Современным горожанам сложно представить, как жить без водопровода. Только подумайте: чтобы умыться или приготовить еду, нужно выходить из дома и набирать воду в колодце. Мы решили окунуться в историю и рассказать, как жили вятчане раньше - вообще без водопровода и когда он только появился. О тарифах на воду, умельцах и проблемах читайте дальше.
Первый водопровод на ручном насосе
Источники воды всегда были одним из главных факторов выбора места под будущее поселение. Вот и наш город была основан на берегу реки Вятки. Самая древняя часть города располагалась на так называемом Балясковом поле между Раздерихинским оврагом и оврагом Засорой. А источником водоснабжения для города были реки Вятка и Хлыновка, а также колодцы. В «Повести о стране Вятской», которая основана на летописных и церковных сказаниях, упоминается первый городской колодец - в районе современного Спасского собора. Постепенно количество колодцев увеличивалось, однако даже в конце XIX века (ко времени появления водопровода) они были далеко не во всех дворах. Каждый колодец обязательно освящали.
В первой половине XIX века в Вятке помимо личных колодцев также существовали публичные бассейны с питьевой водой, из некоторых воду развозили по городу бочками.
- Жители города довольствуются водою частию из реки, частию из публичных бассейнов, коих в городе находится четыре, а большею частью из колодцев, находящихся при домах, коих считается примерно до 686, - сказано в «Статистических сведениях о ремёслах и промышленности в городе Вятке» за 1835 год.
Первые городские общественные водопроводы в России появились в XIX веке в Москве и Петербурге. В Вятке же первый водопровод появился в конце XIX века в каменном доме на ул. Спасской, принадлежащем городскому обществу. Ныне это Спасская, 10а. Водопровод «местного значения» был устроен следующим образом: воду к дому подвозили бочками и через воронку сливали в бак на первом этаже. Затем ручным насосом-качалкой воду поднимали в 50-ведёрный бак на втором этаже, откуда она по трубам самотёком расходилась по дому.
Спасская, 10а
В 1882 - 1884 годах своя система водоснабжения была устроена для вятской губернской больницы. На территории медучреждения был установлен поршневый металлический насос с конным приводом в колодце глубиной около 8,5 метров. Чугунные трубы соединяли насос с баком, установленным на чердаке главного корпуса больницы. Построил водопровод инженер и подрядчик из Казани Дидерици. Работы обошлись в 1 059 рублей 69 копеек. Позже похожие системы были устроены и для других общественных зданий.
Правда, водоснабжение с помощью конных насосов не могло быть организовано для всего города. Поэтому появилась ещё одна идея. В 1894 году губернское земское собрание решило устроить водопровод в губернской больнице с помощью артезианской скважины с паровым насосом. За 1895 - 1896 годы подрядчик Шрадер пробурил на участке больницы скважину глубиной до 104 сажен (222 метра), но она так и не дала нужного количества воды. После смерти подрядчика больше никто не пытался реализовать его идею.
За 100 вёдер - 12 копеек
В 1895 году младший архитектор строительного отдела Вятской городской управы инженер Матвей Бухгольц сделал проект водопровода, который предусматривал устройство бассейна с водокачкой под Кикиморской горой, а потом подъём воды на площадь у Александро-Невского собора. Дальше по его плану воду должны были развозить на лошадях по городу. Тогда Городская дума создала особую комиссию при городской управе по устройству водопровода, чтобы решить этот вопрос.
Однако дело сдвинулось с мёртвой точки лишь два года спустя. В Городской думе была образована особая комиссия, которая в июле 1897 года провела осмотр источников, которые находились под Духовным училищем (ул. Урицкого, 38). Комиссия установила, что бьющие из-под земли ключи могут дать в сутки до 127 тысяч вёдер лучшей по качеству воды в городе. Некоторые из выбранных ключей находились на участках, принадлежащих купцам Петру и Ивану Александровым, но братья безвозмездно передали землю в пользование города.
В 1898 году служащим московского водопровода Забаевым был составлен проект вятского водопровода. Ещё один проект был заказан московской фирме «Нептун» во главе с инженерами Зиминым и Карельских - одними из крупнейших специалистов Российской империи в этой сфере. Фирма передала семь эскизных чертежей на техническое обустройство водопровода. Однако смета, представленная «Нептуном», оказалась для вятских властей слишком высокой, поэтому был найден другой подрядчик - Московское товарищество чугунолитейного и машиностроительного производств Добровых и Набгольц. Строительство решено было провести в две очереди. Смета расходов на сооружение первой составила 36 тысяч рублей: 20 тысяч давало губернское земство, а 16 тысяч рублей - займ у купца Петра Клобукова.
Первая очередь городского водопровода проходила по маршруту современных улиц Октябрьский проспект - Спасская - Карла Маркса - Советская - Московская - Ленина - Орловская - Урицкого. Вода для города бралась из ключей, собранных дренажами в среднем и нижнем водоносных слоях Кикиморской горы. Первая очередь была торжественно открыта 15 февраля 1900 года. На празднике присутствовали известные люди города, городской глава и губернатор. Гости обошли и осмотрели здание водокачки на ул. Кикиморской (ныне Водопроводная), а потом состоялся банкет, где подавали чай из водопроводной воды и шампанское.
К осени того же года была запущена вторая очередь водопровода: на площади у Владимирской церкви (у бывшего кинотеатра «Октябрь») и на углу современных улиц Воровского и Володарского были поставлены будки по продаже воды, а водопроводная линия по улице Владимирской (Карла Маркса) была доведена до казённых спиртоочистительных складов (бывший завод «Крин»). В будках можно было купить чистую воду по тарифу 12 копеек за 100 вёдер. Беднякам было разрешено пользоваться водой бесплатно, и она выдавалась из будок кружками.
В начале столетия началось присоединение к водопроводу частных домов. 1 мая 1900 года Городская дума Вятки приняла постановление об оплате домовладельцами расходов на устройство водопроводных линий за их счёт - плата составляла 100 рублей.
Система водопровода постепенно расширялась и улучшалась. В 1909 году была введена система противопожарного водоснабжения по проекту инженера Николая Зимина. К этому времени водопроводную воду употребляло почти всё население города кроме окраин. Водопровод был проведён в 250 частных домов, но почти при каждом имелись колодцы, из которых жители брали воду для хозяйственных нужд: мытья посуды и полов.
Вода для города бралась чаще из нижних ключей Кикиморской горы, но в зимне-весенний период приходилось использовать и воду средних источников, хотя там она и была худшего качества.
- Вода прозрачна, бесцветна, вкуса и запаха обыкновенная, изменения при стоянии не происходит. В нижнем горизонте вода является вполне хорошею питьевою водою. Для питания же паровых котлов в случае образования твёрдой накипи может быть исправляема прибавлением соды или соды и извести, - говорилось в результатах исследования воды 1904 года.
К 1906 году протяжённость вятского водопровода составляла 19,2 километра.
Вредительство врагов народа и плачевное состояние водопровода
После установления в Вятке в декабре 1917 года советской власти было проведено множество реформ. Они коснулись и водоснабжения. Водопровод перешёл в ведение Городской коммуны Вятского городского совета рабочих и солдатских депутатов, который в 1919 году выяснил, что водопроводная сеть находится в аварийном состоянии.
- Насосы, выкачивающие воду, не ремонтировались пять лет, дренажные колодцы в «плачевном состоянии» - деревянные срубы у некоторых почти сгнили, а крышки, закрывающие сами колодцы, пришли в негодность. Город испытывает нужду в воде, особенно зимой, так как трубы дают сильную утечку и требуют срочного ремонта, - говорилось в докладе заведующего городской водокачкой от 16 апреля 1920 года.
Общий вид Вятки, 1930-е годы
Водопровод постепенно ремонтировался, но важной проблемой оставалась утечка воды и учёт водопотребления. Только 40% потребителей устанавливали водомеры, причём многие из них были неисправны. Важным моментом было и то, что в середине 20-х годов главными потребителями воды стали предприятия и учреждения - на них приходилось 50% всех объёмов, доставляемых водопроводом.
В 1931 - 1934 годах начались подготовительные работы по строительству нового водозабора у деревни Корчёмкино на южной окраине города. А вместо будок с ограниченным разбором воды планировалось установить колонки общественного пользования. Изменился и порядок платы за воду: был введён ежемесячный платёж жильцов с определённых домов за пользование колонками. Причём тарифы были дифференцированными. Дешевле всего вода обходилась красногвардейцам и красным партизанам, самые высокие тарифы полагались для «нетрудового элемента», бесплатно воду получали только малоимущие пенсионеры. Отдельная плата устанавливалась для домашних животных и скота.
В октябре 1937 года, в разгар политических репрессий, Кировский горком ВКП(б) и Кировский горсовет приняли постановление «о вредительстве» со стороны бывшего руководства конторы «Коммунстрой», в котором было заявлено, что в замедлении темпов строительства водопровода и в почти ежедневных авариях виновато «вредительство врагов народа». Итогом стали аресты нескольких работников городского водопровода.
В годы Великой Отечественной войны объём работ, связанных с ремонтом и строительством водопровода, значительно снизился. Ими занимался трест «Водоканализация». В это время перед работниками водопровода стояла главная задача - обеспечить водой предприятия города, которые работали на военные нужды. Несмотря на все сложности - не хватало специалистов, средств и материалов, план всё равно выполнялся на 103 - 123%, а мощность водопровода за военные годы увеличилась в 2,5 раза.
10 августа 1948 года Кировский горисполком утвердил проект реконструкции городского водопровода, разработанный «Госводоканалпроектом» Министерства коммунального хозяйства, а также решил продлить водопровод в южную часть города в 1949 году. Начали появляться новые сети и магистрали водопровода. Правда, очень не хватало труб, поэтому приходилось использовать старые и демонтированные трубы и трубы меньшего диаметра. Так, например, в 1950 году новые чугунные трубы по 300 мм были положены по улице Дрелевского, а снятые с этого участка старые трубы по 100 мм использовали при прокладке водопровода по улицам Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Горького, к фонтану на Театральную площадь, к троллейбусному парку и другим местам. Такая политика стала причиной множества аварий на сетях, а из-за ремонтных работ подачу воды в город приходилось часто прекращать. Особенно явно эта проблема проявилась в марте 1958 года, когда подача воды не проводилась всем центральным районам Кирова. Без воды на длительное время остались в том числе Дом Советов, Центральная гостиница и Драмтеатр.
Дом Советов, 1970 год
Вода не доходила до верхних этажей
Когда к 60-м годам на Октябрьском проспекте и в некоторых других районах города были построены первые многоэтажные дома, обнаружилась ещё одна проблема - нехватка воды на верхних этажах. В 1962 году «Кировоблпроект» подготовил новый проект расширения водопровода. В нём была предусмотрена реконструкция старых водных сооружений и намечены планы по строительству новых. Это должно было решить проблемы с водой в многоэтажках, а также давало перспективу снабжения водопроводной водой Нововятска и присоединение к сети заречных районов города Кирова - слободы Дымково и спичфабрики «Красная звезда» вместе с рабочим посёлком. В реализации этих планов приняли участие все крупные предприятия города, была объявлена ударная стройка.
В 60-е годы была закончена постройка водоводов от Корчёмкино до улицы Некрасова и «Корчёмкино - Сельмаш», сдан в эксплуатацию водовод «Корчёмкино - площадь XX партсъезда». В 1969 году начал работать водовод по улице Калинина и разводящие сети по улицам Попова, Пугачёва и Сурикова. Это заметно улучшило ситуацию в городе с подачей воды: теперь её хватало и для окраин города, и для верхних этажей.
В 1962 году были установлены новые тарифы на воду. Рабочие и служащие платили 5,6 коп. за 1 кубометр воды, персональные пенсионеры - 2 копейки, а некооперированные кустари, занимающиеся сбытом продукции на рынке, граждане в пригородах, имеющие «заезжие дворы», и служители культа - 30 копеек.
В конце 1960-х Городской совет Кирова принял решение о двойном размере оплаты воды промышленными предприятиями, если они использовали её сверх установленного лимита. Была создана аварийно-диспетчерская служба при управлении «Горводоканал».
К 1975 году общая протяжённость водоводов составила 50,7 км, количество колонок достигло 421-й, а протяжённость уличной водопроводной сети - 123 км. Однако этого оказалось недостаточно: потребность жителей города в воде обеспечивалась лишь на 70%. Кроме того, уже тогда стало сказываться «старение» труб и плохое качество материала, из которого они изготовлялись. Результатом стали аварии и прекращение подачи воды.
Так, например, в марте 1974 года произошла серьёзная авария на магистральном водопроводе, которая оставила без воды северо-западный и юго-западный районы города. Но главным в это время стало то, что основным потребителем водоканала вновь, как во времена царской России, стало население, а не промышленные предприятия. Положительным явлением было и увеличение жилья, оборудованного водопроводом: в 1973 году на него приходилось 91,2% от всего жилого фонда.
1974 - 1976 годы
К началу 90-х годов водопровод в городе Кирове имел массу проблем. Помимо износа оборудования не хватало пропускной способности очистных сооружений канализации - следствие увеличения населения и сбросов предприятий. Кроме того, большую роль сыграли кризис и перестройка. С 1992 года прекратилось бюджетное финансирование водоканала, а «Горводоканал» был переименован в «Водоканал». Теперь промышленные предприятия уже не могли, как раньше, участвовать в развитии водопровода, часть из них даже не могла вовремя и полностью платить за потребляемую воду. В тот период тарифы были установлены таким образом, что предприятия, потреблявшие всего 15,3% объёма воды, оплачивали 54% затрат «Водоканала», а население города, на которое приходилось 76% объёма воды, оплачивало менее 20% её стоимости. В этой ситуации пришлось пойти на увеличение стоимости услуг: основная часть платежей была перенесена с предприятий на население.
В начале 2000-х годов жители Кирова постоянно жаловались на проблемы с водоснабжением - случались прорывы, утечки и внеплановые отключения. Так например, в новогодние праздники остались без воды или испытывали перебои с водой жители микрорайонов Ганино, Филейки, Красной горки, Дружбы, отчасти Лепсе и Юго-Западного района. Более 50 тысяч кировчан оставались без воды или получали её в ограниченном количестве.
У «Водоканала» было тяжелое финансовое положение - предприятие задолжало «Кировэнерго» почти 60 миллионов рублей. Газета «Вятский наблюдатель» в мае 2002 года писала о росте цен на водоснабжение – с 16,58 руб. с человека до 23,1 рубля. Проблемы с водой не кончались и жарким летом 2002 года: с 5 июля до 8 июля 2002 года произошло отключение насосных станций МУП «Водоканал» за долги, случались и постоянные аварии. Эпидемиологи даже забили тревогу, так как в Кирове был зафиксирован рост количества кишечных инфекций (в основном дизентерии и сальмонеллеза) на 12%. Причиной стало несоблюдение гражданами правил личной гигиены.
Кировская областная больница
Постоянные отключения воды стали для кировчан обыденностью, к ближайшим киоскам и колонкам они уже протоптали тропинки. «Комсомольская правда в Кирове» в августе 2003 года опубликовала материал, в котором мэр города Василий Киселёв, комментируя ситуацию с водоснабжением, сообщал, что в Кирове настоящая водопроводная катастрофа: из 380 километров труб 70% имели стопроцентный износ. И вместо 20 километров в год, как положено, город меняет лишь 4 километра, каждый день в Кирове на водопроводе появляется до 80 порывов. 13 октября 2003 года в Кирове даже был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Председатель правления «РКС» Сергей Яшечкин, выступая на общероссийском форуме в Москве, назвал Киров одной из особенно больных точек на карте России, где 20% населения регулярно сидят без воды.
Аварийность на сетях снизилась в три раза
С 2003 года кировский водопровод был передан в аренду акционерному обществу «Кировские коммунальные системы». Компания активно взялась за модернизацию городского водопровода. За 15 лет было заменено 134 км водопроводных сетей и построены семь насосных станций для подключения новых абонентов. За это время компания в три раза снизила аварийность на водопроводных сетях, а 4 тысячи новых затворных механизмов позволили существенно сократить количество отключений воды в домах во время проведения ремонтных работ. Стоит отметить и то, что качество водопроводной воды по основным показателям - мутность, алюминий, хлороформ, железо, в среднем повысилось на 70%. Компании удалось это сделать за счет модернизации Очистных сооружений водопровода и строительства новых объектов, которую «Кировские коммунальные системы» провели в 2008 - 2012 годах. В 2012 году, после строительства на станции водоочистки нового цеха по производству обеззараживающего вещества из поваренной соли, компания наравне с Москвой и Санкт-Петербургом перешла на новую технологию обеззараживания воды. Это сделало процесс водоподготовки безопасным.
Помимо основной деятельности «ККС» активно участвуют в благоустройстве города: компания взяла на себя содержание и благоустройство парка «Аполло», устанавливает в городе дизайнерские питьевые фонтанчики, а в августе 2018 года построила фонтан «Парящий камень» в новом сквере на углу улиц Казанской и Розы Люксембург, который стал настоящим украшением города.