Ремонт дорог Дело Никиты Белых Отопление
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Пьяница или богач? Как гадали под Рождество и на Крещение наши прапрабабушки и прапрадедушки

Выяснили, какие гадания были популярны в Вятской губернии в начале ХХ века и как можно было узнать будущего супруга с помощью коровы или колоска.

Автор:
6 января 2018, в 16:47
Просмотров: 1192
Дни с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) называются «святочными» или просто «святками». В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки, продолжать праздновать и веселиться. Наши предки считали, что это переходное время, когда старый год уже закончился, а новый ещё не начался. С этим же связано представление, что в эти дни будто бы можно встретиться с потусторонней силой и узнать о своём будущем. Отсюда и традиция «святочных» гаданий. Церковь их, разумеется, не поощряла, однако простой народ всё равно с любопытством пытался выяснить свою судьбу. Как гадали крестьяне Вятской губернии в начале XX века, позволяют узнать этнографические записки, собранные неким господином Верещагиным для газеты «Вятские губернские ведомости».
Пьяница или богач? Как гадали под Рождество и на Крещение наши прапрабабушки и прапрадедушки
Святочные вечера от Рождества Христова до Крещения народ называл «страшными вечерами». Считалось, что в эти вечера что-то чудится. Одним из самых распространённых и простых гаданий было «выслушивание». Девушки и парни собирались в определённом месте, например, под дверями избы и слушали, о чём говорят люди. О чём шёл разговор, того и следует ждать гадающему. Считалось, что во время таких «выслушиваний» можно встретиться с нечистой силой. Подобные истории между крестьянами затем передавались из уст в уста. Например, как однажды в ночь на Крещение девушки пошли гадать в заброшенную избу и вдруг услышали из печи могильные звуки. Испугавшись, они побежали к знакомой вдове. Та впустила их, начала перекрещивать дверь и вдруг в окно увидела, как из нежилой избы на них тащится раскалённая докрасна печь. Но крестная сила не пустила её в дом.
Страх перед потусторонними силами не был чужд и молодым парням. Вот такую историю господин Верещагин передаёт со слов жителя села Порез:
- Ушли мы на гумно и выслушиваем. Девушки начали между собой перешёптываться и со страха пустились в бегство, а я, чтобы показать себя неустрашимым, остался на гумне один; однако остался тут недолго — через минуту выбежал. Вдруг предо мной предстали мертвецы в белых саванах. Я тут же от страха обезумел, и что было дальше — не помню. Только потом, когда выздоровел, сказали, что семейные нашли меня в состоянии помешанного, привели меня домой, и тут бросило меня в жар. Провалялся я в горячке целых два месяца и только благодаря оказанной мне медицинской помощи выздоровел.
Были и более экзотичные способы гадания. Молодого человека могли нарядить в «обученного медведя»: на него надевали вывернутую шубу и ходили с ним, привязанным на верёвке, по домам, в которых танцевали под гармонику. А сопровождавшие «медведя» ещё и били в перевёрнутое железное ведро, как в барабан. Правда, в народе такое «маскирование» считалось грехом. Тот, кто участвовал в таких затеях во время святок, в Крещение должен был обязательно окунуться в прорубь, чтобы «очистить» себя.

Вообще способы гаданий, которые скрупулезно собрал и описал автор «Вятских губернских ведомостей», очень разнообразны. Зачастую для них требуется специальный инвентарь, который в наши дни городской житель вряд ли отыщет. Однако некоторые гадания требуют лишь небольшой смелости и актуальны до сих пор. Вот лишь небольшой список этих гаданий из заметок Верещагина.
  • Гадание потным хомутом. Девушка или парень вечером ставили на шесток печи сковороду с водой, затем брали в руки потный хомут и смотрели через него в воду. На глади должно было показаться лицо жениха (или невесты, если гадает парень).
  • Гадание кобылицей с завязанными глазами. Парень или девушка ночью завязывали кобылице глаза, потом садились на неё без узды и понукали, а лошадь сама выбирала направление. Куда она пойдёт, оттуда и стоит ждать гадающему жениха или невесту.
  • Гадание дровами. Вечером девушка должна была топором наколоть дров. Если поленья колются скоро, её жених будет не сердит.
  • Гадание кадкой. Вечером накануне праздника Крещения молодые люди шли на гумно (сарай для сжатого хлеба. — прим.ред.) с кадкой. На месте гадания сосуд нужно надеть себе на голову, как шапку, и начать «выслушивать». Если на гумне послышится скрип телеги с тяжёлым грузом, год будет урожайным, если будет, наоборот, тихо, — ждать неурожайного года.
  • Гадание колосками. В ночь на Новый год девушки становились затылками к снопам на гумне, каждая из них закрывала глаза. Затем они начинали вращать головой вверх-вниз, живот при этом должен был выдаваться чуть вперёд. Когда лоб касался снопа, из него вытаскивали зубами соломинку. Если попался полный колосок, значит, девушка при замужестве попадёт в богатое место. Если колосок будет пустой — в бедное.
  • Гадание петухом. В ночь на Крещение девушки брали по горсточке овса и насыпали в поле по отдельным кучкам — каждая в свою. Потом пускали петуха. Чью кучку он начинал клевать, та девушка должна была попасть в богатое место.
Пьяница или богач? Как гадали под Рождество и на Крещение наши прапрабабушки и прапрадедушки
  • Гадание водой и кринкой. Девушка наливала на сковородку воды и опрокидывала на неё кринку (глиняный горшок для молока — прим.ред.). Если опрокинутая кринка «забрала» воду, то будущий муж девушки будет пьяницей, если нет — будет непьющим.
  • Гадание поленом. Парни и девушки вечером ставили в снег поленья и на утро шли смотреть результат. Считалось, чьё полено упало, тот в новом году умрёт.
  • Гадание церковным замком. В ночь на Новый год молодые люди ходили на церковную паперть и выслушивали у замка, который висит на двери. Если замок как бы «шуршал», услышавший это заключал, что или он сам, или кто-то из его семьи умрёт.
  • Гадание коровой. Девушка задевала корову за рога и отгоняла её в сторону. Затем нужно было смотреть, в какую сторону легла корова: в ту сторону гадальщица и выйдет замуж.
  • Гадание на перекрёстке дорог. В Крещение между заутренней и обедней парни выслушивали звуки на перекрёстке, приговаривая: «Если уйду в солдаты, звоните, колокольцы, и пусть услышу плач». Услышавшего один из этих звуков или оба сразу в новом году ждала служба.
  • Гадание замком и ключом. Вечером в ночь на Крещение девушки шли на речку к проруби с замками, в которых были вложены ключи. Замки с ключами клали на край проруби. Затем, вынимая их из проруби, говорили: «Запираю прорубь на замок. Суженый-ряженый, приди за ключом!». Ложась спать, каждая девушка клала свой ключ под подушку. Какой жених приснится во сне и попросит ключ, за того девушка выйдет замуж. Таким же образом гадали парни.
  • Гадание снегом. Вечером в сумерках девушки брали в фартуки по несколько горстей снега и правой рукой начинали изображать прополку огорода от сорняков. При этом нужно было приговаривать: «Полю, полю снежок. Где мой женишок, тут собачка залай». В какой стороне послышится собачий лай, в ту сторону девушка выйдет замуж.
  • Гадание зеркалом. Если на святках ночи были лунные, девушки выходили во двор или на улицу с зеркалом в руке и, направляя его на Луну, смотрели и загадывали, говоря: «Сколько человек у меня будет сватовей, столько лун покажитесь в зеркале».
  • Гадание огарком лучины. Гадальщики брали первый огарок горевшей вечером лучины и шли на перекрёсток дорог. Взятым огарком обводили вокруг себя черту и выслушивали. Если гадала девушка, ей нужно гбыло оворить про себя: «В которую сторону выйду замуж, в той стороне зазвоните колокольцы». Если же гадал парень, то говорил: «В которой стороне моя невеста, в той стороне пускай зазвонят кололкольцы».
Пьяница или богач? Как гадали под Рождество и на Крещение наши прапрабабушки и прапрадедушки
  • Гадание оловом и воском. Девушки и парни топили олово и воск и выливали их в воду. По получившемуся изображению судили о будущей судьбе. Например, подобие венца означало брак, гроба - смерть и так далее.
  • Гадание столовыми приборами. В самую полночь девушка накрывала в отдельной комнате стол какими-нибудь блюдами и клала две ложки, две вилки, два ножа и так далее. Один столовый набор для себя, второй — «для суженого». Затем садилась к своему прибору и говорила: «Суженый-ряженый, приди ужинать!» После этого жених должен был ей присниться.
  • Гадание кольцом, хлебом, углём и мелом. На пол нужно было положить кольцо, кусок хлеба, уголь и мел и покрыть их зёрнами овса так, чтобы из-под овса талисманы гадания виднелись совсем чуть-чуть. Затем в комнату пускали петуха или курицу и смотрели, к какому из талисманов птица пойдёт клевать зёрна. Если она касалась кольца, значит девушка выйдет замуж. Хлеб означал зажиточность, уголь — бедность, а мел — могилу.
  • Гадание первым встреченным человеком. Молодые люди выходили за ворота и спрашивали первого встречного его имя. Какое имя назовут, так же будут звать будущего мужа или жену.
  • Гадание выслушиванием в отдельной комнате. Около полуночи девушка садилась к окну в отдельной комнате, где никого нет, и говорила: «Суженый-ряженый, проезжай мимо окна!» Если через некоторое время на улице под окном послышатся крики и песни, жизнь замужем будет весёлой. Если, напротив, проезжающие мимо будут тихи, жизнь будет невесёлая. А если вообще ничего не слышно, то замужества в этом году можно не ждать.

Главное фото: b1.culture.ru. Фото в тексте: wikimedia.org, pixabay.com
 
Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
 
 
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 января 2018, в 16:51
"Некий господин Верещагин" - это Александр Степанович Верещагин, известный дореволюционный историк-краевед, председатель Вятской учёноц архивной комиссии.