В преддверии концерта в честь 20-летия группы «Торба-на-Круче» вспоминаем, как зарождался рок на Вятке и кто из местных музыкантов проявил себя на российской сцене.
Рок-сцена зародилась в Кирове во второй половине 1980-х, хотя рок-музыку у нас даже на пике её популярности слушали, скорее, в узких кругах. Зато местная сцена была богата на события и творческие эксперименты. В разные годы в Кирове существовало два рок-клуба, а также «Вятская рок-лаборатория», основанная музыкантом Юрием Чудиновым. В 1991 году в Кирове даже проходил международный фестиваль рок-прессы. Со всех стран СНГ набралась почти сотня гостей - представителей рок-самиздата. С 2000-х в Кирове регулярно проводились фестивали «Подъём», а затем «LIVEнь», благодаря которым начинающие музыканты могли испытать себя на большой сцене.
Рок-фестиваль «Единорок», Киров, 1991 год. Фото: С. Лошкарева. Источник: rock.so-nko.ru
Так получилось, что самые известные рок-группы на постсоветском пространстве ковались, в основном, в Санкт-Петербурге. Этим и объясняется тот факт, что все кировские музыканты, о которых мы расскажем сегодня, внесли свою лепту в историю русского рока и тяжёлой музыки уже после переезда в Северную столицу.
Евгений Калачёв, группа «Оберманекен»
Жанр: нью-вейв
Один из участников группы Евгений Калачёв родился в Кирове, окончил здесь музыкальную школу по классу аккордеона. Во время учёбы в 14-й школе он основал свою рок-группу, которая играла в основном каверы популярных тогда песен. Затем Евгений уехал поступать в институт в Ленинград, где познакомился с Анжеем Захарищевым фон Браушом - основателем группы «Оберманекен». Первый альбом они записали в Вятке в 1983 году, в квартире Калачёва. Правда, сейчас запись утрачена.
Евгений Калачёв и Анжей Захарищевы фон Брауш. Фото: obercity.narod.ru
В Санкт-Петербурге Анжей и Евгений создали проект «Театр Театр», но после одного из скандальных спектаклей их лишили помещения, и молодые люди уехали в Москву, где продолжили устраивать очень смелые художественные акции и писать музыку. Тематическое издание «Русский рок» характеризовало их стиль следующим образом:
Музыканты с самого начала исповедовали эстетику неоромантизма и постмодернизма с их богемным эротизмом, утончённым развратом и причудливыми поэтическими образами, которая воплощалась в пост-панковой музыке с ощутимыми интонациями а-ля Дэвид Сильвиэн (участник английской рок-группы Japan - прим. ред.) и Брайан Ферри (основатель английской группы Roxy Music - прим. ред.).
Один из первых альбомов «Оберманекена», «Прикосновение нервного меха» (1987), вошёл в культовую книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», а альбом «Полшестого утра» (1995) - в 50 лучших альбомов русского рока по версии журнал «ОМ».
Как рассказывает организатор рок-концертов в Кирове Олег Ткачёв, «Оберманекен» в своё время мог определить историю русского рока.
Пару-тройку лет назад я был в гостях у своего старого приятеля. У него в квартире были раритетные музыкальные диски. Один из них - альбом «Оберманекена». И приятель рассказал мне, что к диску была приложена аннотация и статья, в которой говорилось, что на момент выхода альбома русская рок-музыка стояла на перепутье. Есть «Оберманекен», есть «Аквариум», и кто-то из них станет «законодателем мод». Я понял, что действительно стоял такой смысловой вопрос. «Оберманекен» претендовал на смыслообразующую роль русского рока. Но они уехали покорять Запад, а в этом время русская рок-музыка развивалась по пути «Аквариума». А ведь всё могло быть по-другому.
В 1989 году «Оберманекен» пригласили в США на запись музыки к фильму «Другая сторона России Горбачёва». Музыканты решили остаться в Нью-Йорке, выступали в различных клубах, в том числе в легендарном CBGB (в нём зародился панк-рок и нью-вейв).
Мы были очень активными, играли концерты в шикарных местах, снимали клипы на улицах Нью Йорка, - вспоминал Евгений Калачёв.
Во время зарубежного турне «Оберманекен» выступали на одной сцене с Ником Кейвом и Бьoрк, Sonic Youth, Smashing Pumpkins, Pearl Jam и Guns N’ Roses.
В 1997 году группа вернулась в Россию. За всю историю своего существования «Оберманекен» записали 10 альбомов, последний - «Серпантин. Венеция» - вышел в 2014 году. Евгений Калачёв сейчас он работает над собственным проектом - создаёт музыкальные композиции на фотрепиано.
WINE
Жанр: брит-поп
Основатель группы, гитарист, певец и автор песен Алексей Федяков (Вайнер) родился в Кирове в семье спортивного комментатора. В 1985 году он со своим приятелем Игорем Ждановым познакомился с уроженцем Кирова, экс-саксофонистом питерских групп «Рубиновый дождь» и Spartak Сергеем Джеки Перминовым. Они собрали акустический «Ансамбль бытового демократического музицирования», в котором играли музыку, стилизованную под средневековую.
Группа Wine. Алексей Вайнер (Федяков) в центре. Фото: rock-n-roll.ru
Группа «Вино» впервые выступила на Вятке в 1989 году на оргкомитете фестиваля «Вятская рок-экспедиция», который проходил в ДК им. 1 Мая. Первый альбом музыканты записали в Ижевске. Затем Алексей перебрался в Ленинград, где группа продолжила творческие поиски. Группа, переименованная в Wine, даже попыталась вступить в Ленинградский рок-клуб, но была забракована комиссией Ленрок-клуба за демонстративный отказ исполнять песни на русском языке. Впрочем, всё это несильно помешало дальнейшему становлению коллектива. Сейчас группа, которую по-прежнему возглавляет Алексей Вайнер, называет себя «самой британской группой России».
Группа WINE в 1994 году. Источник фото: vk.com/club7588087
До середины 1990-х коллектив выступал в Питере, затем в Москве. Их музыку представляла собой смесь из The Beatles, The Kinks, Velvet Underground, The Smith, The Clash и The Sex Pistols. Состав WINE часто менялся из-за переездов музыкантов. В 1998 году уехал и Алексей Вайнер: он мечтал заняться в Париже живописью и компьютерной графикой, хотя продолжал выступать в местных клубах соло, периодически возвращался в Россию. Помимо музыки занимался другим творчеством. Например, нарисовал анимационный фильм о The Beatles.
«Торба-на-Круче»
Жанр: альтернативный рок, брит-поп, инди-рок
Группа «Торба-на-круче» существует уже 20 лет. Её бессменный лидер и автор песен Макс ИвАнов родился в Кирове и здесь же начинал первые творческие эксперименты. Как вспоминает организатор рок-фестивалей «Подъём 2002» и «Рок-Подъём 2004» Денис Репин, Макса в училище искусств, где они учились одновременно, но на разных отделениях, называли «Цоем». Он тоже носил чёрные рубашки, волосы до плеч и ходил с выдвинутым подбородком. Хотя музыка «Торбы-на-Круче» изначально была совсем не похожа на ту, что играли «Кино». Участники группы в текстах и музыке вдохновлялись творчеством Толкиена. Собственно, и название группы - это прямая отсылка к «Властелину колец» (так называлось жилище Бильбо и Фродо Торбинсов, в другом переводе - Бэггинсов).
Фото из личного архива Олега Ткачёва
Олег Ткачёв определяет жанр «Торбы-на-Круче» в кировский период как фолк-рок. Помимо гитар и перкуссии использовались флейты и скрипки. Вообще всё начиналось со школьной группы «Акцент», которая выступала на школьных рок-фестивалях и играла хард-рок. Когда друзья Макса учились в институте, он создал свой коллектив вместе с Станиславом Свинцовым. Олег Ткачёв, тоже на тот момент вчерашний школьник, помог им с организацией репетиций, концертов и формированием собственного образа.
На мой взгляд, в Кирове было всего три команды (помимо «Торбы», это «Инфаркт» и «Попс-бюро»), которые не просто играли музыку, а претендовали на что-то большее, на формирование образа жизни. В первых интервью мы объясняли, что «Торба-на-Круче» - это творческое объединение, что помимо музыкантов есть ещё художники и поэты.
Фото из личного архива Олега Ткачёва
Например, как-то раз летом в Кирове резко похолодало, началась буря, и музыканты вместе со своими друзьями на Театральной площади устроили 15-минутную голодовку против плохой погоды. В недрах «Торбы-на-Круче» также родилась идея музыкального самиздата «1213».
Кировский период «Торбы-на-Круче» закончился после того, как Макс Иванов в 1996 году поступил в консерваторию в Санкт-Петербурге и переехал жить в Северную столицу, где воссоздал группу под тем же названием, но с новыми музыкантами и звучанием. В новый состав вошел еще один кировчанин хороший знакомый Макса гитарист Алексей Пяткин.
Первый дебютный концерт «Торбы» состоялся в 1998 году в питерском клубе «Молоко», в том же году группа записала первый альбом. Серьёзный успех пришёл через три года после выступлений на рок-фестивалях «Прорыв-01», «Окна открой!» и «Нашествие-2001», клипы «Торбы» крутили на MTV. В 2002 году группа стала хедлайнером рок-фестиваля в Кирове «Подъём».
Я побывал на этих масштабных летних фестивалях - «Окна открой» и «Нашествие», поездил на них с «Торбой», - рассказывает Денис Репин. - Меня так поразила вся эта организационная кухня, большой аппарат, свет, техника, масса народа на открытом воздухе... После этого я загорелся идеей сделать «маленькое «нашествие» в Кирове. Но ещё до фестиваля у меня зародилась идея привезти «Торбу» в Киров, чтобы показать эту новую питерскую «Торбу» Кирову.
В 2002 году музыканты также выступили на разогреве британской рок-группы Muse, обладательницы Grammy. За 20 лет существования «Торба-на-Круче» записала 11 альбомов. В октябре они запустили сбор средств на запись нового альбома и за полгода собрали нужную сумму.
Клип был снят в Кирове и Санкт-Петербурге в 2011 году
Ребята почти каждый год приезжают в Киров, 7 декабря они выступят в Вятской филармонии на концерте в честь своего 20-летия.
Николай Лысов, экс-барабанщик групп «Сплин» и «Пилот»
Жанр: рок
Николай Лысов начинал со школьной рок-группы «Саботаж», вдохновляясь песнями группы AC/DC. Они даже выступили на городском рок-фестивале, где соперничали с «Акцентом», в котором играл Макс Иванов.
Николай Лысов. Источник фото: cyclowiki.org
В Кирове Николай также окончил музыкальное училище. Затем, как и многие его коллеги по цеху, поехал поступать в Санкт-Петербург. В Институте культуры он учился вместе с клавишником начинающей группы «Сплин» Николаем Ростовским, он и пригласил его стать частью коллектива. Вместе со «Сплином» Лысов записал три альбома, которые до сих пор считаются одними из лучших у питерских рокеров: «Коллекционер оружия», «Фонарь под глазом» и «Гранатовый альбом». В августе 1998 года «Сплин» выступал на разогреве у The Rolling Stones в Лужниках. Правда, Николай Лысов вскоре покинул группу.
Это было моё последнее выступление со «Сплином». Потом бахнул кризис – он был равно финансовым и эмоциональным. Настроение у всех упало, началась какая-то депрессия, надлом, в общем, я ушёл, - объяснял эту историю сам Николай.
Затем Лысов играл в группе «Препинаки». После одного из концертов в 2000 году к нему подошёл лидер группы «Пилот» Илья Чёрт и предложил играть у них. До 2013 года Николай был постоянным участником группы. При этом ещё и встретился с земляком Фёдором Шабалиным - техником «Пилота».
Сейчас Николай играет в группе Faberge Band.
Олег Шарр Шавкунов, экс-перкуссионист группы «Аквариум»
Олег Шавкунов родился в посёлке селе Семушино Зуевского района и стал известен как перкуссионист легендарной группы «Аквариум». Лидер группы Борис Гребенщиков даже посвятил ему песню «Теорема Шарра» .
Олег учился в Кирове, в 1984 году ушёл с пятого курса местного политеха, а путь профессионального музыканта начинал уже в Санкт-Петербурге.
Мы тогда только дискотеки делали, - вспоминал о вятском периоде Олег Шавкунов в интервью изданию Lenta.ru. - Всё остальное было на таком любительском уровне: взял гитарку, поиграл песни Гребенщикова и Цоя, порадовался жизни, потанцевал с девушкой и пошёл себе дальше. Ничего серьёзного не было. Поэтому я и поехал в Питер — надо было как-то это поднимать с точки зрения глобального образования. И ещё повариться в тусовке, которая даёт почву и помогает встать на ноги.
Олег Шавкунов на фестивале «Рок над Волгой», 2012 год. Источник фото: wikimedia.org
Олег Шавкунов до «Аквариума» в Санкт-Петербурге успел поиграть в группе с кировскими корнями «Оберманекен». После 2014 года музыкант покинул «Аквариум». По словам Бориса Гребенщикова, это произошло из-за разногласий по поводу российско-украинских отношений.
Среди современных представителей тяжёлой музыки, которые стали известны за пределами Кирова, можно назвать группу Xe-None - они определяют себя как «танцевальный метал», «Сны Бенджамина» - фолк-метал. Xe-None выступали на одной сцене с популярным исполнителем Scooter и Amaranthe (модерн-метал), были с концертами в Европе. «Сны Бенжамина» разогревали публику перед выступлением родоначальника жанра фолк-метал, немецкой группы In Extremo. Обе группы начинали свой путь с фестивалей «Удар», «Подъём» и «LIVEнь». Последний «LIVEнь» в Кирове состоялся в 2010 году. С тех пор в Кирове больше не проводятся крупные уличные рок-фестивали, за исключением «Акустики» с участием «БИ-2» в 2015 году.
Фото на подложке: ru.wikipedia.org
Прекрасный музыкант. Но по теме статьи к рок-музыке он не имеет отношения.
Музыкальных Объединений). Именно там начинал свой путь с группой "Акцент" и Макс Иванов, которую он потом переименовал в "Торбу". А
поскольку Саша Долгополов пригласил меня поработать там звукооператором на концертах, и я был практически на всех репетициях, работал на первых рок-концертах в ДК ОЦМ, то могу точно сказать, что "Цоем" там называли совсем не Макса Иванова, как у вас написано "из за подбородка", а совсем другого парня, который не только подбородком, а вообще всем лицом был вылитая копия Виктора Цоя. Мы все были в шоке от такой невероятной схожести. К сожалению имени его не помню.
И ещё о двух музыкантах хотелось бы напомнить. В том же ТСММО вместе с Ивановым репетировал и играл отличный музыкант с голосом Криса Нормана - Олег Заборянский, лидер группы "Элизабет" (так она тогда называлась). Его голос можно было слушать бесконечно. Жаль сейчас он уже не поёт, но возможно кто-то из тех, кто будет читать эту статью, его помнит.
И второй - Андрей Шишкин, основатель группы "Шпана". В 1991 году он записал первый - одноимённый альбом, сейчас это достаточно известный исполнитель шансона, а пару лет назад его песня "Женщина моя" была принята в ротацию на "Русском радио".
Был один забавный эпизод. Саня Долгополов договорился с ГТРК "Вятка", чтобы те помогли снять два видео-клипа для раскрутки групп, один клип "Акцента" с Максом, и один клип "Элизабет" с Заборянским. Когда они записали свои песни у них на студии, звукорежиссёры ГТРК сказали, что у "Акцента" обалденная музыка, похожая на Пинк Флойд, а вот солист вообще петь не умеет... А у "Элизабет" всё наоборот, солист поёт ахрененно, голос - просто супер, а вот музыка - [ой]
Стас Свинцов.
Стас, у меня сохранилась запись одной песни тех лет, но не помню кто исполняет. Там такие слова:
Это не моё ремесло
И моё имя стоит гроши
Это не мои города
В его стенах нет ни души
Я вижу свою землю там
Из подзорных труб
Но слова - за слово
Ты скажешь я сам
Если будешь читать это сообщение, напиши, как тебя найти в соц.сетях, я могу скинуть запись.