С какими сложностями приходится сталкиваться в школе, как порой ведут себя родители и что дала образовательная реформа - в нашем блоге «Изнанка профессии».
Мы продолжаем рассказывать о рабочих буднях кировчан, сознательно не называя их имён. Во-первых, опыт этих людей не уникален, во-вторых, мы хотим избавить наших героев от возможных проблем, которые могут возникнуть у них на работе после этого разговора. Сегодня мы рассказываем о том, что происходит в кировских школах. То, о чём не знают сами дети и о чём между собой шепчутся педагоги.
Ученики и родители всегда правы
«Я начинал свою карьеру в сельской школе ещё в начале 90-х годов. Сейчас я уже педагог высшей категории в кировской школе. Конечно, глупо сравнивать, какой школа была раньше и какая она сейчас, - каждому времени свои герои, если можно так сказать. Но если раньше учителя уважали только за то, что он учитель, а родители и ученики входили в школу с неким трепетом, то сейчас от этого уважения остались одни лохмотья. Родители начинают качать права по любому поводу: оценку поставили ниже, чем их ребёнок, по их же мнению, заслуживает. Или же, по рассказам школьника, педагог относится к нему предвзято. Буквально за всё можно нарваться на оскорбительную тираду.Был случай, когда разъярённая мать ворвалась в кабинет и начала орать на меня матом. Я спокойно попросил её пройти в кабинет к директору. Она зашла, но и там продолжила оскорблять меня. Я тогда не стал реагировать, но сказал, что раз конструктивного разговора не получилось, то отношения мы будем выяснять в другом месте, и подал заявление в суд на оскорбление. Директор и завуч были моими свидетелями. Потом, конечно, мамаша эта опомнилась и пыталась перед зданием суда дать мне взятку, мол, давайте конфликт уладим мирно. Но я решил, что доведу дело до конца. Женщину признали виновной. Как выяснилось в процессе, это четвёртая школа, которую меняет её дочь: в каждой родители девочки устраивали скандал. А мама занимала какую-то должность в силовых структурах и считала, что ей позволительно так себя вести. Но, как оказалось, нет, не позволительно - с работы её уволили, так как в то время статья за оскорбление была уголовной, а не административной.
Есть, безусловно, и благодарные родители. Но благодарность не так часто высказывают, как недовольство. А вообще родители стали себя вести вольно с того момента, когда в СССР в 1990 году приняли «Конвенцию по правам ребёнка» и её стали активно освещать в прессе. Тогда почему-то все вдруг узнали о правах детей, но на второй план отодвинули обязанности: ушли в прошлое субботники, уборка класса и территории у школы, а это тоже определённое трудовое воспитание.
За семьёй учителя следят даже в соцсетях
Педагогам в современном мире сложно держать свою личную жизнь в относительной тайне. Соцсети делают своё дело: ученики, любят они учителя или нет, всё равно следят за страницами в соцсетях не только педагога, но и всей его семьи. Кто твой муж, любовник (простите, но все мы люди), если ты не замужем, какую носишь одежду, как ведёт себя твоя дочь, не дай бог она выложит фото с бокалом вина или в слишком короткой юбке - всё может быть очень некрасиво вывернуто и с издёвкой брошено в лицо.Молодые учителя, безусловно, ходят и в клубы, и в рестораны. Но фото выкладывают аккуратно и ведут себя, соответственно, тоже. Педагоги в возрасте честно признаются, что соцсети у них только для того, чтобы были рабочие чаты с родителями и детьми. А своих домочадцев всегда предупреждают о том, что ты - ребёнок педагога, поэтому никаких откровенных и революционных высказываний и фотографий!
Мы ездим с коллегами на корпоративы, например, на базу отдыха. Но на берегу, до начала мероприятия, договариваемся, что фото не выкладываем. Даже стол с самыми простыми блюдами вызывает агрессию у учеников: а вон как учителя-то жируют и шикуют, или, наоборот, накрыли нищебродский стол. А уж если кто узнает, что мы выпивали, так это будет вообще скандал!
Чем больше кричишь, тем больше издеваются
Я долго шёл к тому, чтобы научиться владеть собой. В начале своей карьеры, помню, был один мальчишка, который выводил меня настолько, что я вообще не понимал, что я ему говорю и как выгляжу. Я каждый день доходил до стадии ярости от его хамства и выходок. Родителей вызывали к директору, но всё было бесполезно. Сейчас я уже, конечно, выработал тактику общения с детьми: никогда не орать, не выходить из себя, общаюсь со всеми только на «Вы», причём как с родителями, так и с детьми.Дети вообще очень чувствительны к любым перепадам настроения и состояния и моментально за это цепляются. Если учитель орёт, это их ещё больше раззадоривает, и они начинают издеваться, целенаправленно всем классом доводить педагога. Отсюда и проблемы. Дисциплина в классе - это практически полдела в процессе обучения: нет дисциплины - знания не вложишь, тебя просто не будут воспринимать.
Были случаи, когда мои коллеги увольнялись потому, что вообще не могли управлять детьми. Одна русичка орала, покрывалась пятнами, просто визжала, а это ещё больше распаляло класс. Для школьников довести её до состояния истерики было просто праздником. Такой же точно был у нас историк - умный, но очень нелепый. К нему и директор приходил, чтобы посмотреть, кто срывает уроки. Но всё это были разовые акции, руководство уходило - и всё начиналось заново: дети издевались, кидали в него тряпками, толкали, пачкали стулья и стол мелом, обзывали, унижали. Он тоже уволился. Работа в школе - это прежде всего работа над собой. Вечерами приходится анализировать все беседы с детьми и родителями, поведение на уроке как школьников, так и своё. Делать выводы, стараться не повторять ошибок.
Кроме минусов реформа образования ничего не дала
Для меня поломанная и уничтоженная модель классического образования - это катастрофа. Ничего, кроме дебилизации общества, я считаю, она не дала. Да и, собственно, скажу прописную истину: государству не нужно много умных людей, им нужен рабочий класс, мало думающий и легко управляемый. Мы растим неговорящее поколение, потому что заточили весь процесс на тестирование - на ЕГЭ.У всех без исключения предметников стоит задача, чтобы дети сдали ЕГЭ. Но тесты - это возможность попасть пальцем в небо. Порой прогульщик и двоечник сдаёт неплохо, а ребёнок, который занимался дополнительно и старался, может просто не повезти и он не угадает с ответами.
И ещё момент, беспокоящий всех учителей: дети перестали разговаривать, правильно пересказывать, выражать в принципе свои мысли. Получается парадокс: при приёме на работу все требуют от потенциального сотрудника коммуникабельности, а в школе эту коммуникабельность убивают, так как самое главное - правильно поставить галочку в ответах на экзамене.
Вы можете мне не верить, но школьники в старших классах не могут пересказать даже элементарный отрывок текста. На наводящие вопросы ответы дают односложные. Логика, словарный запас, поиск синонимов - всё это хромает на обе ноги. Честное слово, я бы назвал это дебилизацией. Ведь как было хорошо, когда школьники готовились к письменным и устным экзаменам и им нужно было отвечать перед экзаменатором. И в течение учебного года дети не корпели над тестами, а отвечали у доски перед всем классом. Сейчас для большинства детей это стресс. Тесты дал - решают, заставил говорить - мычат что-то невнятное. Мы вырастили неговорящее поколение, у которого амбиций много, а возможностей их реализовать нет.
Кстати, это мнение далеко не единичное. Многие учителя, особенно стажисты, надеются, что классическая советская модель образования всё же вернётся обратно. Уж что-что, а система преподавания в СССР была сильная. И был силён авторитет учителя и его значимость в обществе.
Сейчас на учителей пытаются столкнуть функцию воспитания. Родители приходят и говорят, мол, мы заняты зарабатыванием. Мы даём им всё: одежду, еду, жильё, отдых, пусть будут этим довольны. А с ребёнком в семье никто не разговаривает, не знает, чем он живёт. Мол, ты учишься в школе - вот там тебя пусть и воспитывают. А у школы нет такой задачи, школа оказывает образовательные услуги, то есть учит. И получается, что большую часть современных детей никто и не воспитывает! Вот и выходят из стен школы почти взрослые дети, которые к жизни-то оказываются не готовы: ни воспитания, ни умения вести диалог.
Лет через пять после начала своей карьеры я переехал из посёлка в Киров. В зарплате, конечно, не выиграл, но условия работы лучше, чем на селе: всё же и оборудование покупается, и родители больше вкладываются в ремонт класса (давайте не будем лукавить, что без родительской помощи школа справляется). Но знаете, что обидно? Была у нас доплата за классное руководство - «президентская тысяча», но её сняли в этом году с объяснением, что нет денег в бюджете. А с классом ты возишься и возишься: комиссии по двоечникам, комиссии по делам несовершеннолетних, нужно следить за соцсетями учеников и потом рассказывать родителям, бесконечные звонки, отчёты... А получаем мы за классное руководство копейки - рублей 600. В Москве, говорят, доплата за классное руководство 25 тысяч! Так мы что, в другом государстве живём?
Пошёл бы я работать в школу, если бы можно было повернуть время вспять? Несмотря на все минусы, профессия, в общем-то, неплоха. Но всё же она требует большой работы над собой. И всегда держит в тонусе».
Фото: Свойкировский.рф
Сейчас очень сложный переходный период в образовании. Ни дети, ни родители, ни учителя не могут пока встроиться в новую реальность и государство в этом никак не помогает и не будет помогать, нужно просто это принять. Учитель, казалось бы, должен быть на передовой прогресса, но нет, он сопротивляется ему изо всех сил и, конечно, проигрывает.
Проблемы в образовании со времен 2000-х мало изменились. Но даже в своей очень средней и очень общеобразовательной школе я помню много действительно талантливых учителей, которых с интересом слушали дети, заинтересованные в предмете. И были учителя очень посредственные, а то и просто скверные, которые пришли в школу, чтобы реализовать свой комплекс бога, а не учить детей. Отношение к ним было соответствующее.
Всем, кто в "системе", пора понять, что никогда больше учитель не будет непререкаемым авторитетом, вот просто не будет и всё. И подходы к обучению тоже меняются. Вот этот учитель говорит как прекрасны были устные экзамены. Я училась в эти "прекрасные времена", и дети просто заучивали тексты. Чем это лучше тестов? Современная школа должна создавать условия для развития критического мышления, умения работать с информацией. Зубрежка, принятая в советской школе, уж точно этому никак не способствует.