском «Манеже» состоялась скандальная выставка советских художников. То, что там произошло, повергло в шок всю московскую интеллигенцию.
Никита Хрущёв, первый секретарь ЦК КПСС, устроил художникам «выволочку». Это событие уже обросло легендами и сейчас очевидцы вспоминают, что Хрущев якобы матерился и оскорблял художников. Он «проехался» по авангардистам и абстракционистам, назвал их произведения «мазней» и сказал, что таким не место в нашей стране, посоветовал им отправляться к коллегам за границу.
Досталось и Андрею Васнецову. Хотя он не был ни авангардистом, ни абстракционистом, но предпочитал темные тона и работал в реалистичной манере. Это руководителю КПСС не понравилось. Художник взялся очернять социалистическую действительность? Нельзя рисовать яркое настоящее и светлое будущее черной и серой краской. В итоге Хрущев потребовал исключить из партии и Союза художников всех участников выставки. Но потом выяснилось, что почти никто из живописцев к тому времени ни там, ни там не состоял.
Хрущев на выставке в "Манеже".
Украсть за 6 часов
Андрей Васнецов умер 6 декабря 2009 года. А через некоторое время из его мастерской пропали около 300 работ на сумму 3 миллиона долларов. Вдова художника Ирина Ивановна утверждала, что это была кража со взломом, и обратилась в милицию города Москвы.
Стражи порядка оперативно нашли картины. Все они оказались в академии Галереи искусств Зураба Церетели. Представители Союза художников утверждали, что сделали это для того, чтобы наследие мастера не пропало. В доме Ирины Ивановны оно плохо охраняется. Поэтому полотна было необходимо спасти. Было подозрение, что среди вывезенных работ есть картины знаменитого деда – Виктора Васнецова. Но вдова сказала, что в мастерской находились только работы мужа.
В милиции дело возбуждать не торопились. Сотрудники правопорядка посчитали, что пропажа картин связана с переделом имущества после смерти Васнецова.
Но дело пришлось возбудить, потому что картины через некоторое время исчезли вовсе.
По информации московских СМИ, через четыре года картины так и не были обнаружены. Полиция дважды возбуждала дело, проводила следственные действия, но так ничего и не нашла. А в 2013 году по информации сайта «Фонд Васнецовых» vasnetsov.foundation умерла единственная наследница – вдова Ирина Ивановна Васнецова.
В прошлом году кое-какие картины обнаружились в коллекции художницы Александры Трубачевой. Ранее она была приближена к семье Васнецовых и считала себя помощницей Андрея Владимировича, Ирина Ивановна ей доверяла. Александра организовала выставку работ к 70-летию Великой Победы.
Сейчас непонятно, кто и как распоряжается наследием Андрея Васнецова и будет ли оно также вдохновлять своих потомков, как работы его знаменитого деда.
Фото: paveldelnov.livejournal.com/48004.html , ekaterinne.livejournal.com/42950.html , life.ru