Полезный город Антикризис-2020 Коронавирус в Кирове Мусорный комплекс в Лубягино Красота и здоровье Тесты Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Воспитание рублем, или по стопам Роберта Кийосаки

Автор:
9 января 2017, в 11:19
Просмотров: 1950

Один мой друг, на редкость предприимчивый человек, решил посвятить сына в тонкости финансовой грамотности. Дал ему возможность заработать, а потом потратить кровно заработанные. Чтобы сын-первоклассник узнал цену деньгам и стал правильно ими распоряжаться.

Его папа получил это знание от своего отца. Вспоминает, что свои первые деньги заработал еще в пятом классе — продавал игровые приставки, через три года перешел на сотовые телефоны. Как только появилась возможность первого официального заработка, мальчик ушел в аниматоры, освоил роль ведущего на детских праздниках. Говорит, что это была хорошая «школа жизни». Сейчас его диалог с сыном построен согласно прейскуранту. «Неделя без троек? - Держи 150 рублей», «Одни пятерки? - Молодец, сверху сотня!».


Товарно-денежным подходом в воспитании уже никого не удивишь. Раньше воспитывали розгами, а теперь рублем, причем платят за все — лишнюю пятерку, сносное поведение, спортивные достижения и даже за помощь близким. Оказывается, так мы приучаем к труду. В действительности, часть из нас действует по принципу «так воспитывали меня», часть — цитирует западные бестселлеры, а другая — еще находится в поиске рычагов давления. И все как один утверждают - это «работает».


Когда речь идет о формировании финансовой грамотности у ребенка — разумном использовании денег, необходимо учитывать все этапы его взросления, - так считает Ольга Козловских, эксперт в области семейных отношений. - На первый план в этом вопросе выходит психологическая зрелость, которой чаще всего мы достигаем к 18-21 годам.


Психолог утверждает, что с рождения и до 6-7 лет каждый из нас находится под крылом родителей, поэтому и не нуждается в деньгах. Однако уже с двух лет мы начинаем осознавать значение слова «деньги». И это вызывает у нас острый интерес. Вот тут и появляется первая возможность самому купить игрушку или конфету - так под присмотром родителей мы впервые знакомимся с деньгами.


Школьники


Время летит быстро, и вот вчерашний малыш уже первоклассник. «Переход на школьный уровень - это один из значительных шагов к той взрослости, о которой шла речь. Теперь ваш школьник нуждается в собственных деньгах, и тут возникает вопрос: «Где и каким образом он эти деньги получит? Просто так или что-то сделав?» - спрашивает Ольга Козловских. На деле мотивация обучения рублем может стать серьезным испытанием как для ребенка, так и его родителей.


По оценке специалиста, ведущей деятельностью ребенка с семилетнего возраста является его учеба. В этой деятельности успех зависит от познавательного интереса, который даже при желании не простимулировать мешком денег. Получается, что «пятерку» чадо несет маме, которая поощрит его условно пятью рублями. «Если ребенок учится за деньги, которые потратит потом на чипсы, то в данном случае мы не формируем его независимость, а наоборот, делаем его зависимыми от оценок и, как следствие, денег», - разъясняет психолог. Анна Ляпунова, педагог права и обществознания КФМЛ, придерживается той же точки зрения - она считает, что если свести всю мотивацию учебной деятельности к деньгам, то произойдет подмена ценностей и прививание ложных целей. Прогнозы неутешительны, потому что при данном раскладе на первый план выходит не душевное благополучие родителей или семьи, а материальное благополучие ребенка.


И что же тогда делать? Все просто - давать ребенку карманные деньги. Это не зарплата или вознаграждение, а некий посыл, которым мы как бы говорим: «Мы принимаем право на твою независимость и свободу». Семейный психолог советует начать с небольшой суммы, которую ребенок мог бы получать еженедельно. Это научит ребенка воспринимать деньги как некий ресурс, который требует планирования, оценки и имеет свойство заканчиваться: «Сейчас моей старшей дочке девять лет и у нее есть свои карманные деньги. Каждую неделю я выдаю ей по 100 рублей, причем финансово учеба у нас не поощряется - дочка учится хорошо. В некоторых случаях, когда у нее появляется цель накопить на более крупную покупку, мы можем давать ей большую сумму карманных денег. По результатам четверти, за хорошую успеваемость, сумма тоже может увеличится. В этом нет ничего трагичного: для меня это некий бонус, а для нее - возможность распоряжаться как мелкой, так и более крупной суммой денег», - рассказывает Козловских.


Подростки


С подростками все иначе - подрастающее поколение жаждет признания своей независимости, особенно родителями. На этом этапе у ребенка появляется острое желание и интерес заработать деньги самостоятельно, поэтому самое время обсудить с ним возможность заработка. И как вариант, внутри семьи. К примеру, предложите ему помыть машину отца по цене услуги автомойки. В то же время смешивать семейные ценности с получением денег из семейно-родственного бюджета надо с большой осторожностью.


Выкопать бабушке картошку, скажем, за 500 рублей - абсолютно неправильно. Почему бы не сделать это только потому, что появилось искреннее желание помочь? В семье главным принципом должно быть укрепление семейных взаимоотношений и понимание, что семья — это уникальный ресурс, больше номинала в 500 рублей. Ребенок в семье должен чувствовать удовлетворение не от полученных там денег, а от того, что он защищен, принят и любим», - поясняет Ольга Козловских.


Почем нынче ценности?


По мнению педагога права КФМЛ, ребенок должен осознавать сущность денег и их предназначение.


Здесь я больше солидарна с законодательством - только к 14 годам у ребенка формируется осознание того, «для чего» необходимы средства. К сожалению, к этому возрасту у многих подростков может развиться потребность в деньгах как самоцель. Опыт показывает, что у некоторых ребят к 11-12 годам деньги в списке желаний стоят выше общения с семьей, друзьями, чтением книг. Поэтому, прежде чем дать ребенку «его» собственные деньги, необходимо рассказать ему как о возможных источниках их получения, так и о человеческих качествах и способностях их обладателя. Причем делать это надо не только в предметных беседах, но и в бытовых разговорах, приводя примеры, которые будут понятны прежде всего ребенку», - говорит Анна Ляпунова.


По ее мнению, не лишним будет проиллюстрировать это на примере семейного бюджета, совместно поискать способы более удачного распределения средств. Обсуждать финансовую сторону лучше начинать в начальной школе постановкой ряда вопросов, например: «Можем ли мы что-то позволить себе? Где найти средства?». Ну, а если вы хотите простимулировать ребенка на финансовый успех, начните с себя. Личный пример необычайно заразителен. Анна Ляпунова утверждает, что если ребенок видит родителей, не стремящихся к повышению уровня жизни своей семьи, есть шанс, что он будет принимать такой образ жизни как единственно верный.


Все по-честному!


Свои первые деньги ребенок может зарабатывать уже с 14 лет. Раньше это было бы нецелесообразно как с физической, так и с нравственной точек зрения, - такова позиция Натальи Неводничик, правового эксперта. Первые шаги в этом направлении ему помогут сделать социальные институты и близкое окружение.


Как правило, семья оплачивает все потребности ребенка до определенного момента. Скажем, к 13-14 годам следует постепенно сокращать «финансирование» и предлагать решать эти проблемы самостоятельно, деликатно направляя и поощряя подростка. К примеру, воспользоваться предложениями организаций, организующих летнюю занятость подростков. К примеру, уборка парковых зон», - поясняет юрисконсульт.


Чем может помочь в этом вопросе законодательство? Конвенция МОТ "О минимальном возрасте для приема на работу" регламентирует минимальный возраст для приема на любой вид работ по найму или другой работы, которая может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не ниже порога в 18 лет. В то же время национальное законодательство разрешает работу по найму лиц в возрасте от 16 лет, при условии, что их здоровье, безопасность и нравственность полностью защищены и они получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку. В Российской Федерации заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ). Но есть ряд исключений: лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей или попечителя и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.


Наталья Неводничик уточняет, что физиологически не сформировавшийся организм не достигшего 18 лет человека более уязвим перед воздействием различных физических и химических факторов, чем организм взрослого человека, поэтому законодатель предусмотрел механизм исключения возможности использовать труд не достигших совершеннолетия там, где не обеспечены безопасные условия труда. Перечень таких работ установлен статьей 265 ТК РФ.


Приживутся ли на нашей земле идеи автора книги «Богатый папа, Бедный Папа» Роберта Кийосаки, говорить пока рано. По мнению Анны Ляпуновой, главным в этом вопросе является не идея, а среда. Это касается как географии проживания, так и семейных ценностей, воспитания.


В этом вопросе важно то, где живет ребенок: если это мегаполис, то волею судеб к быстрому темпу жизни и финансовому вопросу он будет рано готов. Та же ситуация на селе, где помощь по хозяйству никогда не будет лишней. Если в большом городе возможности заработать деньги широки, то в маленьких — ограничены. Если не получилось подработать в одном месте, к примеру, из-за халатного отношения к труду, то большой город предоставит больше возможностей, нежели маленький город. Поэтому здесь также важно и раннее финансовое воспитание в плане зарабатывания, в плане готовности нести ответственность за выполняемую работу.


Использованные материалы

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)


Фото:www.pravda-news.ru

 
Все соцсети
Комментарии
16
 
Комментарии (16)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!