Закон вводит новое понятие «владелец публичной сети», то есть такой сети, которую посещает более 100 тысяч человек в день на территории РФ. Собственник такой интернет-площадки должен создать в России своё официальное представительство. По данным исследовательской компании Mediascope, в топ-20 интернет-проектов по посещаемости в России среди соцсетей входит ВКонтакте (17,9 млн посетителей в среднем в день), Одноклассники (9,78 млн), Facebook (3,5 млн), Instagram (2,2 млн), Twitter (1,2 млн) и LiveJournal (1,185 млн).
Кроме того, законопроект обязывает владельцев публичных сетей удалять по заявлению пользователей всю информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, то есть направленную на пропаганду насилия, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, а также информацию о продаже наркотиков, оружия, содержащую живодёрский контент или порочащую честь и достоинство человека. При этом удалить или ограничить доступ к такой информации администрация соцсети должна в течение 24 часов с момента получения заявления. Также владельцы соцсетей должны вести специальный реестр обращений о противоправной информации и передавать его в Роскомнадзор по запросу, а также обязаны идентифицировать пользователей по номеру мобильного телефона.
Законопроект этот вовсе не новый: впервые он был внесён в Госдуму ещё в июле 2017 года. Но тогда он был отклонён и отправлен на доработку. Прежняя его версия была более мягкой: она предусматривала лишь штрафы за отказ от удаления противоправной информации. «Перевнести» инициативу решили из-за недавней трагедии в Кемерово, когда в соцсетях массово распространялась фейковая информация о том, что число жертв пожара в ТЦ «Зимняя вишня» в несколько раз выше официальных цифр.
Как передаёт слова одного из авторов законопроекта Сергея Боярского «Российская газета», если бы все эти поправки действовали ещё до трагедии, то МЧС имело бы полное право обратиться в Роскомнадзор, который потребовал бы от соцсетей немедленно остановить распространение ложной и призванной посеять панику информации.А вот в этом и есть главных подвох этих поправок. На удаление информации даются всего одни сутки, а самой информации может быть, мягко говоря, очень много: например, во ВКонтакте только за первый квартал 2018 года были опубликованы десятки миллиардов постов.
Руководитель юридического департамента компании Mail.ru Group (которая владеет социальными сетями ВКонтакте и Одноклассники), Антон Мальгинов заявил РБК, что выполнить все требования законопроекта просто технически невозможно, так как владельцы соцсетей не имеют отношения к пользовательскому контенту и к источнику информации. И компаниям придётся самостоятельно принимать решения, соответствует ли информация действительности.Аналитики склоняются к мнению, что выполнить все требования будет как минимум сложно. А вот глава Mail.ru Group Борис Добродеев в разговоре с «Интерфаксом» высказался более категорично, назвав законопроект «нежизнеспособным, нереалистичным и враждебным», причём не только интернет-компаниям, но и самим пользователям. В таких условиях администрации ресурса придётся самостоятельно оценивать противоправность контента, по сути подменяя собой и суд, и регулятора. По мнению Добродеева, проект в таком виде своей цели - борьбы с фейковыми новостями в интернете - не достигнет.
Скорее всего, да, но пока непонятно, в каком виде, так как после первого чтения к документу есть множество претензий и многие эксперты говорят, что он требует существенной доработки. Так, главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян уверен, что ко второму чтению документ будет полностью переписан. К примеру, нужно уточнить, что такое «публичная сеть», так как сейчас под такую формулировку подпадают не только соцсети и мессенджеры, но и форумы, блоги, видеохостинги типа YouTube и даже сервисы электронной почты («Яндекс», Mail.ru). Кроме того, определение «публичной сети» полностью повторяет определение организатора распространения информации. А так как у Роскомнадзора уже есть реестр организаторов распространения информации, то непонятно, зачем им нужен ещё один, по сути аналогичный реестр.
Даже Роскомнадзор, поддерживая концепцию законопроекта в целом, говорит о необходимости доработки документа. Так, регулятор предложил уточнить правовой статус «владельца публичной сети» и разграничить меры реагирования в зависимости от контента, который должен быть удалён.
Предполагается, что новый закон может вступить в силу уже в июле этого года. Правда, как сильно он может измениться даже ко второму чтению, пока непонятно.