Полезный город Антикризис-2020 Коронавирус в Кирове Мусорный комплекс в Лубягино Красота и здоровье Тесты Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Учитель истории: «На нас научились экономить и зарабатывать одновременно»

Автор:
7 декабря 2016, в 19:55
Просмотров: 8935

Почему люди идут в школу, чем уникальны современные дети и как на самом деле рассчитываются зарплаты педагогов в нашем новом блоге «Изнанка профессии».

Свойкировский запускает новый блог, где мы даём возможность кировчанам рассказать о своей работе начистоту - так, как если бы разговор был не с журналистом, а дома на кухне. Мы не будем называть имён и мест, где работают наши герои, потому что, во-первых, их опыт не уникален, а во-вторых - чтобы защитить их от нападок со стороны начальства и коллег. Первой рассказать о своей работе согласилась учитель истории одной из кировских школ. Вот её монолог.

«Я совсем недавно работаю учителем. Несколько лет назад окончила университет, успела поработать в трёх разных учебных заведениях. Почему пошла в школу? Мне всегда нравилось учить, но это было не так, чтобы я чувствовала – «моё» – и непременно хотела стать педагогом. Скорее, всё формировалось на подсознательном уровне. Недавно нашла дома книгу про динозавров и обнаружила в ней тетрадь, которую я вела ещё в начальных классах. Туда я записывала темы и планы уроков по палеонтологии, придумывала контрольные работы. Когда окончила университет, решила попробовать: получится или нет. По опыту наших ребят так выходит, что если ты с самого начала не идёшь работать в школу, то никогда больше туда не придёшь. Бывает такое, что уходят из школы, проработав там несколько лет, но потом возвращаются. Я знаю много таких примеров. Почему возвращаются? Наверное, желание передать свой опыт, свои знания, чтобы от тебя остался какой-то след в жизни. Учителя старшего поколения говорят, что пока работают с детьми, не стареют. Банальная, избитая фраза, но она правдива. Для меня это, конечно, пока не актуально. Моя мотивация в другом. Хочется, чтобы дети, вырастая, становились достойными людьми, чтобы у них были перспективы, возможность выбора, чувство ответственности за себя и свою страну, чтобы они были не пассивными потребителями, а двигались сами и двигали других. Как у педагога в фильме «Училка», если кто смотрел. Там, конечно, все утрировано и доведено местами до абсурда, но основные черты современной учительской профессии подмечены верно. Отношения с детьми, с коллегами, с начальством.

Отцы и дети

Что касается детей, то тут, увы, я не скажу ничего нового. Это проблема всех преподавателей, будь ты молодой учитель или стажист. Я работаю со старшеклассниками и могу констатировать: большинство нынешних детей ничего не интересует. Смартфон им заменяет всё. Нам говорят – заинтересуйте! Используйте современные технологии: играйте с ними в ролевые игры, решайте кейсы, внедряйте проектный подход, используйте проекторы и интерактивные доски. То есть, ты должен быть уже не учителем истории, а таким массовиком-затейником. Но, во-первых, когда у педагога по 5-7 уроков в день, на каждое занятие суперсценарий не придумаешь, иначе даже спать будет некогда. Во-вторых, все эти проекторы и доски есть далеко не во всех школах, а если и есть, то не каждая ещё работает. И, наконец, в-третьих, даже современные технологии, если их слишком много, со временем приедаются. Шоу не может продолжаться вечно.
Проблема-то в другом. Им в принципе не интересна учёба. Они пишут и читают с ошибками, плохо запоминают, не умеют формулировать свои мысли. В десятом классе они не знают, как составить конспект. Хорошо, что я не учитель русского языка и литературы, те вообще хватаются за голову. Но у меня свои перлы. Как, например, поставить оценку за контрольную работу по теме «Восточные славяне в древности», если они пишут, что бортничество – это не «сбор мёда диких пчёл», а «собрание диких пчёл». Мысли идут в верном направлении, но выразить их они не могут. Боярство считают занятием населения. Дома с мужем уже смеёмся: «Пойдём, побоярим». Или подходят и говорят: «Ну я же на все вопросы ответил, почему у меня тройка?». Они не понимают, что оценка ставится за качество ответов, а не просто за то, что ты всё написал. Зато сейчас дети моментально находят информацию в Интернете, ориентируются в интерфейсах многих сайтов, умеют параллельно выполнять несколько дел. Значит, учитель должен говорить с ними на одном языке. Но как с этим быть, как направить их умения в нужное русло – знают единицы. В основном это проблема учителей старшего поколения.
Я понимаю, что тому же Пушкину учителя многое прощали, потому что он писал гениальные стихи. Но тут ничего похожего и близко нет. Обычно в классе из 30 учеников действительно интересуются учёбой человек пять. Но они, как правило, и в спорте активны, и в школьной жизни. Если родители не воспитали интерес к учёбе, школа это уже не исправит. Она сегодня не для того, чтобы воспитывать ребёнка. Она ради высоких показателей ЕГЭ.
И это замкнутый круг, потому что родители тоже не занимаются детьми. Они работают с утра до ночи. Вечером пришли домой без задних ног, а на ребёнка сил уже не остаётся. Очень много неполных семей или детей-сирот при живых родителях.

Общаться с родителями иногда ещё тяжелее, чем с детьми. Почему? Как правило, они встают на сторону ребёнка. Авторитета у учителя, особенно молодого, вообще нет. Да что он там понимает, у него своих детей нет, чему он моего ребёнка научит. У меня был случай, когда мальчик перестал ходить на занятия, а мама выгораживала его и отрицала, что её сын прогуливает школу. Она верила не мне, а ему. Или просто не хотела вникать.

Многие родители отстраняются от школьной жизни вообще. Как будто сдают ребёнка в камеру хранения и перестают им интересоваться. Не расписываются в дневниках, не ходят на родительские собрания, потому что знают, что их будут учить жизни или отчитывать. Поэтому сейчас уже идут разговоры о том, что надо менять формат родительских собраний. И посвящать их не разбору полётов, а приглашать психологов, сексологов, которые бы могли помочь в решении типичных проблем. А об успеваемости ребёнка разговаривать в индивидуальном порядке.


Предмет

Что изучают на уроках истории России в старших классах? К этому времени основной курс отечественной истории уже пройден. Задача 10-11 класса – ускоренно повторить, углубить знания, изучить новые трактовки и точки зрения. Но, как правило, к этому времени дети уже мало что помнят из предыдущего курса, и приходится фактически изучать историю заново.

Преподавать этот предмет сам по себе мне не сложно. Пока нет идеологического контроля и установок сверху. Знакомая учительница русского языка и литературы рассказывала, что им были как-то указания из министерства образования расширить в программе Солженицына и сократить кого-то из классиков. У нас такого нет. Задана краткая программа, и ты сам решаешь, чем её наполнить, как преподнести события, какую литературу порекомендовать. Я стараюсь давать разные точки зрения. Если спрашивают, что лично я думаю о том или ином историческом факте, я озвучиваю своё мнение. Но не навязываю.

Сейчас много обсуждается, что скоро будет введён новый историко-культурный стандарт. Это значит, что большое внимание будет уделяться культуре и всему, что с ней связано. Это хорошо. Но минус в том, что количество часов при этом не увеличивается. В школьной программе по истории на культуру всегда выделяется минимум времени. Потому что предмет объёмный, а уроков мало. Нам возражают, что проблема не в часах, а в подаче материала, в умении его скомпоновать. Но у меня, например, на Отечественную войну 1812 года и так уже выделен всего один час. На огромную, суперзначимую и такую противоречивую Великую Отечественную войну – всего шесть часов. Чем я должна пожертвовать ради культуры?


Бумажки

Как вы, наверное, знаете, школа теперь работает по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Основная их суть в том, чтобы учитель меньше говорил и как можно больше задействовал самих учащихся. То есть детям надо не разжевывать информацию и в рот класть, а учить их добывать знания. На бумаге это всё выглядит очень правильно и хорошо, но практика далека от теории. По факту всех интересует только то, что написано в отчётах. Учителя стонут от того количества бумаг, которое им приходится регулярно заполнять: рабочие программы, электронные журналы, справки и характеристики на детей, если у педагога ещё есть классное руководство. Плюс разработка учебно-методического комплекса по каждому предмету и параллели. Даже без классного руководства около 40 процентов моего рабочего времени уходит на всю эту волокиту.
В школах идут регулярные проверки, иногда – по нескольку раз в месяц. Смотрят рабочие программы и методическую документацию, пишут замечания. При этом до сих пор никто не может чётко сказать, как должны выглядеть правильные, «идеальные» рабочие программы по истории. Раньше был стандарт: закладывались темы, и все работали по единому шаблону. Сейчас спускается стандарт, там прописывается, какими практическими навыками, знаниями и умениями должен обладать выпускник. И даётся краткое содержание программы. Дальше уже учитель наполняет её по своему усмотрению, дробит на подтемы, определяет количество часов на каждый вопрос. Соответственно, содержание программ разное. Иногда доходит до абсурда: сравнивают формулировки в стандарте и в твоей программе, и если в стандарте написано «Реформы Петра I», а у тебя не реформы, а преобразования, то это уже неправильно.

Многие бумаги составляются учителями только ради проверки и потом забрасываются в дальний угол, потому что в реальной работе педагогам они не нужны.


Аттестация

Это специфика учительской профессии – ты постоянно должен доказывать, что ты не «верблюд». Через два года после начала работы в новой организации и каждые пять лет тебя ждет обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности. Её проходят в том учреждении, где ты на данный момент работаешь. На мой взгляд, абсолютно бессмысленная процедура. Сам на себя пишешь характеристику, хотя это должен делать заведующий методическим объединением, твою работу формально как-то оценивают. Зачем это нужно? Если я учитель, у меня есть диплом, я принята на работу, то кому ещё я должна доказать, что достойна её?
Отдельный и очень больной вопрос – о получении квалификационных категорий. В июле 2016 года, ещё при министре образования Измайлове, в Кировской области составили и утвердили новые «Таблицы критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагогических работников». По ним определяется, каких результатов должен достичь учитель, чтобы получить первую или высшую квалификационную категорию. Все учителя до сих пор от них в шоке. Там такие критерии, что даже преподаватели с высшей категорией говорят, что теперь не смогут её подтвердить. Естественно, категория – это доплаты. Около 500 рублей – за первую категорию, тысяча – за высшую. Небольшие суммы, но для учителей и это деньги. Категорию надо подтверждать не реже одного раза в пять лет. Оцениваются результаты твоей работы за предыдущие три года.
Говорят, экспертам, составлявшим эти таблицы, изначально поставили задачу по максимуму затруднить процесс аттестации. Что ужасного в новых критериях? Во-первых, это динамика результатов ЕГЭ твоих учеников за три года. Она должна быть положительная. Плюс идет сравнение со средним баллом по региону. Твой балл должен быть как минимум не ниже этого уровня. Если у тебя в этом году был сильный класс, а в следующем году придет слабый, и ЕГЭ они напишут хуже, ты опять же не доберёшь баллы.
Что делать в этом случае учителю? Некоторые берут репетиторство. И возникает явный конфликт интересов. Если ты занимаешься с чужим ребёнком, тогда его результат ЕГЭ будет засчитываться в копилку другому учителю. Если ты ведёшь своего, то тут вообще коллизия: получается, что ты берёшь с родителей деньги за ту работу, которую ты уже должен был выполнить в школе за свою зарплату. Для меня это неприемлемо.

Второй бич аттестации – это участие в конкурсах. От учителей и учащихся этого требуют повально. Конкурсы должны быть не ниже областных, а лучше – какие-нибудь межгалактические, и для получения категории котируются только призовые места. Лозунг «Главное – не победа, а участие!» давно устарел. И тут тоже есть свои нюансы. Представьте себе, какие результаты конкурсов будут у учеников, если педагог, например, занимается с трудными подростками или с детьми из малообеспеченных семей. Как они вообще смогут поехать на всероссийский конкурс? Или если учитель преподает непрофильный предмет в профильном классе или школе. Какие результаты по истории смогут показать, к напримеру, дети, углублённо изучающие математику? Или гуманитарии – по физике или биологии. Это ведь несправедливо.

Что мы имеем в итоге? Огромную индустрию интернет-конкурсов, когда любая шарашкина контора где-нибудь в Кемерово или Омске может объявить хоть всероссийский, хоть международный конкурс и срубить на этом «бабла». Опубликовали на сайте положение, учредили номинации, но главное – чтобы дипломы были солидные: с печатью, с подписью. Участие в таких конкурсах стоит в среднем 100 рублей. По сути, это покупка электронной грамоты с печатью. Никто не смотрит на твой опыт, на твою работу, всем наплевать.
Ещё для аттестации нужны публикации в различных сборниках. Это стоит от 500 рублей. Как это работает? Тебе надо опубликоваться, ты отправляешь в редакцию свою статью, платишь деньги, они группируют материал по темам и публикуют. Никто не читает и не оценивает то, что ты пишешь. Многие преподаватели это знают и особо не заморачиваются. Копипаст рулит. Это легко проверяется через гугл.
Можно опубликовать статью на каком-нибудь сайте. Это стоит дешевле – 200-300 рублей. Просто отправляешь им материал, платишь, и они присылают сертификат, что якобы разместили твою статью. При аттестации это тоже не похоже, что проверяется.
Для получения категории не реже одного раза в три года ты должен проходить курсы повышения квалификации. Чаще всего они тоже платные, ценник колеблется от полутора до семи тысяч рублей. Это не считая расходов на дорогу, питание, а для иногородних – ещё и на проживание. То есть для учителей из области это выходит очень накладно. По идее, за тебя должно платить твоё учебное заведение, но так как финансирование на это заложено минимальное, платишь ты, как правило, из своего кармана. О качестве этих курсов тоже можно говорить долго. Например, номинально курс длится 108 часов, из них ты присутствуешь часов сорок максимум, после чего тебе выдаётся сертификат, распечатки, и на оставшуюся часть можно не ходить.
Получается парадоксальная ситуация. В Ярославле, например, учителя давно имеют за высшие категории доплату примерно в 50% от ставки. А в Кировской области педагоги получают за категории копейки. Если бы это зависело от учителей, многие просто бы не стали напрягаться ради доплаты в 500-1000 рублей. Больше на все эти так называемые конкурсы и курсы потратишь. Но директора требуют с педагогов, чтобы те получали категории, потому что им нужно держать престиж школы и отчитываться перед министерством образования. А минобр не заинтересован, чтобы учителей с категориями становилось больше, иначе придётся больше платить.

Зарплата

Ставка учителя сегодня составляет чуть более 6 тысяч рублей. Дальше идут проценты за заведование кабинетом, за проверку тетрадей, за классное руководство – это копейки. Есть ещё стимулирующие выплаты – за выигранные конкурсы, за почётные грамоты различного уровня. Их много, и они рассчитываются по общей для всех методике. И ещё есть персональный повышающий коэффициент за твои личные заслуги, которые оцениваются руководителем, причём по весьма субъективным критериям. Кому-то может триста рублей перепасть, а кому-то и пять тысяч. А как проверить, кто из педагогов лучше работает? Никак. Поэтому тут определяющую роль играет не твое трудолюбие, а лояльность и хорошие отношения с директором.
Помните, был скандал в этом году, когда зарплату учителям вроде как официально не снижали, но, тем не менее, она у всех снизилась. Как так получилось? Просто директорам школ на выплату зарплаты на год дали меньше денег. Естественно, они стали урезать там, где могут, потому что надо растянуть на 12 месяцев то, что раньше выплачивалось за 10. Количество часов не уберешь. Стали резать те самые персональные повышающие коэффициенты.

У нас в учреждении, например, ещё хорошо. Директор как-то растянул деньги на год. Но нас уже предупредили, что в следующем году мы можем и этого не получить. А в некоторых школах педагоги уже потеряли в зарплате по 20-30%. Всё срезано до такой степени, что снижать уже некуда.

При этом никто из учителей самостоятельно никогда не разберется в тех квиточках, которые ему выдают. Это дебри. А если и пойдешь в бухгалтерию, то они так объяснят, что ещё больше запутаешься. Максимум, для чего нужны эти квитки – сравнить зарплату с предыдущим месяцем. Ага, в этом месяце побольше, потому что замещала другого педагога, ну и хорошо, что больше. Разобраться до каждого рубля невозможно.
В октябре, когда Путин спросил победителя конкурса «Учитель года» – там был молодой человек из Армавира – какая у него зарплата, тот замялся, потому что не знал, правду говорить или врать. Он сказал правду, но и то слегка приукрасил. Ведь как считается средняя зарплата учителя в регионе? Во-первых, она озвучивается без вычета налогов, то есть на руки ты получаешь на 13% меньше. Во-вторых, средняя зарплата по идее должна быть рассчитана на одну ставку. Но сейчас многие учителя работают на полторы–две ставки. Потому что учителей не хватает, потому что ипотека у половины. У меня, например, больше одной ставки, и я получаю по факту 13 тысяч рублей с хвостиком. Педагог может получать 30 тысяч, но для этого он должен ишачить по 40 часов (уроков) в неделю, не считая подготовки к ним. Поэтому учителя зачастую «дерутся» за часы, поэтому иногда новых педагогов не принимают, хотя ставки свободны. Знакомая работает в школе, у неё 38 часов в неделю, плюс классное руководство, первая категория и больше 10 лет стажа – зарплата 19 тысяч рублей.
Все говорят, что учителей не хватает. Я знаю многих людей, которые пошли бы в школу преподавать, но, зная требования и зарплату, идут единицы. Особенно это касается молодёжи, ведь семью надо кормить. Это старшее поколение учителей готово работать чуть ли не за бесплатно, за идею, за интерес. Но молодых можно заинтересовать, в первую очередь, материально. Почему силовикам и зарплаты высокие, и льготы всякие. А учителям жильё не предоставляется, в садиках льготы отменили, зарплаты копеечные. Пока приоритеты не изменятся, сфера образования так и будет загнивать. Хотелось бы закончить на оптимистичной ноте. Да что-то на ум ничего не приходит, увы».

Если вы хотите рассказать об изнанке своей профессии, напишите Елене Жолобовой на электронный адрес new-vyatka@mail.ru. Но предупреждаем: этот блог создан не ради межличностных разборок, поэтому анонимные доносы и кляузы не принимаются.

 
Все соцсети
Комментарии
83
 
Комментарии (83)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!