650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Печальная судьба круизного речного теплохода «Кировчанин»

Автор:
10 февраля 2018, в 19:11
Просмотров: 14175

Доблестные вятские речники!


Несколько дней подряд я по возвращению встречаю в лесу замечательного человека Кашина Дмитрия Егоровича, профессионального капитана речного флота, трудившегося на нашей реке, более 60-ти лет, водившего на буксирных пароходах караваны плотов и большегрузных барж, был капитаном круизного теплохода "Кировчанин", совершавшего рейсы до г. Уфа, а после ещё и многие годы проработал в водной инспекции! Представляю вам, друзья, Дмитрия Егоровича:



Речному капитану идёт 86-ый год!
И пусть читателей не смущает его лыжная экипировка, он очень уверенно преодолевает и сугробы со снежными заносами, и почти ледяные преграды, всё возрастающие от дорожных грейдеров, да и ход свой поддерживает не по возрасту до самого конечного маршрута: лыжная база "Славная". А, ведь, Дмитрий Егорович где-то после 60-ти лет перенёс инсульт, даже не мог говорить, но на фоне лекарств и своей методике лечения, он выжил и даже париться в своей баньке по 3 часа!
При каждой встрече мы с ним беседуем по 10-15 минут и, конечно, тему реки и былого судоходства не обходим, это для нас святое. Вот и позавчера поведал мне Дмитрий Егорович о своём бывшем теплоходе "Кировчанин", к которому вылетал, после случившейся трагедии, уже будучи водным инспектором.

Вот что написано на Форуме речников:
Сегодня на реке Вятке практически отсутствует судоходство. Лишь несколько банкетных и прогулочных катеров курсируют здесь. Река обмелела и стала непригодной для движения больших судов. А во времена описываемых событий судоходство на Вятке было. И из порта Киров до порта Вятские Поляны, а также из Вятских Полян вниз по Каме регулярно отправлялся теплоход «Кировчанин»…

СССР, Кировская область, 1982 год. 11 мая. Город Вятские Поляны. На борт теплохода «Кировчанин» грузятся пассажиры. Им предстоит проделать небольшое путешествие в Набережные Челны. Экипаж готовится к рейсу. На борт принимают питьевую воду, продукты для буфета. В числе прочего на судно погрузили несколько коробок спичек кировской спичфабрики. Это – сувенирная продукция, предназначенная к продаже в Набережных Челнах. Свою роль в происшедшем на теплоходе эти «сувениры» сыграют позже.

Теплоход «Кировчанин». Проект 331. Построен в 1963 году в Великом Устюге. Под командой известного вятского капитана И.А. Третникова (1909 - 1987) успешно совершил трех тысячекилометровый переход на р. Вятку, преодолев пять рек, несколько озер и водохранилищ. Первоначально назывался ВТУ-328. Совершал туристические и пассажирские рейсы по Вятке и Каме. Несколько раз ходил до Уфы в круизные рейсы. В 1971 году переименован в «Кировчанин».

Около полуночи теплоход находился между пристанями Гурьевка и Мамадыш. Место это отдалено от населенных пунктов и практически безлюдно. Прошли небольшой островок. Внезапно вахтенный матрос обнаружил дым, идущий из внутренних помещений судна. Он бросился туда и обнаружил, что в буфете бушует пламя. Попытавшись сбить огонь ручным огнетушителем, команда не добилась успеха. Пожар разрастался.

Капитан теплохода М.И. Солодянкин стал подавать сигнал бедствия по радиостанции, но его вызов остался без ответа. Положение становилось угрожающим: на борту пассажиры, а огонь подбирался уже к машинному отделению, где в топливных цистернах его ждала обильная пища. Времени на раздумья уже не было. Капитан развернул горящее судно и направил его на затопленный весенним паводком берег.

Часть команды продолжала сражаться с огнем, давая краткую отсрочку остальным. Другие будили пассажиров, руководили подготовкой к эвакуации. Многие ничего не понимали, у пожилой женщины началась истерика, где-то плакали дети. Кое-кто отказывался бросить в каюте личные вещи. В этот момент теплоход пристал к небольшому островку, образовавшемуся от паводка, и капитан приказал всем оставить горящий теплоход. «Кировчанину» оставались считанные минуты.

Тех, кто не мог передвигаться – стариков, детей – команда выносила на берег на руках. Неожиданно выяснилось, что несколько человек оказались в каютах на нижней палубе. Пройти туда было уже невозможно – огонь бушевал там в полную силу, несколько смельчаков получили ожоги и отступили. Тогда матросы ломами выбили иллюминаторы и стали извлекать попавших в ловушку людей через них. Спасти удалось всех до единого.

«Они что могли, сделали. Ребята молодцы, не растерялись, не запаниковали, пока всех не вывели, с судна не ушел никто. Если бы не они, все могло бы закончиться совсем печально. Хотя, конечно, теплоход жаль. Это последний из больших вятских теплоходов был.»
Из воспоминаний М.И. Солодянкина.

Пожар к тому времени охватил почти всю кормовую часть «Кировчанина». Убедившись, что людей на борту нет, капитан Солодянкин отдал приказ затопить судно. Вовремя – огонь уже был рядом с топливными цистернами. Теплоход лег на дно, и ворвавшаяся в него вода погасила пламя. Люди остались на острове ждать утра – мокрые, испуганные, полуодетые.

Ранним утром 12 мая рулевой буксирного теплохода Ч-800 услышал сирену идущего впереди другого теплохода. Эти суда строились в Чехии и прозвище их среди речников было «чехи». Два таких «чеха» как раз шли в Вятские Поляны за плотами. Дав длинный гудок, головной теплоход повернул к берегу, увеличив скорость. И только тогда рулевой второго «чеха» увидел, что из воды у острова торчит обгоревшая надстройка крупного судна. Продрогшим, обожженным людям пришлось ждать помощи около шести часов, пока не подошли спешившие за плотами "чехи".

Радиограмма. Порт Вятские Поляны. 12 мая 1982 года.

«Обнаружил в районе Гурьевки затопленный теплоход. Пассажирский. На берегу вижу людей, зовущих на помощь. Иду к берегу. 430-й»

Расследование катастрофы результата не дало. Удалось лишь установить, что огонь вспыхнул в буфете, возможно, из-за замыкания электроплитки. На пути его распространения оказались те самые злосчастные коробки со спичками, давшие мощную вспышку. Далее пламя перекинулось на обшивку судна. Когда вахтенный заметил пожар, он бушевал уже по всему буфету и вырвался в коридор. Справиться с ним имеющимися на борту средствами оказалось невозможно. Только благодаря усилиям экипажа «Кировчанина» никто из пассажиров не погиб и даже не получил серьезных ранений.

Теплоход собирались поднять и восстановить. Однако затянулось это почти на год. Пришла зима, а весной, во время ледохода, судно стащило с отмели на глубину, где оно окончательно затонуло. Поднимать его было накладно, а потом пришли другие времена, и никому уже не было дела до «Кировчанина». Вскоре прекратилось и судоходство на Вятке. А теплоход… Теплоход до сих пор лежит на дне реки в районе четвертого Умяковского переката.

http://www.dyshoreal.ru/planeta-katastrof/posledniy-reys-kirovchanina

 
Все соцсети
Комментарии
4
 
Комментарии (4)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 22 июля 2019, в 09:13
В Вашем описании трагедии "Кировчанина" масса личных домыслов...
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 22 июля 2019, в 18:36
Благодарю за комментарий!
Пожалуйста, подробней каких именно? Ссылка на материал http://www.dyshoreal.ru/planeta-katastrof/posledniy-reys-kirovchanina
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 15 февраля 2021, в 12:19
"На дне Вятки лежит младший брат «Булгарии»
13 июля 2011 Возрастное ограничение
<....>

Насколько известно, попыток поднять «Кировчанина» - для восстановления или разделки на металл — не предпринималось. Скорее всего, теплоход до сих пор лежит на дне Вятки в районе четвертого Умяковского переката."
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 21 сентября 2021, в 20:06
Подробно можно найти на Форуме речников.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!