Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Водитель «САХ»: «Можно хоть в бубен бить, но чистить улицы от снега лучше не станут»

Автор:
15 декабря 2016, в 18:38
Просмотров: 7039

Мы продолжаем блог «Изнанка профессии», в котором даём возможность кировчанам правдиво рассказать о своей работе. Нас интересует не уникальный опыт наших героев, а то, как устроена система, в которой они работают. Поэтому мы не называем их имён. Сегодня о своих рабочих буднях рассказывает водитель кировского «Спецавтохозяйства», в обязанности которого входит ежедневная очистка городских улиц от снега.

«В «САХ» я попал, можно сказать, от безысходности. Начинал после школы учиться в вузе на программиста, но, когда был на первом курсе, мои родители развелись, и платить за учёбу стало проблематично. Поэтому корочек об образовании я не имею, хотя в программировании немного шарю. А так – работаю с 14 лет, много всяких профессий перепробовал. Был и экспедитором, и кладовщиком, и грузчиком. На предыдущем месте работы – в крупном сетевом магазине – был продавцом и менеджером, и неплохо справлялся. Но в 2014 году грянул кризис, в компании сменилось руководство, а вместе с ним – система мотивации и график работы. Я не смог к ним привыкнуть и ушёл. И на полгода застрял в центре занятости. Не знаю почему, но не мог найти себе ничего такого, что соответствовало бы уровню той компании, в которой я работал раньше.


Тогда в центре занятости мне предложили пройти у них обучение и получить новую специальность. Выбор был невелик – электрик или водитель погрузчика. В электрике знания у меня уже были, а из-за одних корочек идти учиться смешно. Куда потом с ними? По детским садам на полставки ходить, вечерами лампочки менять? А если заниматься частным электромонтажом, то для этого корочки не нужны.


В общем, пошёл я на водителя погрузчика. По факту это тракторист. Погрузчик – это ведь по сути тот же трактор, только с каким-то навесным оборудованием. Обучение длилось пять месяцев. Теория, вождение, практика. Всё сдал на «отлично», корки получил. И столкнулся с очень интересным моментом: оказывается, без опыта работы трактористом практически невозможно устроиться. Ни-ку-да! Стал обзванивать предприятия: везде один ответ – без опыта не возьмём. Так я и оказался в «САХ». Там взяли без опыта: корки есть, права есть, оснований для отказа нет.


Но в основном в эту сферу идут работать те, кто приехал из сельской местности. Такие ребята уже с 12 лет за рулём трактора сидят, и они либо в колхозе уже успели поработать, либо свой личный трактор имели. Они быстрее адаптируются, быстрее начинают справляться с объёмами работы.


Моя стажировка в «САХ» длилась полтора дня. Мне показали, как работает щётка, отвал, ковш. Вот маршрут, вот перекрёсток, вот пешеходный переход. Это надо чистить так, это так. То есть какие-то базовые вещи в условиях реального города дали. На курсах этому не учат. Там про устройство трактора в основном рассказывают, как им управлять. А вот те манипуляции, которые приходится на этом тракторе выполнять, они как раз зависят от того, в какой сфере ты работаешь. В каких-то фирмах тракторист может всю смену стоять на месте и только поднимать и опускать ковш. А мы тут всё время в движении: вперёд, назад, ковш поднять, опустить, влево его повернуть, вправо. И такая работа идёт на протяжении 12 часов практически без перерыва. Это физически очень тяжело.


Первые восемь часов ещё нормально, но последние четыре часа – это самое тяжёлое время. Начинает болеть спина, затекает шея, а правая рука, которой рычаги тягаешь, к концу смены уже практически не работает. Ну и в целом комфорта мало. Температура в кабине, как в холодильнике – чуть выше нуля. Печка, конечно, есть, но там же щели, теплоизоляции никакой. К тому же дизельная техника сама по себе очень мало даёт тепла: на двигатель бы хватило, не то что ещё какой-то скворечник водительский обогреть.


На самом деле, основная проблема для водителей – это туалет. Приспичит – бежишь в какой-нибудь двор или в кустики. Потому что ни одного общественного туалета в городе нет. Но об этом никто даже не заикается, ну… издержки профессии.


Шикарный график для водителя


Я работаю два на два в ночные смены. Но это редко у кого такой график бывает. Это слишком шикарно. Во-первых, за ночные смены идёт доплата, во-вторых, мне, как начинающему трактористу, ночью работать проще, потому как и транспорта на улицах меньше, и пешеходы под колёса не бросаются. Как я такой график получил? Очень долго убеждал диспетчера. Они обычно идут навстречу и стараются давать те смены, которые ты хочешь. Потому что когда возникает аврал, диспетчеру нужно любой ценой вывести кого-нибудь на маршрут, иначе он сам будет наказан. Поэтому тут такая взаимовыручка действует: диспетчер тебе – удобные смены, а ты выходишь по звонку, когда он просит.


А так, обычно график у водителей снегоуборочной техники – день, ночь, двое суток отдыха. Но так редко у кого получается, потому что всегда кто-нибудь болеет, техника очень часто ломается, да и много ещё всяких нюансов. Поэтому чаще бывает – по звонку. Нужен водитель – выходи. И люди, бывает, работают по пять смен подряд. Потому что это их основная работа, они это умеют, они это знают.


Не пошабашишь


У нас работают 16 водителей на шести тракторах: из них три – с ковшами и три – с отвалами. Постоянно в работе 4 машины, плюс две стоят на ремонте в резерве. Проезжую часть чистят грейдером и колонной КАМАЗов. А мы либо подчищаем за ними косяки, либо огребаем тротуары. То есть у нас такая более ювелирная работа, что ли.


Каждый водитель в начале смены получает свой маршрут, который он должен пройти. По сложности и протяжённости они все примерно равноценны и спланированы таким образом, чтобы у человека оставалось ещё немного времени в запасе на какой-то мелкий ремонт или исправление небольших косяков. Тем, кто чистит дороги, план ставится в погонных километрах, а у нас по тротуарам – в квадратных метрах. В среднем это от 37 до 47 тысяч «квадратов» на смену. Маршруты каждый раз даются новые, чтобы ты легко ориентировался в любой части города и мог подменить другого водителя, если тот заболеет или сойдёт со своего маршрута по причине поломки.


Важные объекты – такие, как территории у городской администрации, правительства, зданий прокуратуры, УМВД – чистятся особенно тщательно. Ну это понятно, потому что они всегда первыми бросаются в глаза. Поэтому, если тебя посылают на эти объекты, то оплата за них идёт уже не за квадратный метр, а почасовая. Но вообще-то тебя могут снять с маршрута в любой момент, и это бывает довольно часто. Звонят – срочно поезжай туда-то. И ты срываешься и едешь, потому что знаешь, что иначе по шапке получишь не только ты, но и мастер, и руководитель, и директор, и весь «САХ». Довольно часто так снимают по предписаниям ГИБДД, когда на каком-нибудь пешеходном переходе уже такие сугробы, что людей из-за них не видно. Или приезжает важный чиновник из Москвы, и нам сообщают, что он должен проехать по таким-то улицам и их надо срочно почистить.


Контроль за качеством уборки снега у нас ведут мастера. Круглые сутки ездят по городу, присматривают за нами. Где-то могут подсказать, мол, вернись, доделай. Также нас контролируют через GPS-навигацию – где ты был, не отклонился ли от маршрута, не превысил ли разрешённую скорость. Потому что ты должен ехать не быстрее 8 км/час. Если скорость была больше, то возникают вопросы, а не ехал ли ты с поднятым отвалом, а если с опущенным, то качественно ли всё очистил. Через GPS идёт контроль и за полнотой бака. По дизельному топливу это, правда, отследить достаточно сложно, потому что у трактора два бака, топливо из одного в другой перетекает, поэтому и GPS точную цифру всё равно не покажет. А вообще на смену выдается 30-40 литров соляры. Что-то сливать на сторону – больше испачкаешься. Не тот объём. GPS больше для твоего же блага сделана, чтобы ты не остался сухим во время зимы. Не знаю, может быть кто-то и умудряется при таком тщательном контроле шабашить, но я на эту работу не ради шабашек шёл, поэтому данный вопрос особо не изучал.


Если честно, с маршрутом я ни фига не справляюсь. Опыта пока не хватает. Надо всё равно наездить определённое количество часов, чтобы всё успевать. Да и техника ломается достаточно часто. Она новая: самый старый трактор у нас 2010 года выпуска. Но она работает круглосуточно и практически без выходных. К тому же работодатель, как может, оптимизирует расходы на запчасти. Огромный плюс «САХ» – это своя станция технического обслуживания. То есть водители у нас сами гайки не крутят. Ты приходишь водить, а не ремонтировать технику.


Кстати, многие люди думают, что аврал для нас – это когда снегопад начинается. Это не так. Когда приходит прогноз погоды, ты уже примерно представляешь, что тебя на смене ждёт. Авралы же случаются, например, когда мороз держится 2-3 дня, снегопадов нет, техника стоит на улице. После этого трактора превращаются в куски застывшего железа. Потом случается резкое потепление и снегопад, люди приходят на смену, им надо срочно выходить на маршрут, а они не могут завестись. Вот это главный аврал. А просто снегопад не в счёт.


Как работается без оклада

Вся наша работа оплачивается сдельно, никакого оклада нет. Хочешь зарабатывать – пожалуйста. Не хочешь – другой кто-нибудь лишние смены возьмёт. Трудоустройство официальное, зарплата белая, больничные и отпуска оплачиваются. Если ты вышел на маршрут, а твой трактор сломался, тебе часть смены все равно оплатят. По запчастям система такая: если ты что-то где-то сломал или разбил сам, покупаешь тоже сам. Если же запчасть просто исчерпала свой ресурс, то ремонт будет оплачивать работодатель.


В среднем за смену платят от 1,5 до 2 тысяч рублей. То есть при 15 сменах в месяц должно получаться до 30 тысяч. Но по факту в лучшем случае выходит 17-18, а то и все 10. Потому что твой заработок зависит от массы факторов. Например, от того, на какой день выпала твоя смена: в праздник или в выходной можно и до 4 тысяч рублей за смену заработать. Но если ты очистил что-то некачественно, где-то что-то не прогрёб, или снег не туда отвалил, не успел проехать весь маршрут, то плата за смену урезается на 40%. Если ты что-то оторвал – это ещё минус. А если ещё и бордюр какой-нибудь сломал – то и восстанавливать будешь за свой счёт.


В целом, я считаю, это оправданная мотивация. Это не муниципальное предприятие, это ООО-шка, и на месте работодателя я поступил бы точно так же. Если сделаешь оклад, то люди будут работать для галочки.


Пусть ругают, мы привыкли


Все, наверное, помнят, как в начале ноября к нам на базу «САХ» приезжали высокие чины из правительства и устраивали показательную порку нашему начальству и чиновникам из городской администрации. Как они подошли к очищенной от снега технике и сказали, что она на улицы не выходила. На самом деле она была поставлена на заявку на ремонт, и перед тем как загнать в бокс, водитель её просто отряхнул. То есть – качественно выполнил свою работу. Начальству тогда прилетело, конечно. Но реально никто ничего менять после этого особо не стал. Мы только между собой шутили, что больше технику отряхивать не будем, мало ли кто опять с проверкой завалится.


Я считаю, что у нас абсолютно адекватная уборка снега. Когда снег выпадает, КАМАЗы круглосуточно катаются, весь город не по одному разу объезжают. Я давно уже не видел таких ситуаций, чтобы на дорогах по пять сантиметров снега лежало. Так что их скорости, умению и мастерству можно только позавидовать.


Сама система устроена нормально. Вот говорят – надо купить больше техники. Но тогда и людей надо больше нанимать. А чем им зарплату платить, кто-нибудь подумал? Ведь эти деньги из бюджета выделяются, а бюджет у нас не резиновый. Так что при тех затратах, которые город может себе позволить, техники и людей у нас достаточно. Просто всё-таки есть человеческий и технический фактор. Люди болеют, техника ломается. Грейдер прошёл, после него едет трактор, после него уже идут люди с лопатами, а если кто-то из этой цепочки выпал, страдают все.


Про общественников, которые контролируют уборку улиц, я ничего не слышал. По мне, так это городские сумасшедшие. Чего они добиваются? Меньше снега от того, что они бегают и снимают, не выпадет. С тем же эффектом можно бегать, как шаман, и в бубен стучать, пытаясь вызвать бесснежную погоду. Тот контроль, который ведут наши мастера, – его более чем достаточно. Все мы заинтересованы в том, чтобы сделать уборку как можно лучше, быстрее и качественнее, потому что всё это отражается на нашей зарплате. Просто по объективным причинам не всегда это получается.


К критике мы относимся абсолютно спокойно. Пусть шумят, быстрее эту работу всё равно никак не сделать. Кто-то не сменил вовремя резину, а виноваты мы. Если тротуары или дороги не почищены – значит, просто техника уже успела проехать, либо она вот-вот подъедет. Нередко бывает – начал маршрут, а к тому времени, как ты дойдешь до конца, в начале уже снова завал. Но если бы ты не прошёл, там было бы ещё хуже. Со мной уже не раз такое было: идёт бабушка по тротуару, видит - трактор едет, стучит в стекло, ругается, мол, не даёшь ей пройти. То есть не гребёшь – ругают, и гребёшь – ругают. И бабушка ведь не понимает, что если я сейчас здесь не проеду, то завтра ей здесь будет совсем не пройти. Поэтому я уже давно не обращаю на это внимания и просто занимаюсь своей работой».



Фото: teleport2001.ru

 
Все соцсети
Комментарии
51
 
Комментарии (51)
 
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 16 января 2018, в 19:35
Давно пора отменить отменить обучение бездарей на платной основе. Если в школе учиться не хотелось, зачем в институт поперся? Пошел бы после 9го в ПТУ (или как они сейчас называются), получил бы хорошую специальность, был бы давно уже мастером, бригадиром, начальником цеха - садел бы в тепле с большой зарплатой и не жаловался бы на жизнь.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!