О чем были первые программы Кировского телевидения? Как ведущие обходились без суфлера? Почему кинопленки сушили в кабинете директора? Читайте в историческом блоге.
58
лет назад в конце июля в Кирове началось
регулярное телевещание. В это время в
городе было построен и введен в
эксплуатацию телецентр (на главном фото
справа, - прим.автора).
Решение о начале телевещания в облисполкоме вынесли, положение об организации телестудии подписали, телецентр в эксплуатацию сдали. А когда первые бюрократические преграды были пройдены, ответственные за кировское ТВ стали задумываться, кто должен работать в телецентре.
Телевышка в Кирове. Вид от Гагаринского парка.
Ни у кого из местных специалистов не было опыта работы на телевидении. В телецентр набирали журналистов из редакций областных газет, режиссеров и дикторов драматического театра, звукорежиссеров и телеоператоров из цирка.
Новоиспеченные телевизионщики получили целый список практически невыполнимых задач: выпустить в эфир общественно-политическую программу, научно-популярную передачу, организовать телеспектакли в помещении студии, выступление мастеров театра и эстрады.
В эфир должны были выходить художественные и документальные фильмы, киноочерки и киножурналы.
Г. Сапожников в это время жил недалеко от телецентра и наблюдал за строительством:
Теперь мы каждый день ждали, когда появится изображение на нашем новом телевизоре. Весь вечер на экране была настроечная таблица и транслировалась музыка. Потом по вечерам ежедневно стали показывать сначала киножурнал, а потом кинофильм. Изображение было неустойчивое, иногда появлялись темные пятна, но главное, что у нас появилось телевидение. К нам приходило смотреть телевизор 10 или 12 соседей.
Телевышка зимой. Вид с ул. Большевиков (соврем. Казанской).
В начале августа 1958 года в 20 часов по местному времени кировчане увидели телевизионный журнал «Наш край». В первые месяцы телевещания для детей была показана студийная передача передвижного клуба Дворца пионеров, а для взрослых – передачи о работе кировского завода «Физприбор». Программа называлась «Для школ страны». В 1958 году телевизоры кировчан вещали 5-6 дней в неделю примерно по 2-2,5 часа в сутки.
Телеведущие готовятся к ежедневной программе «Экран дня».
Дикторы и ведущие программ работали в прямом эфире. Перезаписать выпуск было невозможно. Телевизионщики работали без суфлера. Сейчас это устройство есть на любом телеканале.
Для тех, кто не в курсе. Когда ведущий выходит в эфир, внизу или вверху камеры специальный суфлер-монитор выводит необходимый монолог. Зрителю кажется, что ведущий на память рассказывает о последних событиях или научных исследованиях. Но это не так.
Во времена начала кировского телевидения дикторы читали с листа. Но делали это так, чтобы зрителю было не заметно. Поэтому тексты целыми страницами приходилось заучивать в короткие сроки и только изредка подглядывать в напечатанный редактором лист.
«Отсебятину» нести было нельзя - преследовалось по закону. До 1968 года в Кирове было только местное вещание. Все программы, за исключением художественных фильмов, делали кировские телевизионщики.
Автобус на Театральной площади.
В эфире кировского телевидения часто проходили трансляции общегородских мероприятий: демонстраций, парадов, спортивных состязаний. Их обеспечивали вот такие передвижные телестанции на базе автобусов.
В середине 70-х годов прошлого века в Кирове началось строительство нового здания Дома радио с совмещенным кинокомплексом (нынешнее здание ВГТРК «Вятка»). В 1975 году открылся новый телецентр.
Здание телецентра. Конец 70-х годов.
Не всё в работе кировского ТВ было гладко. Например, жители областного центра жаловались, что советский фильм на экраны страны уже вышел, а по нашему телевидению его не показывают. Просили договориться с Главкинопрокатом, чтобы уже через 2 недели фильм можно было посмотреть в местной сетке вещания. Еще кировские телезрители были недовольны, что время выхода передач часто менялось.
Иосиф Кобзон в студии Кировского телецентра в конце 70-х.
В 1968 году в Кировскую область пришло Центральное телевидение. Уже на следующий год телевизоры кировчан показывали 2 программы — первую и вторую.
Местное
вещание не прекращалось. Выходили
детские передачи, ежедневные новостные
выпуски, киноочерки.
Чуть позже в Кирове на базе телецентра появилась своя киностудия. Там команда операторов, режиссеров, журналистов и монтажеров делала документальное кино. В конце 70-х годов они были признаны одними из лучших в России.
Мастер монтажа Галина Кушкова.
Работник кировского телевидения Марина Кремова вспоминает, что операторы использовали кинопленку, которая требовала проявки. Специалисты запасались огромными кастрюлями, чтобы подготовить документальные кадры к монтажу. Нужна была проявка и закрепление в больших резервуарах, для этого и использовали кастрюли. А пленки сушили в кабинете директора. Потому что во-первых, специального помещения для этого не было. Во-вторых, чтобы все было под контролем руководства.
Видеомонтажная в 90-е годы.
В 1975 году кировское телевидение получило официальный статус фильмопроизводящего. На тот момент в СССР было 192 телекомпании. Такой статус получили только 16. Ежегодно студия выдавала 7-8 документальных картин. Всего снято 400 фильмов. Теперь они в архиве и кое-какие из них можно найти на просторах интернета. Особенно любопытны исторические хроники, кадры городских улиц 70-х годов. Киров сейчас не узнать.
Видеосъемка демонстрации на Театральной площади.
В 1992 году появилась Гостелерадиокомпания «Вятка» почти такой, как мы ее знаем сейчас: с «Дорогами деревенскими», выпуском «Вестей» и региональными «окнами».
Много звезд за полвека зажглось на кировском ТВ-небосклоне. Большое количество наград собрали наши телекомпании на федеральном уровне. У ВГТРК «Вятка» их больше двухсот. В том числе, «Тэфи-регион» - Национальная телевизионная премия, которую дают за высший пилотаж в профессии. Кировский режиссер Алексей Погребной получил награды на многих кинофестивалях за свои документальные фильмы и был премирован лично Президентом Владимиром Путиным. Это значит, кировчане могут гордиться местным телевидением. Даже если иногда очень хочется его ругать.
А какие документальные фильмы кировского производства вы помните?