Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Воскрешённое образование

Автор:
17 февраля 2017, в 10:23
Просмотров: 3151

Что значит учить по образу и подобию, или Почему нужны воскресные школы.

«Откуда мы взялись?», «А кто создал мир?», «Почему есть зло и злые люди?» - на эти вопросы пятилетней Алёны её мама так и не смогла ответить. Ещё до рождения дочери Света была уверена, что достойно её воспитает, сможет привить ей любовь к прекрасному и веру в добро. Однако вопросы вселенского масштаба поставили её в тупик. Помощь нашлась на стороне - в ближайшей воскресной школе.


«В воскресную школу я привела Алёну в возрасте 4 лет — самой хотелось быть на службе в церкви, а дочку некуда было девать, — рассказывает Светлана Клестова. - Думаю, что если бы я не была религиозным человеком, всё равно бы её туда привела - духовное развитие необходимо ребенку, особенно в наше время. Я хочу, чтобы она изначально всё это приняла, а потом сделала свой осознанный выбор. Дети, как правило, очень тонко чувствуют духовную сторону жизни, и если первое время она не понимала, о чём идёт речь, то сейчас буквально заряжается теплом, светом, хорошими эмоциями и позитивом. А самое главное, получает ответы на самые свои сокровенные вопросы. Говорят, что такое не проходит бесследно: уже будучи подростками такие дети часто благодарят родителей за то, что они привели их сюда, чем и помогли не совершить многих ошибок».


По словам Аллы Карабановой, помощника благочинного Первого Вятского благочиния по религиозному образованию и катехизации, чаще всего именно родители приводят ребёнка в воскресную школу. «И не для того, чтобы как-то его занять. Допустим, родители ходят в храм, живут церковной жизнью, естественно, что и своего ребенка они хотят видеть верующим человеком. К сожалению, эта традиция утратилась у нас за годы Советской власти, а когда-то семья могла сама объяснить ребенку основы веры». Сегодня, по мнению Аллы Витальевны, эту традицию продолжает система воскресных школ, где ребёнку рассказывают о православии в самой доступной форме. К примеру, там дошколят уже знакомят с устройством храма, они узнают, что такое икона и кто такие святые, что существуют разные чины и разные степени священства, что есть таинства церкви — самую суть в самой простой для восприятия форме.


Образованная для необразованных


Википедия утверждает, что основателем воскресных школ в России стал не кто иной, как Платон Васильевич Павлов. Своё название школа получила в честь воскресения — дня, когда проходили учебные занятия. Из всех существовавших в России вариантов этот вид обучения был предусмотрен для взрослого неграмотного и полуграмотного населения. В том же источнике мы находим и определение: «воскресная школа» — это занятия для детей, которым в доступной форме рассказывают основы христианской веры и библейские сюжеты».


Воскрешённое образование


«В общественном сознании прочно укрепилась мысль о том, что любая форма работы с детьми на Приходах Русской Православной Церкви - будь то изучение Закона Божия, творческие занятия или праздничные мероприятия, всё является воскресной школой», - рассказывает Алла Карабанова, преподаватель воскресной школы. Она считает, что на деле всё оказывается иначе. Так, в соответствии с «Положением о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» все воскресные школы подразделяются на три типа. К первому относится воскресная учебно-воспитательная группа, ко второму - воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица и являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви. В третьем случае принято говорить о центре духовно-нравственного воспитания, являющемся самостоятельным юридическим лицом. Речь о том, что мне как маме, желающей понять, куда же я привела своего ребёнка, стоит поинтересоваться, а есть ли там помещения с отдельными учебными классами, санитарными комнатами, штат преподавателей, соответствующий требованиям профессиональной подготовки, а именно - православного вероисповедания, наличия богословского и педагогического образования. Не лишним будет поинтересоваться и о наличии Программы учебно-воспитательной деятельности и учебного плана, о программах по вероучительным дисциплинам.


Обучение в воскресных школах Русской Православной Церкви делится на три ступени. В первую - дошкольную - ступень входят дети от 3-6 лет, откуда лет так с 7-11 они переходят в начальный образовательный уровень. Следующий шаг в сторону основной ступени ребенок делает только к 12-16 годам. Об этом положении говорит соответствующий образовательный стандарт. Принимают в эти школы всех, как правило, после письменного согласия родителей. Те в свою очередь надеются, что там их дети получат достойное религиозное воспитание, их познакомят с основами православного вероучения и даже предоставят им возможность принять участие в социальных проектах.


Многообразие подходов


Представители Вятской Епархии утверждают, что «воскресных школ» в Кирове, соответствующих определению, всего три — это Воскресная школа в честь святого блаженного Прокопия Вятского чудотворца Свято-Серафимовского собора города Кирова, Воскресная школа Прихода церкви святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Кирова и Воскресная школа Прихода церкви великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова. Что касается Приходов Троицкой церкви слободы Макарье, церкви Иоанна Предтечи города Кирова и церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», то в этом случае речь идёт о воскресных учебно-воспитательных группах.


Самое большое число учащихся (более 100 воспитанников) приписывается воскресной школе Прихода церкви великомученика и целителя Пантелеимона города Кирова. По словам Аллы Карабановой, «это не кружок или группа, а полноценная школа, где полностью реализуется Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных детских школ Русской Православной Церкви». Первые знания дети получали здесь ещё с 2005 года, однако полноценной школа стала лишь с 2012 года. Дело в том, что в 2011 году Архиерейский Собор РПЦ (Русской Православной Церкви) определил единый образовательный Стандарт деятельности воскресных школ РПЦ. Так, вооружившись воцерковленным педагогическим составом с богословским образованием и взяв за основу полный курс рекомендованных образовательных программ, воскресная школа Прихода церкви великомученика и целителя Пантелеимона обрела статус образовательного учреждения.


Воскрешённое образование


Полная программа обучения здесь длится целых десять лет и за это время ребёнок проходит три ступени, в каждой из которых соблюдена преемственность знания — от более простого варианта до углубленного погружения в предмет. Каждый воскресный день толпы детей заполняют классы. Учатся в три смены, каждый из учеников в среднем проводит здесь от 2,5 часов в день. Как правило, первый звонок слышен в 11 часов утра, а последний извещает об окончании урока ближе к вечеру, к 18 часам. У каждого класса есть список обязательных предметов с последующей их экзаменацией, помимо которых существуют ещё и дополнительные факультативы.


«Пребывание в такой школе вовсе не означает, что в дальнейшем её воспитанник будет учиться в Православной гимназии. На самом деле, целью любой воскресной школы является воцерковление детей, научение их основам веры, обретение нравственной ценности знания», - поясняет Алла Витальевна.


Вопрос выбора


Воскресные занятия для детей при храме Иоанна Предтечи проходят два раза в неделю. Так, в субботу они длятся два вечерних часа с 17.00 до 19.00 с перерывом на таинство помазания, а воскресенье является там самым продуктивным — дети занимаются всю первую половину дня с 9.30 до 13.00. «Если бы им дали возможность остаться дольше, то они и вовсе бы не расходились», - уточняет Наталья Лекомцева, педагог по рисованию. А время пролетает быстро: рисуют, поют, смотрят мультфильмы, читают сказки, ставят танцы и театральные постановки и даже получают практические навыки. Я присутствовала на одном из уроков «Основ православия», где при помощи подручных материалов пастуха — имитации посоха и покрывала - ребята сооружали подобие палатки. Так они изучали быт иудейских пастухов. Говорят, что на прошлом уроке их познакомили с настоящей клинописью. По словам Павла Буркова, преподавателя «Основ Православия» воскресной школы храма Иоанна Предтечи в Кирове, чаще всего на занятия приходят дети пятилетнего возраста и сложные вещи порой им трудно объяснять. «Я понимаю, что им нужно просто пообщаться, поэтому поддерживаю этот диалог. Иногда и на равных. Дети сегодня очень думающие. К примеру, в прошлом году на одном занятии мы проходили тему, связанную с Мёртвым морем. Один мальчик лет пяти поднимает руку и на вопрос: «Кто знает, почему в этом водоёме человек не тонет?», мальчик отвечает отчеканенным ответом: «Потому что там очень солёная вода, а солёная вода имеет очень большую плотность, которая выталкивает всё, что там находится!», - говорит педагог. На мой вопрос, есть ли в современном ребёнке тяга к «высокому», Павел Бурков ответил: «Каждый ребенок устремлён к высокому. Дело преподавателей – раскрыть это и показать. Признаю, что донести до маленьких детей, такие понятия, как «любовь», «молитва», бывает трудно. Я же решил иллюстрировать их своим личным примером. На самом деле, человек, не важно - маленький или уже большой, который приходит в воскресную школу, всегда что-то ждет. Основы добра, которые мы закладываем в нашей школе, могут ему быть поддержкой в его будущей жизни. Поэтому наши занятия, в первую очередь, должны быть интересными и весёлыми, куда мы вносим элементы игры, чтобы в памяти оставалась именно положительная эмоция, связанная с нашей школой», - подытоживает Павел Леонидович.


Воскрешённое образование


В этом отношении, по словам Натальи Лекомцевой, основная ответственность за качество образования в воскресных школах лежит на преподавателе. С её точки зрения педагоги должны быть гранёными бриллиантами, потому что на них лежит огромная ответственность за правильную подачу материала и то, как ребёнок его воспринимает. «Это не должно быть навязанным, построенным на каких-то резких контрастах, как это было при Советской власти, - рассуждает Наталья Владимировна. - К примеру, возьмём мы русскую народную сказку, которую дети изучают на предмете «Православная литература». Если мы её переосмыслим с точки православия, как в принципе, всё это и задумывалось, то получим поучительный рассказ. Хотите «Колобок»? Итак, Колобок. Куда он пошёл? Он убежал в темный лес. А это какое царство-государство? Явно не страна света. Для того, чтобы попасть в свет, он должен был пройти через препятствия, преодолеть искушения. Сначала повстречался ему пушистый зайчик, дальше - больше, страшный волк и большой медведь. Не хочешь? Ладно, получай лису! Можешь ты с ней справиться?»


Многие прихожане храма Иоанна Предтечи отводят детей на воскресные занятия исключительно ради уроков пения. Уроки по вокалу, так они их называют. Репертуар здесь всесторонний - от программных произведений музыкальной школы до уроков церковного пения. Говорят, что без этого здесь никуда. За предмет «музыкально-церковное воспитание» здесь отвечает Ольга Синцова — мама знаменитой «скрипки» Павла Синцова. Врач-педиатр с 20-летним стажем, Ольга Анатольевна ушла из медицины в музыку. Сейчас преподаёт сразу в двух местах — музыкальной и воскресной школах. «Сюда я пришла сама, работаю для души. Моя бабушка была очень верующим человеком, она-то и передала мне свою веру. Здесь мы не просто поём, во-первых, я отбираю репертуар, чтобы там были и патриотические песни, и песни воспитательного характера, чтобы они прививали любовь к Родине, к родителям. Для того, чтобы эти дети были с детства в вере, чтобы они выросли настоящими людьми», - улыбается Ольга Анатольевна.


«В нашей школе разновозрастные дети в возрасте от 4 до 12 лет, и просто необходимо так их сплотить, чтобы они чувствовали себя одной семьёй», - уточняет Наталья Лекомцева. Как правило, большая часть здешних воспитанников — это дети прихожан самого храма. Часть приводят из интереса, часть — в попытке понять, что же им действительно нужно. «Самое страшное бывает, когда родители назойливо просят о том, чтобы его ребёнок посещал наши занятия. Хорошо, что в нашей школе такого нет, потому что в вопросах веры должна быть прежде всего свобода — выбора, общения. Если нравится — занимайтесь, не нравится — значит вы должны оставить это», - говорит художник.


Воскрешённое образование


У учеников нет здесь обязательств, разве что приходить каждое воскресенье к 9.30. Больше ничего - нет ни взносов, ни обязательных пожертвований. Родители воспитанников этой воскресной школы отмечают, что детям здесь очень нравится. Бывает, конечно, что трудно поднять их утром в воскресенье, идут через «не хочу», и такое бывает. Но будучи уже в процессе, дети забывают обо всём. Правда, и не все выдерживают до конца учебного дня - программа неплохая, но достаточно длинная и многие дети устают. «А так их ещё и везде водят - в музеи, другие храмы. Атмосфера очень тёплая, хорошие и добрые учителя. Сколько раз лично присутствовала на занятиях, всегда хочется вернуться», - вспоминает Светлана Клестова.


Неисповедимы пути Господни


Считается, что самым оптимальным для посещения ребёнком воскресной школы является возраст 5-6 лет. Можно, конечно, и подождать год-другой, пока ребёнок не станет младшим дошкольником и не обретёт жажду к знаниям. Павел Бурков считает, что на его занятия дети, в основном, приходят за общением. Как педагог он всецело поддерживает это. «Хочется отметить и роль родителей в этом процессе, - продолжает Бурков. - Сегодня педагоги выделяют два варианта родительского воспитания – естественное и планируемое. В первом случае, думаю, всё ясно - ребенок, прилагая все усилия, развивается сам. Во втором варианте с помощью разных педагогов родители навязывают ребенку его достижения и умения. Родители считают, что их чадо должно получить определенный набор знаний и умений, чтобы к двадцати годам быть вполне компетентным во всех вопросах. Здесь таких детей я практически не вижу. Думаю, может быть человека три и уйдут в Православную гимназию, но относительно большей массы уверен, что здесь те, кто любит пообщаться».


Лиза и Лера Смышляевы — ученицы пятого класса общеобразовательной школы, близняшки и на редкость красивые, любознательные девочки. По их словам, на первые воскресные занятия при храме Иоанна Предтечи города Кирова они пришли два года назад. Ходят до сих пор, не пропуская. «Почему?» - спросила я. «Потому что у нас здесь много друзей, нам нравится, здесь мы много рисуем, поём и танцуем, а ещё смотрим мультфильмы на большом экране», - ответили они. У девятилетнего Артёма Скопина история другая — его сюда привела за руку подруга бабушки. С тех пор мальчик приходит сюда сам, причём из другого района города. «Далеко же...» - говорю я. «Нет, тут близко, — не соглашается Артём. - Зато здесь не скучно, больше всего мне нравятся чаепития и рисование!»


Я лично против!


На собственном опыте я убедилась, что есть люди, негативно относящиеся к воскресным школам. Даже мой близкий человек в своё время не соглашался с моим решением отвести сына-дошкольника на подобного рода занятия. Наталья Лекомцева видит причину этого во внутреннем состоянии человека. «Понимаете, у нас есть детки, чьих мам я не видела до сих пор, а прошло уже более двух лет. Этот ребенок сам приходит к нам. Часто получается все случайно: просто гулял у храма, зашёл, а потом привёл родителей — и такое тоже бывает! А иногда приходят мамушки, которые отчаялись, которые ничего с сыном сделать не могут, и просят: «Сделайте мне ребёнка!» На вопрос, сколько ему лет, слышу: «Семь», и я говорю: «А где вы были сами семь лет, что вы делали для того, чтобы ваш ребенок стал кем-то?» - рассказывает Наталья Владимировна.


Воскрешённое образование


Не скрою, что даже среди моих знакомых есть и такие, кто очень категоричен в высказываниях и резко отрицательно относится к православному обучению своих детей. Как в отношении воскресных занятий при храмах, так и при получении хорошего образования в православной гимназии. Следствием такого образования они видят слабость и невозможность ответить в жизни ударом на удар. «Не хочу видеть своего сына слабаком, подставившим вторую щёку», - твердят они, отворачиваются и уходят.


«Я понимаю ситуацию и могу прокомментировать её двояким способом, - отвечает Павел Бурков. - Во-первых, в традиции церкви отец - это глава семьи, который должен оберегать и защищать свою семью, быть за неё в ответе. Отец решает, каким вырастет его ребёнок. В нашей школе акценты, я повторюсь, делаются на творческом развитии и общении ребёнка. Папы, которые «не хотят видеть своего сына «слабаком», подставившим вторую щёку», могут пристальней вглядеться в каждую Воскресную школу. Есть школы, где ученики посещают классы по борьбе. Я лично знаком с православными родителями, отдавшими сыновей на занятия борьбой».


Оценка веры


Новостные порталы, первые полосы газет и телевизор одно время живо дискутировали на тему внедрения в программу общеобразовательных школ предмета «православие». С одной стороны, согласно Конституции Российская Федерация — это светское государство, поэтому использование вероучительного подхода в образовании недопустимо. С другой стороны, когда мы будем вести речь о появлении нового образовательного модуля «Основы православной культуры», где мы сможем познакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями Православия - тогда почему бы и нет? Это станет не более чем своеобразной экскурсией в мир православной культуры. «Отчасти я с этим соглашусь, - рассуждает Павел Бурков. - Современные философы сегодня видят силу возрождения России именно в возвращении к традициям. Их поиски привели к пониманию, что традиции народа, его русский дух сохранился практически неизменным в православной вере. Именно православие сохраняет традиции. И с этой точки зрения внедрение в школу «основ православия» будет способствовать укреплению России. Но с точки зрения преподавателя отвечу иначе - более глубокие знания о Православии, конечно же, ребёнок получит только в Воскресной школе. Тут и воцерковленные преподаватели, и родители… многому в Православии можно научить только личным примером, примером общения, примером поведения в храме. Когда об этом не рассказывается, а показывается вживую».


На ваш выбор!


Светлана Клестова не утверждает, что воскресная школа обязательна для каждого, потому как церковь не навязывает своё мнение. «В этом вопросе каждый человек волен выбирать. Лично я привела сюда своего ребёнка прежде всего ради духовного образования, для того, чтобы она могла отличить добро от зла, могла находить добро в каждом, даже в плохом человеке. Ей пригодятся эти знания, чтобы не потеряться в этом сложном мире. Согласитесь, наш социум научит всему, а я хочу, чтобы она справилась с проблемами, которые существуют в нашей жизни».



Фото: близкие-люди.рф, astrsobor.ru, храмкоммунарка.рф, azbyka.ru, st-mitrofan.ru, damian.ru

 
Все соцсети
Комментарии
3
 
Комментарии (3)
 
Комментарии
 
РВ
 
Рахно Валерий
Ссылка на комментарий 6 февраля 2018, в 09:00
«Надо побольшё нёбылиц, чтобы
производить впёчатлёниё на толпу: чём мёньшё она понима­ёт, тём большё
восхищаётся. Наши отцы и учитёля нё всёгда
говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоя­тёльства...»

Слава Лёнину! Партии! Народу! Изидё! Иншвара!
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!