Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Служебный роман...

Автор:
6 мая 2017, в 12:57
Просмотров: 3066

Жанр двухсерийной картины Эльдара Рязанова «Служебный роман» – лирическая трагикомедия. Смешная и грустная история об одиночестве в большом городе вышла на экраны в 1977 году, а придумана была за 6 лет до экранизации на «Мосфильме».

Служебный роман...

Пьесу, с которой всё началось, Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский всего за месяц написали в 1971 году. Это была дилогия: первая часть называлась «Сослуживцы», вторая – «Родственники». В год написания пьесу поставили одновременно в Москве и Ленинграде, а после Театра им. Маяковского и Театра комедии постановки расплодились по всей стране – спектакль с успехом шел в 134 театрах СССР. Была сделана и телевизионная постановка, которая очень не понравилась Эльдару Рязанову. Она-то и подтолкнула его к идее самому снять фильм по собственной пьесе.

Служебный роман...

«Фильм года» действительно получился «что надо». Лучшая премьера, лучшие актеры, лучший прокат – «Служебный роман» сорвал овации зрителей и критиков. В первый год показа фильм посмотрело 58,5 миллионов человек. А через год лидер зрительских симпатий удостоился и Госпремии. Получили ее все, кроме… исполнительницы главной роли. К награде были представлены автор сценария Эмиль Брагинский, автор сценария и режиссер Эльдар Рязанов, оператор-постановщик Владимир Нахабцев, актеры Андрей Мягков, Олег Басилашвили и Лия Ахеджакова. А Алиса Фрейндлих незадолго до фильма получила Госпремию за роли в театре. По правилам же, высшая награда не могла присуждаться одному человеку два года подряд. Поэтому наградой актрисе стали зрительская любовь и профессиональное признание.
С подбором актеров Эльдар Рязанов не заморачивался: у него был «режиссерский резерв» из артистов, пробовавшихся на роли в его предыдущих картинах.
И Алиса Фрейндлих, и Андрей Мягков, и Олег Басилашвили, и Лия Ахеджакова, и Светлана Немоляева связаны с «Иронией судьбы, или С лёгким паром!». Олег Басилашвили был утвержден на роль Ипполита, но не смог сниматься из-за смерти отца. Алиса Фрейндлих и Светлана Немоляева были отклонены в прошлой картине в качестве претенденток на роль Нади, а в «Служебном романе» пришлись ко двору. Для Фрейндлих пробы у Рязанова закончились удачей впервые – до этого режиссер проигнорировал ее не только в «Иронии судьбы…», но также «Гусарской балладе» и «Зигзаге удачи».
А вот пробовавшегося на роль Жени Лукашина в «Иронии судьбы…» Петра Вельяминова на пробы в «Служебный роман» режиссер не позвал. Несмотря на то, что артист прекрасно сыграл затюканного жизнью Новосельцева в Пермском театре, в своей комедии Рязанов предпочел видеть в этой роли игравшего главного героя в «Иронии судьбы…» Андрея Мягкова. В приклеенных рыжих усах и карикатурных очках в грубой оправе он больше походил на недотепу из «офисного планктона», чем запомнившийся в образах председателя колхоза и партийного руководителя Петр Вельяминов.

Служебный роман...

К достоинствам исполнителей главных ролей сам режиссер относил способность к экспромту. Например, романтический ужин Новосельцева и Калугиной или их беседа в гостях у Самохвалова – от начала и до конца импровизация Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова. Эльдар Рязанов был восхищен уровнем мастерства собеседников и степенью их проникновения в характеры героев.

Но если Андрей Мягков был москвичом и мог сниматься в перерывах между спектаклями в «Современнике», то двум другим исполнителям главных ролей – Алисе Френдлих и Олегу Басилашвили – пришлось разрываться между Ленинградом и Москвой. Лощеный карьерист Самохвалов мог бы получиться не столь притягательным, если бы не отрицательное обаяние ведущего актера БДТ, которого с трудом отпустили на съемки из-за плотной загрузки в театре.

Служебный роман...

А отпрашивать Алису Фрейндлих Эльдар Рязанов ездил в Театр имени Ленсовета лично. Благо, главным режиссером ленинградской труппы, где всю жизнь играла прима, был ее муж. Но условием разрешения на съемки была работа над фильмом «без отрыва от производства»: днем актриса снималась в роли Мымры, а ночью мчалась на «Красной стреле» в «город на Неве», чтобы отыграть спектакль и в ночь уехать в обратном направлении. В таком ритме Алиса Фрейндлих жила полгода: спала между репетициями и спектаклями в театре, а переодевалась на задних сидениях съемочного автобуса. Так что в образ замученной деловыми буднями женщины-труженицы актриса входила естественно и непринужденно.

Служебный роман...

Сил и здоровья у Алисы Фрейндлих оставалось так мало, что роль «синего чулка» давалась ей сама собой. От недосыпаний и «тонизирующих» сигарет лицо и без грима было блеклым, взгляд – потухшим, а настроение – созвучное незатейливой прическе, неопрятному цвету волос, невнятным туфлям и кургузому костюму «на вырост», в которых так органична трудоголическая героиня без личной жизни.

Правдоподобностью «антигламурного» образа руководительницы исполнительница роли Людмилы Прокофьевны должна быть благодарна художнику-гримеру Ольге Струнцовой и художнику по костюмам Эдит Приеде, которым актриса помогала, как могла. Давшая себя изуродовать для роли актриса не возражала ни против страшных очков пожилого отца оператора Владимира Нахабцева, ни против «гунявого» плаща, откопанного общими усилиями в пропахшей нафталином костюмерной.

Служебный роман...

На фоне внешней серости Калугиной даже серые штаны к белым носкам и коричневым башмакам у Новосельцева смотрятся не столь бесперспективно.
Зрительницы наверняка приметили и «ужасные розочки» на безвкусной кофточке влюбленной в пижона Самохвалова Рыжовой, и скромную головную косынку героини Немоляевой, и две сумки – элегантную на плече, и хозяйственную в руках, с которыми толкались в очередях советские женщины.

Служебный роман...

Что уже говорить об импортном кепи и замшевой куртке Самохвалова или нарядах от фарцовщиков продвинутой в вопросах моды секретарши Верочки. На них засматриваются и сегодняшние модники и модницы.
А кто не обратил внимание на переодевание в честь юбилея сотрудника Боровских общественницы Шуры с выразительной папкой со взносами под мышкой, меняющей свое будничное кирпичное платье на праздничный костюм с шейным платком в горошек! Общественницу Шуру сыграла Людмила Иванова, которая была в этой роли в своей тарелке: в театре «Современник» на момент съемок актриса выполняла аналогичную работу на посту председателя месткома. А свою реальную деятельность в театральном месткоме Лидия Смирнова вскоре оставила, чтобы стать депутатом.
Служебный роман...
Приглашение на роль Верочки Лии Ахеджаковой никак не предусматривалось сценарием – в пьесе ее героиня была традиционной молодой красоткой с прилагающимся набором женских прелестей и соответствующих интересов. Поручив играть секретаршу комичной барышне «на контрасте», режиссер добился юмористического эффекта, достигающего апогея в сцене обучения шефини основам стиля («… А мы как ходим?»).

Служебный роман...

А вот связанную с секретаршей сюжетную линию Рязанову пришлось сократить до минимума. Фильм получился на два часа длиннее задуманного, и надо было как-то выходить из положения. «Похоронить» пришлось сложные отношения Верочки с супругом – от них оставили лишь два телефонных разговора. А в пьесе муж секретарши активно присутствует рядом с героиней на протяжении всего действия – звонит, приезжает к жене на работу и подвозит ее на службу на мотоцикле. Байкера в кожанке должен был играть «маломерный» Михаил Светин, который в паре с Лией Ахеджаковой смотрелся очень органично. Но после нескольких эпизодов снимать ленинградского комика Эльдар Рязанов прекратил. Какая кошка между ними пробежала, ни артист, ни режиссер до конца жизни так и не признались.
Михаил Светин был заменен на Александра Фатюшина (будущий хоккеист Гурин в оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит»). Но и от этого артиста в комедии осталось лишь три эпизода: появление в массовке в первых кадрах фильма «фоном» к разговору Новосельцева с Рыжовой, где тот пытается разжиться двадцаткой до получки, удивление преображению начальницы и смятение при виде «ожившего» Бубликова.

Служебный роман...

По этим коротким планам совсем не ясно, что делает в фильме узнаваемый артист – зрители его принимают за сотрудника конторы. Даже в телефонном разговоре с секретаршей мы не услышим голос Фатюшина – его пару реплик озвучивает Олег Басилашвили. Оставить Фатюшина за кадром Рязанов решил после ЧП: актер на спектакле травмировал глаз и надолго выбыл из строя. Проведав больного после операции, режиссер прямо в палате «обрадовал», что картина выйдет без него: так будет лучше и для роли, и для здоровья артиста, которому потребуется время для восстановления.

Служебный роман...
Невозможно отвести взгляд и от актуальных интерьеров в декорациях к фильму. Рабочие кабинеты и квартиры героев изобилуют модными светильниками и настольными лампами, креслами и стульями, отделочными материалами и цветовыми решениями.

Служебный роман...

А особо ценным реквизитом была электроника. Для современного зрителя компьютерный монитор на столе начальницы статуправления – вещь сама собой разумеющаяся, но в доинформационную эпоху этот «предмет мебели» только в кино и видели. Предвестник нынешних компьютеров стоил как автопарк – 440 тысяч советских рублей! Диковинную машину на съемочную площадку каждый день с сопровождающим привозили утром и увозили вечером – это была техника Центрального статистического управления.

Служебный роман...

Оттуда же брали для «антуража» и болгарские калькуляторы «Элка» стоимостью в полугодовой оклад советского инженера – 760 рублей за единицу. Одного экземпляра счетной машинки после съемок недосчитались: кто-то не удержался от соблазна и прихватил ценный «сувенир» на долгую память.
Интересна и история «бронзового коня», которого роняет Новосельцев. Этот реквизит вы видели и в «Бриллиантовой руке», и в «Семнадцати мгновениях весны», и в «Старом Новом годе», и в «Формуе любви», и в «Ширли-мырли», и в фильме «Пакет»...

Служебный роман...

В общем, посмотрите любимое кино еще раз – вдруг спустя 40 лет откроете для себя что-нибудь новенькое?..


http://slavikap.livejournal.com/19459569.html

 
Все соцсети
Комментарии
4
 
Комментарии (4)
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!