Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Пекарь-тандырщик: «Люди жрут всё, вне зависимости от качества еды и её срока годности»

Автор:
25 января 2017, в 15:58
Просмотров: 10979

Сколько лавашей можно испечь за один день, какие вопросы покупателей больше всего бесят персонал и какую выпечку не стоит брать в торговых точках - в нашем блоге «Изнанка профессии».

Наш сегодняшний герой несколько месяцев проработал пекарем в одном из магазинов Кирова. Мы сознательно не раскрываем его имени и название магазина, потому что цель нашего блога - не в том, чтобы помочь работнику свести счёты с работодателем. Но предупреждаем, что это довольно жёсткий рассказ человека, который не любит ни выпечку, ни людей.


«Будучи студентом, я пробовал работать в разных сферах, но очень скоро понял, что в некотором роде социопат и для меня общение с людьми представляет определённую проблему. Поскольку я люблю экспериментировать с едой и периодически что-то готовлю дома, в какой-то момент решил поискать работу, связанную с этим.


В одном из торговых центров была вакансия кондитера. Я позвонил по указанному телефону, но оказалось, что для этой работы нужно кулинарное образование. Зато без корочек повара меня согласились принять пекарем на тандыре. Я приехал на собеседование, меня тут же отправили в цех, прикрепили к другому тандырщику и сказали учиться. По идее, практика должна длиться неделю. У меня она заняла ровно час. А уже через пару дней я вышел на смену. И честно признался директору, что ничего не умею. Она отреагировала нормально, вызвала заведующую производством, та основы показала, еще с денёк за мной последила и отправила «в свободное плавание».


Иммунитет к огню и сплетням


На самом деле, никакого кулинарного образования для этой работы не требуется. Была одна девочка с корочками повара, в свободное от работы время делала торты на заказ. То есть она — профессионал своего дела, но при этом на работе жарила курицу и чебуреки за копейки. Долго не проработала, ушла. Люди там вообще часто уходят, не выдерживают.


Вечер пятницы, суббота и первая половина воскресенья - самые тяжёлые периоды, когда заказов много, а с понедельника по четверг наступает некоторое затишье. Смены идут два на два, по 12 часов каждая. По идее, все эти 12 часов ты должен быть на ногах и работать, сидеть нельзя. С утра привозят тесто, которое режешь на куски, раскатываешь на заготовки, ставишь, чтобы тесто подошло, через какое-то время снимаешь, доделываешь форму и помещаешь её в печь. Весь этот этап работы занимает 30-40 минут. Твоя задача - чтобы на прилавке всегда был свежий хлеб. Надо следить, как его разбирают, и по мере необходимости печь и выкладывать новый. У меня доходило до 300 лавашей за смену, но некоторые тандырщики пекли и больше. Работа монотонная, но если печёшь быстро и без перерывов, то это перестаёт быть проблемой.


Я - ленивая свинья и быстро понял, как можно работать меньше, учитывая, что твоя зарплата почему-то никак не зависит от объёмов испечённого хлеба. Но, положа руку на сердце, даже если бы она зависела, я делал бы всё точно так же. Я всю первую половину дня работал без остановок, так что к обеду у меня образовывалась огромная стопка лавашей. Я закидывал это всё на прилавок и спокойно шёл обедать часа на два. Потом возвращался, читал книжку где-нибудь в закутке, а ближе к вечеру допекал ещё партию хлеба, в зависимости от того, как его разбирали. Да, при таком подходе лаваш быстрее остывает, а остывшее люди берут хуже, чем горячее. Но мне было как-то всё равно.


Самое страшное было - когда приходил какой-нибудь армянин с каменным лицом, брал в охапку 15 лавашей, клал их в тележку и уходил. Вот это реально неприятность, потому что у тебя остаётся пустой прилавок, и если это увидит начальство, тебе дадут по шапке. А как такое можно предвидеть?


К тандыру привык быстро. По первости было страшно, мол, как это я полезу руками в печь, в которой температура 260 градусов. Сначала работал специальными крюками, недели через три спокойно лазил в печь в рукавицах, а под конец иногда и голыми руками. Просто со временем вырабатывается некий «иммунитет» к огню, и на мелкие ожоги уже не обращаешь внимания.


Как человеку с высшим образованием, мне было довольно непросто прижиться в этом коллективе. Там людей хлебом не корми, дай пообсуждать кого-нибудь и посплетничать. Слухи размножались быстрее, чем тараканы. Правда, я не так часто общался с коллегами. При первой возможности я читал книги - это не давало мне отупеть. А между сменами у меня были лекции в вузе, и на них мой мозг возвращался к жизни.


Бывало, что меня застукивали за книжкой, но у меня был адекватный директор. Он просто просил убрать книгу и шёл дальше. В принципе, если у меня на прилавке лежит товар, то особых претензий ко мне быть не может. Главное, на камеру не палиться. Потому что если самое высокое руководство увидит, как ты на рабочем месте стоишь без дела или, не дай бог, сидишь, то ты однозначно вылетишь, а заодно и твой начальник по шапке получит. В нашем супермаркете была тотальная слежка, камеры развешаны повсюду. Но это тоже решалось просто. Я шёл к охранникам, просил показать камеру, которая снимает моё рабочее место, запоминал её обзор и вычислял непросматриваемую зону, в которой в случае чего я мог отсидеться. Охранники тоже люди, им по большому счёту все равно, чем ты занят на работе. Бывают, конечно, стукачи, но их в любом коллективе не любят.

Пекарь-тандырщик: «Люди жрут всё, вне зависимости от качества еды и её срока годности»


Все на всё закрывают глаза


В том месте, где я работал, всё было устроено по какому-то советскому принципу, где существовала жёсткая иерархия, но при этом все на всё закрывали глаза. И это не всегда плохо. Просто такой способ существования, когда все всем делают поблажки. Если бы всё было по правилам, там бы просто никто не выжил, хотя бы потому, что проводить по 12 часов в день на ногах - это нереально. И начальство это понимает, но при этом правила есть правила, и сделать с этим ты ничего не можешь. Нам сначала директор обещала стульчик, чтобы можно было посидеть, пока нет народа и заказов, но до этого так и не дошло.


Правда, с начальством, несмотря на всю его адекватность, стычки всё равно были. Однажды директор сделала замечание, что у меня форма грязная. Там же сажа от печи, и она практически ничем не отстирывается. По трудовому договору и СанПиНам, форму работодатель обязан централизованно стирать в химчистке, а нам должны выдавать чистый комплект. На самом деле, конечно же, все свою форму стирают сами. Поэтому, когда мне сделали замечание, что у меня форма в саже, я ответил, что стираю её как могу, а если не нравится, то забирайте её в химчистику и стирайте сами, как это и положено. Разумеется, это был «неправильный» ответ.


К слову, для сотрудников там организовано централизованное горячее питание. За него вычитают из зарплаты, правда, немного - около тысячи в месяц. Порции огромные, но поскольку всё готовится из продуктов, близких к просроку, то еда не всегда бывает вкусной. Поэтому мы частенько что-то подъедали на главной кухне - овощи, ветчину, сыр. Понятно, что это не совсем законно, но при достаточной степени наглости тебе ничто не мешает это делать. Потому что, так или иначе, один человек много не съест, и это всё небольшие расходы. Гораздо больше продуктов потом списывается и просто выкидывается в никуда. Начальство тоже на это закрывает глаза, потому что так же делает.


Что такое списанная пицца и как её едят


Раз уж я заговорил про просрок, то хотелось бы заметить, что продуктами с истекающими сроками годности, разумеется, кормят не только сотрудников. О том, что в этом супермаркете не стоит покупать некоторую выпечку, я сначала узнал от своих коллег. А потом и сам увидел на складе, из чего нашим приходится готовить, например, пиццу. Продукты пиццмейкеру изначально поступают с истекающим сроком годности, когда жить им остаётся 2-3 дня. Подразумевается, что пиццу быстро приготовят, быстро купят и быстро съедят. Но за эти пару дней не всегда успеваешь использовать тот же сыр или ветчину, а остатки куда? Не выкидывать же? Начальство на это косо смотрит, а то и прямо говорит: «С чего это вдруг выкидывать?»


Я, например, по «тыкве» в первый раз получил, когда пожаловался на то, что у меня осталось вчерашнее тесто и что мне нужно свежее. По нормам ты должен печь лаваш из свежего теста, которое тебе привозят с утра. По факту же такое бывает крайне редко, потому что довольно сложно рассчитать, сколько вёдер теста у тебя уйдёт за день. Сотрудник, ответственный за поставку продуктов, всегда заказывает их с небольшим запасом, потому что если теста к концу дня не останется, то за это получат все. То есть перебор лучше, чем недобор. И вот когда я, «зелёный» ещё, потребовал с утра свежее тесто, мне сказали: «Ты чего распсиховался? Ну и что, что вчерашнее? Что с ним случится? Дай понюхать... Оно нормальное, готовь из него». Ладно, понял.


На самом деле нет никакой разницы, сегодняшнее тесто, вчерашнее или позавчерашнее. По вкусу люди этого не почувствуют. Проблема эта скорее не для покупателей, а для меня, потому что со вчерашним тестом маеты больше. Оно хуже принимает форму, хуже держится на стенках печи. У меня как-то осталось тесто недельной давности, я из него готовил, исключительно ради эксперимента - посмотреть, что получится. Не получилось ничего: оно превратилось в какую-то кислую кашу, из которой невозможно что-либо приготовить.


С пиццей точно такая же проблема, как и с тестом. Продукты заказывают с запасом, к тому же у пиццмейкеров больше ингредиентов, поэтому им сложнее угадать. Например, заказывают пиццу с ветчиной, а у пиццмейкера курицы два ведра, потому что вчера требовалось много курицы, и сменщик заказал её побольше. В общем, готовить пиццу из просрока там случается довольно часто.


Насколько это критично для покупателя? Это может повлиять на вкус, но отравиться такой пиццей практически невозможно, ведь она проходит термообработку в печи. Если вы отравились пиццей, значит, скорее всего, вы просто не помыли руки перед тем, как её съесть. Почему я в этом так уверен? Потому что мы сами очень часто ели списанную пиццу, которая будучи испечённой, но не купленной, пролежала на прилавке ночь и заветрилась. Списанная пицца отправляется не прямиком на мороз, а сначала к нам. Берёшь себе несколько кусочков, относишь остатки охране, она тоже особо не против, потому что делает то же самое. Затем остатки пиццы уезжают вместе с другой просроченной продукцией «кормить рыб». По всяким нормам и правилам эта пицца уже несъедобна. На самом деле это, конечно, не так, потому что сколько мы её ни ели, ни разу никто не отравился.


Куда опаснее в этом плане всякая выпечка с мясной или другой скоропортящейся начинкой - чебуреки, беляши, пирожки с капустой. Всё это живёт недолго, особенно летом или когда система охлаждения сломана. Поэтому пирожок с капустой и яйцом, выложенный на прилавок утром, к вечеру может стать несъедобным. Плюс всякие мошки, которых летом завозят вместе с фруктами, а потом они начинают припеваючи жить в тех же беляшах и шаурме. Я на всё это насмотрелся, и теперь пиццу, беляши и пирожки в супермаркетах предпочитаю не брать.


Пекарь-тандырщик: «Люди жрут всё, вне зависимости от качества еды и её срока годности»


Топ-5 тупых вопросов


Может быть, я социопат, но покупателей я терпеть не мог. Моя задача - производство, я должен печь хлеб и выкладывать его, и с покупателями, по идее, взаимодействовать вообще не обязан. Но поскольку тандыр стоит непосредственно в торговом зале рядом с прилавком, то люди тебя постоянно дёргают. Особенно меня вымораживало, когда подходили, без спроса открывали крышку и лезли в печь «посмотреть». Ладно, дети бесстрашные или подвыпившие мужики, но раз в неделю обязательно находилась какая-нибудь мамаша, которая в познавательных целях пыталась чуть ли не засунуть в тандыр своего ребёнка. И на мои доводы о том, что в печи вообще-то температура далеко за 200 градусов, недоуменно отвечала: «А что такого? Ему же интересно». Я еле сдерживал себя, чтобы не предложить ей засунуть ребенка в печь, закрыть его крышкой и посмотреть, как быстро он прожарится. Ну вот честно.


Ещё я составил топ-5 тупых вопросов, которые мне обычно задавали. Вопрос номер один - «А что тут у вас?». Напоминаю: я стою в фартуке, у меня огромная печь, рядом лежат лаваши, подходят люди и спрашивают: «А что тут у вас?». Один раз ответил, что у меня тут дракон. Потом ещё придумал несколько вариантов ответов, типа суп или каша. Потому что ты либо смеёшься над тупостью людей, либо ты начинаешь их ненавидеть. А так можно и с катушек слететь, знаете ли.


Вопрос номер два - «Сколько стоит?». Притом, что ценник есть, и он прилеплен на самое видное место. Но люди то ли поторговаться хотят, то ли думают, что их обманывают. Позже понял, что когда они подходят, то не смотрят никуда, а сразу же начинают спрашивать. Им влом куда-то посмотреть, они вообще ничего не читают. И жрут абсолютно всё: подавляющему большинству без разницы, насколько это полезно, съедобно и не истёк ли срок годности.


На третьем месте моего топа был такой немой вопрос, который выводит из себя большинство работников, и который обычно задаётся в спину, типа: «Я же жду, у тебя что, нет глаз на затылке?» И покупатели такие стоят обиженные вместо того, чтобы позвать или окликнуть.


Часто спрашивали - в основном бабули советской закалки - продаю ли я тесто, а узнав, что не продаю, очень обижались и обещали жаловаться начальству. Ну и ещё была очень весёлая претензия: «Мы принесли ваш лаваш домой, а он холодный». А ничего, что на улице зима или, может быть, вы добирались до дома чёрт знает сколько времени? В чём моя-то вина?


Тебе зарплаты много или мало?


Как считается твоя зарплата, думаю, до сих пор в этом супермаркете не знает никто. Но она точно не зависела от интенсивности моей работы и количества испечённых мной лавашей. Понятно, что какой-то принцип был, но кто ж его расскажет? Можно, конечно, подойти к начальству и спросить, но тогда ты будешь считаться шибко умным, а таких там не любят. Скажут: «А почему тебя это интересует? Тебе что, зарплаты мало? Или наоборот, много? Если не нравится, можешь валить». Ты - машина для приготовления еды. Ты должен печь, молчать и улыбаться, и больше ничего.


Ставка фиксированная, минималка - тысяч пять-семь, в зависимости от должности. Все остальное - это премия, но она не сильно варьируется. В среднем у меня официально выходило 18 тысяч, за вычетом питания и налогов на руки получал около пятнадцати.


В принципе, жить можно. Но меня напрягали подмены, которых в одно время стало слишком много. Потому что ближе к лету многие начинают потихоньку сваливать - кто увольняется, кто в отпуск уходит. И тогда для оставшихся работников наступает сущий ад.


У нас в тот момент как раз сменилась заведующая производством, а новая стала требовать, чтобы мы выходили на замену. Причём требовать в очень жёсткой форме, то есть не «Можешь ли ты выручить?», а «Ты завтра выходишь, и всё». Меня это не устраивало. Вообще-то это дело добровольное. Хочешь заработать больше денег - выходишь. Во-вторых, у меня тоже есть планы, учёба, да и в свой выходной я хочу отдыхать. В-третьих, финансовой мотивации нет никакой. Раньше работники как-то сами между собой договаривались подмениться, а потом просто из своей зарплаты отдавали по таксе «тысяча рублей за смену». Но затем стало всё централизованно, больше никто наличными на руки не отдавал, и за смену стали платить меньше. То есть, мало того, что тебе не доплачивают за то, что ты выходишь в свой выходной, так тебе ещё и платят меньше, чем за твою обычную смену. Естественно, что я отказывался, дело доходило до скандалов, мне говорили, что так нельзя, что у меня нет совести. Совести нет, потому что я не хочу работать в свой выходной? Вы серьёзно?


Есть у меня один знакомый, который проработал в этой системе два года вообще без выходных. Потому что надо было кормить семью и платить ипотеку. Как он с ума не сошёл, я не представляю. Он говорил, что раз в пару месяцев брал выходной, бухал по-чёрному или весь день спал, а потом снова выходил на работу. Вряд ли это можно назвать комфортным рабочим графиком.


Через полгода после начала работы у меня должен был быть отпуск. Но по закону, если людей на производстве не хватает, то работодатель может тебя не отпустить. А так как решает это заведующая производством, с которой я из-за всех этих подмен был не в ладах, то отпуск мне не светил вообще. У меня оставался только один вполне неплохой вариант - уволиться.


Какое впечатление у меня осталось после? Безусловный плюс этой работы - стабильная зарплата без задержек и дешёвое питание. Если вы человек без амбиций и образования, но хотите стабильно получать какие-то деньги, то вам туда. А если любите сплетни и слухи, то это вообще ваш рай. Я рад, что там поработал, и рад, что оттуда ушёл.






 
Все соцсети
Комментарии
13
 
Комментарии (13)
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!