Выборы Ремонт дорог Дело Никиты Белых Отопление
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Директор компании «Мехико» Вячеслав Вакушин рассказал о том, как переживает кризис, почему в Кирове почти все ходят в китайских шубах и зачем нужно показывать себя за границей.

Автор:
26 сентября 2017, в 13:47
Просмотров: 1691

Кировская область всегда была меховым краем. В наши шубы и шапки одевается вся страна и даже ближнее зарубежье. Мы не могли обойти это направление лёгкой промышленности и отправились на производство компании «Мехико», которое работает в Кирове уже 20 лет. Директор компании Вячеслав Вакушин организовал для нас экскурсию по цехам и рассказал, с чего начинался его бизнес, и чем нынешний кризис отличается от кризиса 90-х. Эта пятая история, которую мы рассказываем вам в рамках нашего совместного проекта с Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства.

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

В 1994 году я окончил факультет охотоведения в ВятГСХИ. Мой интерес к природе разгорелся ещё в 8 классе. В сентябре я переел земляных орехов и заболел аппендицитом. Всех школьников отправили на картошку, а мне после операции нельзя было поднимать тяжести, поэтому я остался дома. Мы жили в селе, погода стояла хорошая, и я почти всю неделю бегал по лесу с собакой. Мне это так понравилось, что я решил связать свою жизнь с природой. Начал общаться с сельскими охотниками, брал у них специализированные журналы, где на последних страницах была реклама Кировского и Иркутского сельхозинститутов - единственных на тот момент высших учреждений, в которых были факультеты охотоведения. Выбор был предопределён.

Уже в институте мы с друзьями начали потихоньку торговать на рынке. Это было начало 90-х, и в те времена бизнес можно было построить без стартового капитала. Просто выйти на рынок с одной шапкой и на удивление быстро её продать. Так мы и делали. Несмотря на большой соблазн проесть вырученные деньги, мы откладывали их на новые изделия. Поначалу мы торговали от случая к случаю, а в 1995 году я начал постоянную торговлю.


Ставка на производство

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

В 1997 году я создал собственное производство. И тогда это было сделать намного проще, чем теперь. Во-первых, развалились крупные ателье, которые давали работу многим людям. Постоянные рабочие ателье стали надомниками, и мы быстро нашли кадры для себя. Во-вторых, на интересные меховые изделия был спрос. Даже в 1998 году, несмотря на кризис, спрос почти не падал из-за дефицита продукции на рынке. Но сложности в те времена тоже были. Самой главной была проблема недоступности кредитов. Я помню, мы каждый год обращались в коммерческий банк, и больше определённой суммы мы взять просто не могли, потому что у банка был недостаток средств, а у нас недостаточно большой заём.

В самом начале мы довольно хаотично набирали штат. Мне было 25 лет, и у меня отсутствовало понимание процесса подбора персонала. Опыта руководителя у меня тоже не было. Все швеи были старше меня на десять, а то и на двадцать лет. Сейчас с нами остались несколько сотрудниц, которые были с нами с самого начала.

Первые деньги, которые я вложил в бизнес, были родительскими. Это была небольшая сумма, потому что родители жили в селе, и денег у них особо не было. То, что они накопили, они вложили в финансовые пирамиды «МММ» и «Русский дом Селенга». Я их уговорил забрать эти деньги. Их хватило как раз на то, чтобы купить десять шкурок лисы. Повторюсь, в то время большие первоначальные вложения не требовались. Достаточно было закупить сырьё и начать шить.


Развитие и поиск партнёров

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

В 1998 году мы открыли магазин на Попова, 28а. Начали искать оптовиков. Искали среди своих знакомых однокурсников и уговаривали их заняться мехом. Если переговоры проходили успешно, они тоже становились предпринимателями и нашими партнёрами. Мы шили, отдавали изделия им, их задача была продавать. В течение первых пяти-семи лет мы развивались только таким образом. С 2003 года мы уже поднабрались опыта и впервые приняли участие в московских выставках, таких как «Шапо». Туда съезжались оптовики со всей страны. Это был уже другой уровень, и мы начали работать не только с друзьями, но и с партнёрами со всей страны, от Калининграда до Владивостока, а также из стран-соседей.

Сейчас в Кирове работают два наших магазина. Мы не стремимся развивать розничную торговлю. Мы попробовали, но, несмотря на то, что наши изделия ценят в Кирове, уровень жизни здесь всё-таки оставляет желать лучшего. Нас больше покупают в других регионах, поэтому 90% нашей продукции продаётся за пределами области.

На сегодняшний день на предприятии трудятся более 30 человек. Производство у нас небольшое - всего несколько цехов, но этого вполне хватает.


Здесь конкуренции нет

Кировская область - меховой регион. Так исторически сложилось. Однако, несмотря на это, конкурентная борьба не очень острая. Все разъезжаются по стране. Большая часть кировских компаний, которые занимаются мехами здесь, в Кирове, в общем-то, неизвестны. Их розничные продавцы в основном ездят по выставкам и ярмаркам, а также торгуют по всей стране. Ездят в командировки по три месяца. Но это совершенно не значит, что нужно замирать в развитии. Людям нравятся уникальные изделия, и мы постоянно придумываем что-то новое. У нас уже 15 лет работает выдающийся модельер Ольга Перминова. Многие годы она выдаёт настоящие шедевры, которые побеждают на выставках и очень нравятся людям. Сейчас Ольга с помощниками уехала в Мадрид. Впервые мы пытаемся выйти со своей продукцией на европейские выставки.

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас


О кризисе, контрафакте и борьбе за хорошую пушнину

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Нынешний кризис, конечно, не сыграл нам на руку. К сожалению, люди начали покупать дешевые изделия. Большинство покупает с закрытыми глазами, чтобы только не понимать, что они покупают. Это как переходить улицу и отворачиваться от движущегося транспорта, тем самым создавая иллюзию безопасности. Примерно то же самое происходит с покупками. Люди смотрят только на цену, не изучив ситуацию, не разобравшись в вопросе. В итоге многие разочаровываются.

В Кирове очень много китайских шуб. Зачастую даже под местным брендом прячется китайская подделка. Не буду даже называть процент контрафакта. Он велик. Процедура чипирования изделий пока практически не сказалась на меховом бизнесе. Правительство не может до всего дотянуться. Чипирование они ввели, и мы подчинились - зачиповали всё. Но проблема контрафакта не решена. Такие шубы как шли в Россию, так и идут. И наши недобросовестные розничные торговцы продают их точно так же, только вешают чипы под видом российского производства. Для этого некоторые даже начали открывать свои небольшие цеха, но, я думаю, основная цель таких производств - легализация серого импорта. Таможенники как не могли пресечь этот поток, так и не могут. Опять же, на чипы люди внимания практически не обращают. Главный фактор выбора для них - цена.

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Ещё одна проблема - рост цен на сырьё. После девальвации 2014 года закупаться стало сложнее, потому что импортное сырьё подорожало в два раза. Сейчас нам приходится балансировать. Часть сырья мы покупаем у отечественных зверохозяйств, часть - на аукционе, где есть и российская пушнина, и белорусская. В дни аукциона все производители приезжают на одну площадку. Все сидят рядом друг с другом и многие хотят купить один и тот же лот. Аукцион этим пользуется, люди предлагают всё больше и больше. И так получается, что они неосознанно повышают рыночную цену на сырьё. Если бы они заранее договаривались, то покупка обходилась бы дешевле. Но для зверохозяйств такой способ, конечно, выгоднее. Да и для организаторов аукциона тоже. Нам, как покупателям, такой способ приобретения сырья тоже на руку. На аукционе сырьё проходит тщательный отбор, шкурка к шкурке - не придерёшься. Всё честно, порядочно, прозрачно.

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Слава богу, наши зверохозяйства ещё остались. Их не так много, но они выращивают качественную норку. Она во многом не уступает импортной. Единственный минус - небольшой размер. Это, конечно, проблема селекции.

Цены на сырьё выросли примерно на 30%. Нам пришлось переключиться на более дешёвые виды меха, чтобы не слишком повышать цену. Поднять цену в два раза - это катастрофа практически для любого предприятия. Приходится балансировать на грани, торговаться до изнеможения, чтобы поставщик хоть сколько-нибудь скинул цену.


О выживании и кредитах

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Мы все идём на снижение прибыли, если учитывать, что межсезонье у нас длится 9 месяцев. Прожить с минимальной прибылью 9 месяцев, при этом на полную загружая производство, - сейчас это на грани фантастики или даже искусства. Каждый год мы ходим по лезвию. Каждый год нам нужно нашивать новую коллекцию. И до августа - месяца, когда начинаются выставки, - мы не знаем, востребованы будут наши изделия или нет. Мы, конечно, попадаем в тренды, удовлетворяем спрос, но каждый раз это лотерея.

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Долгое время мы кредитовались в коммерческих банках, так как нам нужны были крупные суммы. Экономическая ситуация только ухудшалась, процедура кредитования становилась всё сложнее и дольше, а процентная ставка взлетела до небес. Всё это значительно снизило рентабельность. Мы сколько существуем, столько и кредитуемся. И для всех игроков рынка условия одинаковые. Что в самом начале мы кредитовались под 20%, что сейчас. В какой-то момент нам это надоело, и мы начали рассматривать Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства как серьёзный финансовый институт. С тех пор мы регулярно к ним обращаемся. В Фонде мы берём один-два миллиона, а потребность у нас раза в три больше. Говорят, что Фонд в скором времени сможет давать займы побольше. Для нас это было бы очень серьёзным подспорьем.

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас


О планах на будущее

Сейчас мы всё чаще заглядываемся на зарубежные выставки, потому они чаще посещаются крупными отечественными байерами, теми, кто не ездит на «Шапо». Они считают, что в России меховое производство не на том уровне, поэтому ездят закупаться в такие города, как Милан или Гонконг. На зарубежных выставках они сталкиваются с российскими производителями, смотрят на них уже немного иначе и совершают покупку.

Шапка с деньгами. Как в 90-е зарождался меховой бизнес и как он развивается сейчас

Мы не исключаем и торговлю с заграничными покупателями, тем более что часть нашей продукции иногда уходит за пределы России. Мы хотим прочувствовать этот рынок. Быть может, нам повезёт. Сейчас в Европе, кстати, ценится в первую очередь уникальность моделей. Кировские женщины тоже любят, хотят и умеют красиво одеваться. Мне кажется, это связано с тем, что у нас была хорошо развита лёгкая промышленность в виде предприятий «8 марта», «Белки», «Метако» и других. В Кирове есть технологический колледж, из которого выпускаются очень талантливые модельеры, дизайнеры и конструкторы. В Кирове индивидуальных заказов куда больше, чем в других городах. В каком-то плане кировчанки похожи на итальянок, и это не может не радовать.


 
Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение