Киров спортивный Киров в лицах Эксперименты Подкасты Красота и здоровье Кружки и секции Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа

Автор:
24 июня 2019, в 07:00
Просмотров: 2535

Алексей Калабин - водитель газовоза. Большую часть времени он проводит за рулём КамАЗа, а за спиной у него - большая герметичная бочка с пропан-бутановой смесью - около 30 кубов газового топлива. Этот опасный груз Алексей воспринимает как данность: возить его совсем не боится, при этом понимает, что нужно быть предельно осторожным. У него 22 года водительского стажа, работа в условиях Крайнего Севера и неплохая с виду стрессоустойчивость. Наш корреспондент провёл несколько часов с Алексеем, чтобы выяснить, насколько опасна его работа и как ведут себя люди на дороге, встречая газовоз.


«Мой отец водил автобус, брал меня с собой»

Алексей работает в компании «Движение», у которой более 90 автозаправочных станций в Кировской области и за её пределами. В июле 2018 года, кроме бензина и дизельного топлива, на АЗС «Движения» появились пункты заправки автомобилей и бытовых баллонов сжиженным газом. Газ более экономичен и экологичен - это два главных тренда, которые начали активно развиваться и в регионах. Алексей возит газ на заправки с момента появления этих пунктов.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
- Я родом из Кирово-Чепецка. Учился в училище №31 по специальности тракторист-машинист широкого профиля. Потом армия, после неё можно было бесплатно в любой институт поступить, но я ещё в детстве, лет в семь, решил, что хочу быть водителем. Мой отец работал на чепецком АТП, водил пассажирский автобус. Брал меня с собой маленького на работу. Первый раз я сел за руль в 6 лет - к папе на коленки. Лет в 14 сам начал ездить потихоньку. По свободной дорожке отец даст порулить, едешь, радуешься.

Чтобы перевозить бензин, дизельное топливо и газ, нужно специальное разрешение - ДОПОГ. Это свидетельство о подготовке водителя к перевозке опасных грузов. Оно выдаётся тем, кто прошёл специальное обучение и сдал экзамен. Подтверждать квалификацию водителя опасных грузов нужно каждые пять лет. Сам Алексей получил свой первый ДОПОГ 12 лет назад.

- Я в жизни на всей технике уже поработал, и в условиях Крайнего Севера тоже - возили технику и дизтопливо на буровые по зимнику. Надоело, дома хочется бывать почаще. Поэтому решил на вахты больше не ездить, работать здесь. Мне 40 лет. Всё только начинается, - смеётся он.

«В кабине находится вся электроника»

Чтобы выйти на смену, одного спецразрешения недостаточно. Смена водителя газовоза начинается с медицинского освидетельствования. Медики проверяют состояние здоровья водителя, машину в это время осматривает механик. Если всё в порядке, выдают разрешение на выезд. После чего диспетчерская служба выписывает водителю маршрут движения. Сегодня у Алексея четыре точки назначения: АЗС №73 в Кирове, где он сольёт остатки газа из бочки, потом «ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ-Киров», где нужно заправить газовоз, далее - АЗС №6 на Советском тракте, а потом долгая дорога в Яранск.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
- Больше восьми часов за рулем находиться нельзя. Каждые четыре часа должен быть отдых. Но на обочинах нам стоять запрещено техникой безопасности, на простых стоянках, где фуры стоят, - тоже нельзя. А спецстоянок у нас нигде нет. Поэтому я отдыхаю на заправках во время слива газа.

Слив газа - это процесс, когда топливо из бочки автомобиля перекачивают в газовую установку, расположенную на АЗС. Как только газовоз подъезжает к заправке, из павильона выходит оператор и устанавливает ограничительный знак «технический перерыв». Грузовик медленно паркуется рядом с газовой станцией. Убедившись, что на территории нет посторонних машин, оператор АЗС вместе с водителем газовоза начинают готовиться к сливу газа.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
- Вот смотрите, мы размотали кабель, - объясняет Алексей. - У меня насос 380 вольт, подключаем его к сети, разматываем шланги, заземление обязательно, после чего подсоединяем шланги. В кабине находится вся электроника. Я её подключаю, принтер показывает, какой литраж сливается с бочки, температуру жидкости, плотность, а под конец слива принтер распечатывает чек. Этот чек я отдаю операторам и еду дальше.

Кажется, что ничего сложного действительно нет. На табло прибывают цифры - это литраж, который сливается из бочки. Видно температуру, килограммы и плотность газа. Табло показывает объёмы слитого газа и время, когда начался процесс. Да, технически процесс довольно прост. Вопрос, скорее в том, что со стороны водителя и оператора необходим постоянный контроль и чёткость выполнения действий. На газовозе расположены два предупредительных знака - взрывоопасность и опасность для окружающей среды в случае утечки газа.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа

Ошибка в хранении и транспортировке газа, как и халатность в обращении с оборудованием могут привести к человеческим жертвам. При утечке газ смешивается с воздухом и создаёт взрывоопасную смесь, любая искра может спровоцировать взрыв, потом пожар. Поэтому уровень внимательности и ответственности людей, работающих с газом, должен быть предельно высоким.


«Бывает, иногда «подрезают» на дорогах»

Водитель и оператор следят за происходящим. Эти 40 минут - то самое время отдыха, которое положено Алексею в качестве передышки при перевозке опасного груза. Температура на улице близится к 25 градусам, Алексей щурится на солнце и поправляет ворот плотной спецодежды. Жарко, но оказывается, это летний вариант экипировки, и снимать её нельзя.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
- Я ко всему привык: и к графику, и к одежде, и запаха газа теперь почти не чувствую. То, что сейчас немножко пахнет газом, это нормально, - говорит водитель. - Если начнется утечка, сработают клапаны и перекроют газ, это сразу видно, так что не бойтесь. Либо давление заскачет, надо будет всё перекрывать, отключать. Бочка полностью изолирована, здесь куча предохранительных клапанов, есть огнетушители. Главное, внимательно следить. И если какая-то утечка пошла, я не имею права работать дальше, всё перекрываю, звоню на базу, машина сразу отправляется к механику. Потому что с этим не шутят. Единственное, когда летом едешь или стоишь в пробке, газ нагревается. Но и это не страшно, мы же заправляем не полную бочку - 83-84% от ёмкости, тут предусмотрено расширение.

Речь идёт о свойствах топлива. При увеличении температуры газ расширяется, при снижении - сужается. Заполнить бочку газовоза «до краёв» - значит, создать взрывоопасную ситуацию. Этого не допускает ни сам водитель, ни специалисты газонаполнительной станции, на которой заправляется газовоз.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
- Я не боюсь работать с топливом, никогда не боялся. Маячки не выключаю, они работают днём и ночью, чтобы меня видно было. Люди видят, что огнеопасно, стараются аккуратно объезжать. Бывает, иногда «подрезают» на дороге, но я столько лет за рулём, что уже не обращаю внимания. В обычной жизни я, кстати, тоже за рулём. Пока езжу на бензине, но в следующем году хочу перейти на газ - это экономичнее гораздо. Оборудование стоит дорого, но оно окупается в течение года. У нас сейчас основные потребители газового топлива - таксисты. Они быстро смекнули, что при их расходе и с нашим качественным газом это выгоднее.

«Самое важное и сложное - не в части газового оборудования, а в самой машине»

После слива на АЗС газовоз отправляется на улицу Базовую. Там расположено предприятие «ГАЗЭНЕРГОСЕТЬ-Киров», где производят заправку газовозов и газовых баллонов для населения. Само предприятие - режимный объект, его высокий забор обнесен колючей проволокой. Попасть на территорию можно только по пропуску. Сюда по железной дороге доставляется газ от «Газпрома» - крупнейшего в России производителя и экспортёра сжиженного природного газа.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа

Прежде чем заправить газовоз, происходит проверка документов водителя и технический осмотр машины. Все данные должны соответствовать заявке. Если на станцию приедет машина с другим номером, или не тот водитель, данные которого указаны в заявке, газовоз заправлять не будут - таковы правила.

Начинается всё с контроля весов. Они установлены прямо на въезде. Попадая на территорию, машина встаёт на весы, специалист фиксирует вес пустого газовоза. После этого машина проезжает на заправку. Чтобы заправить наш газовоз, требуется порядка 45 минут.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа

Для водителя это тоже своего рода «свободное время»»: здесь контроль залива топлива ведёт местный специалист, а водитель может расслабиться. Минус только в том, что перемещение по территории запрещено и заняться особо нечем. Поэтому водители просто стоят рядом, наблюдая за происходящим. Когда локатор показывает, что бочка наполнена, машина снова едет на весы, чтобы зафиксировать объём заправленного газа.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
- Вот видите, ничего сложного нет, - говорит Алексей. - Как говорится, не боги горшки обжигают. Главное, чтобы машина терпела, чтобы не ломалась на трассе. Вот и получается, что самое важное и сложное - не в части газового оборудования, а в самой машине, в двигателе. Но машина у нас хорошая.

Алексей хорошо помнит, как возили топливо еще 10-12 лет назад. Тогда стояли гидромоторы, и топливо сливалось через гидравлику. С развитием технологий процесс стал проще и безопаснее. При этом у водителей газовозов и бензовозов появилась дополнительная задача - освоить рабочую электронику. Но и это не является проблемой.

«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
«С этим не шутят». Водитель газовоза - о том, как впервые сел за руль и насколько опасна его работа
- Не сложно, было бы желание, остальное приложится. Должна же быть в работе ответственность и какое-то желание учиться, - говорит Алексей.
Партнёрский материал

 
Все соцсети
Комментарии
4
 
Комментарии (4)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 24 июня 2019, в 10:24
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 24 июня 2019, в 11:48
вот это новость - движение заправляется газпромовским дерьмом???
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 25 июня 2019, в 08:47
Что за реклама водителя
Дарья Орлова
 
Дарья Орлова
Ссылка на комментарий 25 июня 2019, в 09:33
нет никакого смысла делать рекламу водителя) мы рассказываем историю человека в профессии, человек работает в компании "Движение", информация о партнёрстве указана под материалом. Подобные истории мы рассказывали о водителе мусоровоза, сотрудниках фармацевтического завода и других кировчанах
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!