Неожиданный приход зимы пугает коммунальщиков не только в наше время, так было и в конце 60-х годов. Тогда уборщиков снега и сбивателей сосулек называли не «коммунальщики», а «коммунальники». Так вот, в конце 60-х выдались довольно снежные зимы. Обилием выпавшего снега никто не был удивлен, ведь город наш всё-таки считается северным. Но непролазными сугробами на улицах и остановках кировчане были крайне недовольны, как и сейчас.
Критическую ситуацию описывала главная газета нашего региона «Кировская правда»:
- Идёшь по тротуарам, как по коридору, с одной стороны дома, с другой - штабеля снега в рост человека. И так почти на каждой улице. Поистине, зима пришла, как снег на голову. Снегопады затруднили движение транспорта и пешеходов. Улицы стали узкими, и на них с трудом разъезжаются автобусы, троллейбусы, а кое-где даже легковые автомашины. На тринадцатом маршруте, например, автобусы при повороте с улицы Энгельса (прим.ред. - теперь Преображенская) на Дерендяева вынуждены выжидать встречную машину, чтобы уступить ей путь.
50 лет назад кировские журналисты писали, что из-за плохого состояния дорог график движения автобусов и троллейбусов срывается. Причём, значительно. Машины ходят «табунами»: одна за другой или с получасовыми интервалами. При этом часть троллейбусов и автобусов - полупустая, другая часть - до предела заполнена пассажирами.
Для пешеходов снежные зимы конца 60-х стали большой проблемой. Им приходилось брать снежные горы, барьеры и торосы с набега, наскоком и с ходу. Перелазили через снежные катакомбы все по-разному. Молодые кировчане не боялись препятствий и шли напрямую, а те, кто постарше, искали тропинку.
Город тогда характеризовали так: неприглядный и запущенный до предела. В такой ситуации кировчане, конечно, обвиняли «коммунальников», говорили, что городское управление коммунального хозяйства во главе с товарищем Софроновым плохо подготовилось к зиме. Беспечность привела к печальным результатам. В дни обильных снегопадов на городских улицах не было видно ни снегопогрузчиков, ни самосвалов, ни дворников.
Кстати, тогда ни глава города, ни глава региона не устраивали рейдов по дворам, а «коммунальники» благополучно ждали прекращения снегопадов. Спохватились лишь когда снежные завалы приняли угрожающие размеры. На улицы вывели снегопогрузчики и самосвалы, а дворники заскрежетали лопатами. Но этих сил было не достаточно.
«Кировская правда» писала: «В распоряжении спецавтобазы горкомхоза 14 снегопогрузчиков, из которых на линию выпускается не больше 10. Остальные машины остаются в гараже из-за неисправности или отсутствия шофёров. А те машины, что выходят на улицы, как они работают? Очень плохо. Отдельные погрузчики половину рабочего времени простаивают».
На улицы города выезжали спецмашины, но простаивали без работы. Убрать снег было возможно, а вот вывезти его — нет. Самосвалы ездили от случая к случаю. О ситуации отчитывалась мастер дорожно-эксплуатационного участка Головина:
- В нашем городе занято 5 снегопогрузчиков. Чтобы обеспечить их нормальную работу, нужно иметь минимум 30 самосвалов. А чем располагаем мы? Например, 8 января поставили на вывозку снега 7 машин вместо 20, автоэксплуатационный комбинат - 6 из 10.
В Октябрьском районе нашего города с очисткой улиц и дворов решили бороться с помощью предприятий, которые там работали. Горисполком обратился с просьбой к руководителям организаций выделить часть своих машин для вывоза снега. Но тогда откликнулись немногие.
Кировчане обращали внимание ещё и на то, что самосвалы возят на снежную свалку «воздух». Водители зарабатывали деньги с рейса и им было всё равно, что везти.
К слову, снежных свалок полвека назад в Кирове было две. Одна — у пешеходного моста через Вятку (в районе слободы Ежовки), а другая — напротив кожевенно-обувного комбината (район завода «Метако», начало ул. Ленина). Кировские «комунальники» тогда предлагали увеличить количество свалок снега и приблизить их к местам очистки.
Жители города жаловались, что не могут из-за гололёда попасть в магазины. На Октябрьском проспекте у «Звёздочки» и у магазина № 64 было совершенно не пройти. Покупатели балансировали на льду, а руководство торговых точек закрывало на это глаза.
Остановки городского транспорта вообще превратились в полосу препятствий. Снежные заносы на них были так круты и скользки, что пассажир рисковал скатиться под колёса автобуса.
В то время за благоустройство посадочных площадок официально никто не отвечал. Горисполком пытался с помощью постановлений закрепить их за определёнными организациями, чтобы поддерживать там порядок. Но слова разошлись с делом.
Кировчане во всём винили городские власти, горисполком ссылался на сторонние организации. Накануне празднования 1968 года чиновники пытались организовать городской субботник и воскресник по уборке снега. Дали объявления в газетах, но городская уборка, как пишет «Кировская правда», так и не состоялась.
Знаете, что тогда подействовало на жителей города? Призыв через газеты на боевую борьбу со снегом! Объявление войны снегу.
Сейчас «коммунальники» стали коммунальщиками и борются со снегом с переменным успехом. Снежных катакомб у нас теперь нет, остановки относительно почищенны, к многочисленным магазинам и торговым центрам подход, как правило, свободен. Живи да радуйся. Но что-то всё равно идёт не так.
Фото с сайта gaspiko.ru