Полезный город Антикризис-2020 Коронавирус в Кирове Мусорный комплекс в Лубягино Красота и здоровье Тесты Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Водитель троллейбуса: «Мы ссыхаемся по всем направлениям. Наверное, скоро нас закроют совсем»

Автор:
24 марта 2017, в 13:30
Просмотров: 10256

За что троллейбусники не любят водителей автобусов, зачем ездят «налево» и почему проезд дорожает, а их зарплаты не растут в нашем блоге «Изнанка профессии».

Мы продолжаем рассказывать о рабочих буднях кировчан и сознательно не называем их имён. Во-первых, опыт этих людей не уникален, во-вторых, мы хотим избавить наших героев от возможных проблем, которые могут возникнуть у них на работе после этого откровенного разговора. Сегодня подноготной своей профессии делится водитель троллейбуса.

«Я вожу троллейбус практически всю свою сознательную жизнь. Меня с детства тянуло к технике, со старшим братом играла в машинки, а в 14 лет уже сидела за рулём «Урала», ездила на тракторе и на мотоцикле. Поэтому когда не смогла устроиться по своей основной специальности, решила стать водителем троллейбуса.

Узнала через знакомых, как сюда попасть. Прошла обучение. Тогда оно было очень обстоятельным. Мы изучали строение троллейбуса, правила дорожного движения, у нас даже слесарная практика была. Целую неделю мы ходили на «канаву» и вместе со слесарями ремонтировали троллейбусы. Конечно, не всё мы там могли делать, в основном ключи подавали. Но потом это очень помогало: сломаешься на линии – хотя бы можешь сказать диспетчеру, что именно у тебя «полетело» и насколько всё серьёзно. А не как некоторые водители сегодня о своей поломке сообщают: «Ой, не знаю, что-то жужжит».

Сегодня, мне кажется, вообще учат гораздо хуже, чем раньше. И преподавателей хороших практически не осталось. Кто раньше работал, всех посокращали, они теперь обратно не идут. А кто сегодня вообще троллейбус хорошо знает? Да и учат по старым учебникам, а машины сейчас уже все электроникой напичканы.

С тех пор работу больше не меняла. Всё здесь. Всякие времена видала, многих начальников «пережила». И скажу, что даже в тяжелые 90-е годы по сравнению с нынешними временами было не так плохо. Да, приходилось ездить на арендных троллейбусах. Кто-нибудь из водителей открывал на себя ИП, а остальные 5-6 человек покупали у него билеты, а потом по ним отчитывались в налоговую. Минималку платили за часы, а остальное - сколько привезёшь. Зарплату получали каждый день на руки. Бывало, что аренду заплатишь, а себе уже не остается ничего. Потом уже эту систему отменили. Сейчас вся зарплата «белая», ты более защищён, но началось другое.

Четыре года назад наше троллейбусное предприятие объединили с автобусниками, с «АТП». С тех пор всё стало сокращаться и «оптимизироваться» - маршруты, количество выходов на линиях, пассажиропоток, наши зарплаты. Мы ссыхаемся по всем направлениям. Всё идет к тому, что скоро троллейбусов в Кирове может вообще не стать. Закроют за нерентабельностью, наверное.

Водитель троллейбуса: «Мы ссыхаемся по всем направлениям. Наверное, скоро нас закроют совсем»

Шагреневая кожа и дорожные войны

Конечно, проблемы начались ещё до объединения. Сначала у нас убрали Шулаева (бывший гендиректор «КТП» Сергей Шулаев - прим. ред.), был скандал, что он закупил старые троллейбусы по цене новых. При нём было ещё неплохо. Но когда объединились с автобусниками, нас стали притеснять вообще капитально. Мы им не нужны были. Зачем только нас объединяли, мы так и не могли понять. Мне кажется, что за счёт нас хотели покрыть их долги.

У нас же раньше и трактора свои были, которые территорию чистили, и троллейбус был грузовой, и машины-мусорки. Всё у нас было, а сейчас ничего нет. Даже почистить территорию трактор чужой вызывают, да и то тогда, когда мы уже из парка сами выехать не можем и нас тягачами вытаскивают.

В ноябре 2014-го закрыли троллейбусное депо на Щорса, сдали его в аренду. Куда идут доходы от этого, я не знаю. Но явно не на новые троллейбусы, потому что их уже не покупали четыре года. Зато новые автобусы покупают каждый год, по 5-10 машин, но всё-таки парк обновляют. А у нас ничего.

Раньше в двух депо у нас было 200 троллейбусов, сейчас в парке осталось 110 машин, из них на линию выходят 98. Посмотрите на самые интенсивные маршруты. На «единице» лет пять назад было 32 выхода - стало 15, на «восьмёрке» - вместо 28 выходов осталось 18. То есть в два раза практически всё сократили. Как это обычно делается? На лето количество выходов, как правило, уменьшают, потому что пассажиропоток падает. Приходит сентябрь, в город возвращаются дачники, отпускники, студенты, но количество машин на маршруте остаётся прежним. Снова лето - и снова сокращают. Чтобы интервалы были побольше, выручки с рейса побольше. Так и скатились с 200 выходов до 98.

Закрыли 11-й маршрут троллейбуса, по нему пустили 11-й автобус. Он полностью дублирует троллейбусный маршрут, только чуть подальше ходит, а выручки привозит в два раза меньше, чем когда-то троллейбус. Шестой троллейбус убрали. Сейчас с Московской к вокзалу не на чем уехать. Вместо него 37-й ПАЗик пустили, как только не меняли, никак не заходило, и теперь он просто на 95% дублирует 4-й троллейбус. Они частники, хоть и ходят под флагом нашего «АТП». И у них расписание составлено так, чтобы снимать все сливки.

Сейчас же расписание всех маршрутов свободно выложено в интернет. Они его смотрят и составляют своё с разницей в 1-2 минуты. Всё это спокойно согласовывает администрация и «ЦДС», и нам приходится ехать за этими ПАЗиками фактически пустыми. А раньше у нас был специальный сотрудник, который составлял расписание, и она неделями сидела и просчитывала, чтобы, не дай бог, «пятёрка» и «четвёрка» близко не пересеклись и не ехали друг за другом. А тут два дня - всё, расписание готово, штамп стоит. Утверждено, поехали. И наше начальство ничего не может с этими ПАЗиками сделать, потому что это не наши автобусы, а частные.

На этой почве между троллейбусниками и автобусниками случаются конфликты. Сцепятся на маршруте, нахамят друг другу, зеркала побьют. Их вызывают на комиссию, у нас каждый четверг – судный день. Придёшь на неё, всех отчитают, мы же одно предприятие, мы должны уважать друг друга на дороге. И накажут обоих. Водитель троллейбуса лишится 30% премии, а это 3-4 тысячи рублей. А у частника у водителя оклада, как у нас, нет, его премии не лишить. Объявляют выговор. А куда выговор, какой выговор, личного дела-то нет. Так и получается.

Если попадёшь в ДТП, тоже добро пожаловать на комиссию. Вызовут на ковёр, выскажут, какой ты плохой и что из-за тебя теперь страховка на троллейбус вырастет на 10 тысяч рублей. Через год узнаешь, что страховка подорожала на 300 рублей. Зато премии лишили на три тысячи.

Я думаю, вот почему у нас сейчас так всё с общественным транспортом плохо – потому что автобусы всё время на линию с перебоями выходят. Потому что всё отдали в частные руки. Они просто берут у нас автобусы в аренду, платят определённую сумму за выход в день. И смотрят: есть народ - едут, нет народа - сделал вид, что сломался, и поехал в парк. Они частники, им ничего не предъявить. А ты, если сломался и тебе ещё круг или два ехать, то берёшь другую машину и едешь. Ты всё равно этот выход должен обеспечить.

Водитель троллейбуса: «Мы ссыхаемся по всем направлениям. Наверное, скоро нас закроют совсем»

Всех посокращали

Естественно, если сокращается количество машин и выходов, сокращают и людей. Только в прошлом году около 30 человек уволили. Слесарей, мойщиц, нарядчиков, водителей-наставников, начальников маршрутов. Только количество замов выросло. Был один - стало три. И чем они трое занимаются, нам непонятно.

Водителей-наставников всех сократили. А они новичков вели, если обрывы, ДТП, проблемы какие на маршруте - они всегда приезжали и помогали, штанги переставляли. Если кто-то заболел на линии, они троллейбусы в парк угоняли. А теперь некому. Перегонщиков, которые на «канавы» троллейбусы ставят, просят из парка приехать или тех водителей, кто в короткую смену работает.

У нас раньше на всех конечных станциях - на Сельмаше, на Чапаева, на проспекте Строителей - было по слесарю. Нам не нужно было ждать техпомощь. Едешь по маршруту, перемёрзла у тебя система или тумблер у двери сломался, с диспетчером созваниваешься, приезжаешь на «конечку», слесарь уже ждёт, быстренько всё отогревает и вкручивает, и через три минуты ты снова на маршруте. А сейчас система замёрзла или электроника запищала - один тягач на 98 машин и один слесарь в парке. И ты стоишь три часа и ждёшь, когда за тобой техпомощь приедет и утащит в депо.

С запчастями сейчас тоже беда. Машины могут неделями стоять, потому что колёс не хватает. А всякие тяговые электродвигатели, компрессоры - это вообще проблема, там троллейбусы могут по полгода на ремонте стоять. А запчастей нет, потому что экономят, покупают самое дешёвое и некачественное. Те же угольные вставки, которые мы меняем в токоприёмниках, они же постоянно ломаются и трескаются. Раньше по 2-3 дня на них ездили, а сейчас их хватает до обеда. На смену выдают по одной вставке на каждый «рог», и как хочешь, так и вертись. А если ещё дождь или подморозило, то вкладыша только на рейс хватает. Вот и ходишь, клянчишь у других. Кто давно работает, у того запасы ещё с советских времен остались, тогда ещё запчасти качественные были.

Или вот ещё, самое элементарное - «щёчки», такие медные зажимы, которые держат угольные вставки. Это самый ходовой материал, потому что когда линия «горит», особенно зимой, и смазка на морозе замерзла, то этих «щёчек» на рейс не хватает. Ты на конечную приезжаешь, на крышу залезаешь, а у тебя половины «щёчки» нет. Что делать? Если кто даст - хорошо, а нет - будешь техпомощь ждать и в парк, брать «щёчку» у начальника «канавы», они только у него есть. Это хорошо, если это ещё днём произойдёт, а если вечером, то тогда придётся писать заявку на следующий день, а сам троллейбус на ночь ставить «налево» - в ремонт то есть. Почему налево? Просто с «канавы» исправные троллейбусы уезжают направо, а сломанные ставятся налево. Так что у нас кто за машиной следит, тот налево не ходит.

Мойщиков тоже сократили - раньше их было по двое в две смены, а сейчас осталась одна. А представьте, сколько нужно времени, чтобы в одиночку вымыть троллейбус - это же с ума сойти. Ты заехал, она мойку включила, потом тебе лобовуху и бампер передний щёточкой почистила, водичкой полила, ты до конца проехал, она тебе заднее окно щёточкой прошлась. И всё это один человек делает.

А вечером все 98 машин друг за другом в парк приезжают. С Филейки скопом по 5-6 машин идёт, на площади Лепсе «семёрки» и «восьмёрки» разворачиваются, и мы все до Лепсе стоим, даже в парк заехать не можем. Вторая смена с Филейки едет, пропускайте. Выходишь, штанги снимаешь, он едет дальше, уже круг проезжает и тоже в парк поворачивает, а ты всё стоишь. По идее, в восемь я смену должна закончить, а я только в девять заезжаю в ворота, потом ещё на «канаву» заехать, и домой можно приехать уже в десять, а то и в половине одиннадцатого. А в четыре утра уже снова вставать на работу.

Водитель троллейбуса: «Мы ссыхаемся по всем направлениям. Наверное, скоро нас закроют совсем»

Человеческое отношение

Большинство водителей троллейбусов работают по графику два на два. Смены бывают по 10-12 часов с выездом в 6-7-8 утра. Есть ещё дежурные машины, это те, кто выезжают на линию самые первые и приезжают самые последние. Они работают 5х2 в две смены: с пяти утра до двух часов дня и с 14 часов до 23. В выходные раньше тоже были дежурные выходы, теперь их не стало, сократили. Все водители работают по тому графику, по которому привыкли. Я работаю два на два, встаю в 3.40. А те, кто живут в Нововятске или в Радужном, например, они вообще встают в два ночи, чтобы приехать на развозке. Чтобы не опоздать на смену, надо приходить за 15 минут до выезда: пройти врача, забрать троллейбус, всё подготовить, поправить зеркала. А если пришёл ровно, то могут даже опоздание поставить.

Вставать рано мне уже не сложно. Больше напрягает вот это вечернее стояние в очереди в парк. Из-за сокращений слесарей, перегонщиков, мойщиц не хватает, вот и получается: кто-то верёвки плохо закинет - мойку закрутит. Стоим. Кто-то линию оборвёт - стоим.

И самое интересное, что те часы, которые мы проводим в этой очереди, нам теперь не оплачиваются. Хотя раньше платили как за простой. А сейчас мастер ставит то время, которое у тебя в путёвке написано. Например, должен ты приехать в 20.20, он столько и ставит, и не важно, что на часах уже одиннадцатый час.

С развозкой тоже обидно, она теперь никого не ждёт. Раньше было так: диспетчер развозку не отпустит, пока последний троллейбус в парк не придёт. У одного водителя как-то сгорел редуктор, так её волоком тащили тягачом, и по дороге колёса приходилось менять, потому что они от трения стирались. Её притащили в парк ближе к полуночи, и её развозка ждала. А сейчас она уходит в 11 часов вечера, и без разницы, успел ты или нет, в каком конце города ты живёшь и на чём ты будешь добираться. И потом, если раньше ты уехала домой в полночь, диспетчер в пять утра ни за что тебя не выпустит. Выедешь с обеда, или она поставит вместо тебя резервного дежурного, а тебе даст выходной. А сейчас пофиг, хоть ты спи на линии, но выезжай. Раньше как-то всё-таки по-человечески к нам относились.

Водитель троллейбуса: «Мы ссыхаемся по всем направлениям. Наверное, скоро нас закроют совсем»

Почему плата за проезд растет, а зарплаты снижаются

Ещё о зарплатах наших хочется сказать. Вот когда кировчанам сообщают, что снова поднимут плату за проезд, это как объясняется? Правильно, чтобы поднять зарплату водителям и кондукторам. Раньше с повышением тарифа на проезд заработная плата водителей действительно росла. Сейчас с каждым повышением тарифа она становится только меньше. Исключением было только последнее февральское повышение, там нам не понизили, потому что дальше понижать уже нельзя. Ну просто никто не будет горбатиться на этой работе за 20 тысяч рублей.

Треть нашей зарплаты - это оплата часов по тарифу 50 рублей в час. А две трети составляет процент с выручки, которую мы привезли. Его сложно прогнозировать, потому что сегодня народ едет, а завтра тебе ПАЗик всё испортил. В основном получаешь где-то чуть больше тысячи за смену.

На разных маршрутах устанавливается разный процент в зависимости от пассажиропотока: чем он выше, тем меньше процент. Например, когда 11-й маршрут был, они две тысячи в день выручки привозили, а на «восьмёрке» - 8 тысяч. Они же не могут одинаковый процент сделать, иначе на непопулярных маршрутах никто работать не будет. Бывает, что на одном и том же маршруте разные проценты. Например, на «тройках» в первую смену 8,7%, они побольше везут, а «тройки» во вторую смену - уже 9% от выручки, потому что у них пассажиропоток меньше.

Процент нам периодически меняют, как правило, в сторону снижения. Как начинаем больше выручки привозить, так процент убавляют. Например, летом был один процент. Осенью пассажиропоток подрос, повезли больше, на 2% сократили. Следующее лето - процент не повышают, хотя обещали. Наступает осень - опять много повезли, снова процент понижают. И так каждую осень. Несколько лет назад я привозила 6 тысяч выручки и получала с них 18%, сейчас я привожу 10 тысяч, и получаю только 8%.

Когда происходит повышение проезда, начальство думает, что мы будем везти то же количество пассажиров, соответственно, у нас будет выручка больше и мы получим больше, и они под это дело раньше нам процент урезали. Но с каждым повышением цены пассажиропоток снижается. Кто на работу едет с одного конца города на другой, они, конечно, никуда не денутся. Но те, кому ехать пару остановок, те начинают чаще ходить пешком. Особенно сейчас снег растает, лето начнётся, вообще никто ездить не будет. Меньше пассажиров, меньше выручка. Мы-то меньше работать не стали, но пассажиропоток упал. Я какую выручку везла, такую и везу. Допустим, возила 500 человек за день за 20 рублей, теперь вожу 420 человек за 22 рубля. Пассажиров стало меньше, сумму я везу ту же, а процент мне сделали ниже.

Водитель троллейбуса: «Мы ссыхаемся по всем направлениям. Наверное, скоро нас закроют совсем»

Март 2015 года мы называем чёрным мартом. Тогда реально была жесть. Помните, подняли стоимость проезда в троллейбусах с 15 до 19 рублей. До Нового года у нас было 12% с выручки, мы пришли с 1 января - нам 10% сделали, а с марта еще 4% сняли. Мы тогда к начальству с корешками ходили, потому что у многих зарплата упала на 7-10 тысяч. Сначала они всё отнекивались, что такого не может быть. Но потом всё-таки вернули нам 2%. И с тех пор перестали процент понижать, потому что дальше снижать его некуда.

Сегодня в среднем водитель троллейбуса получает от 20 до 25 тысяч. Двойной тариф бывает только в праздники. Если же ты просто кого-то подменяешь, то тебе платят так же, как за обычную смену. Ещё есть доплата за классы, но она копеечная, рублей 200-300.

То ли дело в Питере или в Москве, туда многие наши водители работать уезжают. Особенно в столице сейчас хорошо. Там переходят на электробусы - они выглядят, как троллейбусы, но токоприёмники используют только для подзарядки, и могут ездить до четырёх часов без сети. Там просто хотят, чтобы в центре города не было проводов. Тем более у них там есть выделенная полоса, едь не хочу. А мы тут в «шашки» играем на дороге. А ещё у них там двойные тарифы, когда в свой выходной за кого-то другого выходишь.

В общем, везде нас щемят. Раньше за нас профсоюз вступался, а теперь авторитет у него уже не тот. Есть несколько активных водителей, кто пытается его возродить. А то первое время, когда нас только с автобусниками объединили, доходило до того, что члены профсоюза получали аванс меньше, чем те, кто там не состоял. Просто начальство категорически не понимало, зачем мы нужны. Мол, трудовое законодательство соблюдаем, что вы от нас ещё хотите. Сейчас наши профсоюзники пытаются добиться подписания коллективного договора. Зачем? У нас есть только индивидуальные типовые трудовые договоры, которые составлены юристами предприятия. Там нет никаких определённых цифр, а есть такое фирменное слово «до» - до стольки-то часов, до стольки-то процентов. То есть написано до 10%, а могут заплатить 1%. И везде вот это «до». В коллективном мы пропишем наши условия, чтобы нас не ущемляли.

Например, раз мы вынуждены после смены стоять по два часа, чтобы сдать троллейбус в парк, то это должно оплачиваться. Я же нахожусь на работе, и оплачивать это надо как сверхурочные. Но начальство вроде как соглашается, а сами тянут резину. Правда, недавно к нам перевели Чичибабина из администрации (Олег Чичибабин, бывший начальник отдела транспорта администрации города Кирова - прим. ред.), поставили замом директора как раз на троллейбусное хозяйство. Может, с ним у нас получится наладить нормальный диалог.

При всех минусах уходить с моей работы мне не хочется. Мне нравится за рулём. Вроде по одному и тому же маршруту ездишь, а каждый раз разная обстановка. Весной снег подтает – думаешь: «Ага, сегодня уже пошире стало, посвободнее». Или сегодня после сильных морозов потеплело, машин побольше стало, завелись. Троллейбус на офисную работу ни за что не променяю. Меня стены тяготят. А тут постоянные пассажиры, которые утром приходят, здороваются через форточку, с праздниками поздравляют, шоколадки приносят. Один день пропустишь, спрашивают, куда вы пропали. Или сочувствуют, что сегодня мне троллейбус страшный дали. Я обычно отвечаю, что и такой хорошо. Так что с минусами ради такого большого плюса стоит побороться.

Фото: transphoto.ru, tp5.narod.ru

 
Все соцсети
Комментарии
41
 
Комментарии (41)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 23 марта 2018, в 11:41
эти пазики увозят деньги не только у оао атп, но и из бюджета города в личные карманы бардак у нас с общественным транспортом. обсасывают муниципальный транспорт по полной.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 28 марта 2018, в 22:51
У нас везде бардак и ещё бардак выбрали на 6 лет, если этот бардакмэн - медведева не уберёт и не поставит нормального специалиста по внутренней политике страны.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!