Дело по парку Победы Марадыковский Радио Дача платит по счетам Киров в лицах Красота и здоровье Мой бизнес Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа

Автор:
12 июля 2017, в 09:00
Просмотров: 2705

12 июля отмечается Международный день фотографа. И сегодня мы вспоминаем жизнь и творчество самого выдающегося фотографа Вятки Сергея Лобовикова. Он родился в вятской глубинке и погиб в блокадном Ленинграде, оставив после себя более 60 тысяч ценнейших снимков, где запечатлена повседневная жизнь губернского города и окрестных деревень.

Сергей Лобовиков родился в 1870 году в селе Белая (ныне Фалёнский район) Вятской губернии. Он был старшим ребёнком в многодетной семье сельского дьячка, но из-за слабого здоровья смог окончить только четыре класса церковно-приходской школы. В 13 лет мальчик остался круглым сиротой: мать умерла, а отец, не выдержав горя, спился. Бабушка отправила внука в Вятку на обучение к купцу Петру Тихонову, который в то время владел одной из самых известных в городе фотомастерских. По традиции того времени маленький подмастерье выполнял всю чёрную работу по дому, получая взамен еду и крышу над головой и осваивая азы профессии. За пять лет, несмотря на разницу в возрасте и социальном статусе, Тихонов и Лобовиков сблизились и даже обедали за одним столом. Как говорят исследователи творчества Лобовикова, именно Пётр Тихонов привил упорному и любознательному мальчику интерес к фотографии.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Сергей Лобовиков в молодости
Когда пятилетний контракт с хозяином закончился, Сергей Лобовиков уехал в Петербург, где поступил на работу в мастерскую родоначальника русской фотожурналистики Карла Буллы, но не смог долго прожить в северной столице: из-за влажного питерского климата у молодого человека обострился туберкулёз и он вернулся в родную Вятку. Врачи предрекали 24-летнему Сергею от силы год жизни, но по совету вятского лекаря Левицкого он начал закаляться: каждый день с ранней весны и до первого снега он дважды в день купался в Вятке, и так на протяжении последующих 40 лет. И болезнь отступила.


Поиски себя и технический прогресс

В 1894 году Лобовиков открыл в Вятке собственное фотоателье, которое очень скоро стало популярным. В этот период основной темой его работ был вятский сельский пейзаж и студийный портрет. Именно с этими фотографиями в 1900 году он заявился на Всемирной выставке в Париже и был отмечен бронзовой медалью.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Фото Сергея Лобовикова
Затем последовали победы на международных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Ницце, Киеве, Будапеште, Дрездене и Гамбурге. Сам фотограф относился к своим наградам без особого пиетета. В октябре 1900 года в своем дневнике он писал, что для него гораздо важнее победы было показать свои работы «перед целым светом» и осознать, что они являются новым направлением в русской фотографии.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Такие фотокарточки с фирменным лейблом делали в фотоателье Сергея Лобовикова
Стараниями Лобовикова с 1901 года в Вятке стали проводиться художественные выставки работ как местных мастеров фотографии, так и столичных. Со временем выставки стали регулярными, а любители фотографии объединились в Вятский художественный кружок, где Сергей Александрович председательствовал три года, а затем возглавил Вятское фотографическое общество.
В 1903 году Лобовиков женился на подруге своей сестры, сельской учительнице Елизавете Якимовой, а в 1904 году купил собственный дом на перекрестке улиц Московской и Царево-Константиновской (сейчас ул. Свободы).
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Дом Лобовикова на углу Московской и Царево-Константиновской улиц
В доме располагались две лаборатории, приёмная, главный павильон для портретов, выполняемых при дневном свете, тёмный павильон для снимков, выполняемых при искусственном освещении, и малая лаборатория. Заказать портрет в фотоателье Лобовикова мог человек любого сословия: портреты, как правило, выходили очень живыми, а все желающие могли наблюдать за тем, как работает фотограф.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа

К Лобовикову приходили без предварительной договоренности. Некоторые хотели просто посмотреть на новые снимки и диапозитивы, вывешенные в окне. Но мастер не продавал работы, выставленные на обозрение публики, и не поддавался уговорам коллекционеров и музейных сотрудников.

«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Сергей Лобовиков, автопортрет. 1908 год
Сергей Александрович был прозорлив в плане технических новшеств. Уже в 1905 году он оборудовал в своем фотоателье павильон с боковым светом, что по тем временам было редкостью: обычно съемочное помещение имело стеклянный потолок для съёмки с верхним светом. С 1912 года в фотоателье Лобовикова использовалась система электроподсветки, которая позволяла снимать как в пасмурные дни, так и в вечернее время. Это тоже было новшеством, причём не только для провинциальной Вятки, но и для многих европейских стран. Для осуществления этой идеи фотографу потребовалось специальное разрешение городской думы, а также замена воздушных проводов на всем протяжении улицы Московской, начиная от городской электростанции.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа

«Мужицкий фотограф»

Именно в эти годы Лобовиков активно искал себя в фотоискусстве, и кажется, нашёл свою «изюминку». Лучше всего у него получалось снимать крестьянский быт.
- Мне всегда, когда я отображаю быт, хочется переживать всё, что переживает объект моей работы. Хочется войти в его психологию, понять его так, как есть, передать правдиво, глубоко, понять его душу, лирически прочувствовать… Я - фотограф мужицкий, мой объект - любимый мужик, - говорил про себя Сергей Александрович.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Крестьянские дети в Вятской губернии. Начало ХХ века. Фото Сергея Лобовикова
Наибольшую известность фотографу принесли жанровые композиции из крестьянской жизни и портреты детей, созданные в 1907 – 1911 годах. Основная техника, в которой работал Лобовиков — пикториальная фотография - когда снимки максимально приближены к живописному произведению. Для этого использовались мягкорисующие объективы и специальная, иногда очень сложная техника печати. Это позволяло существенно менять рисунок, играть контрастом, стилизовать изображение «под живопись» и «под гравюру».
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Крестьянские дети в Вятской губернии. Начало ХХ века. Фото Сергея Лобовикова
Лобовиков был одним из самых выставляемых фотографов 1900-х годов как в России, так и за рубежом. На выставке 1911 года в Гамбурге его произведения привлекли наибольшее внимание наравне с работами братьев Гофмайтеров.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Крестьянский мальчик. Начало ХХ века. Фото Сергея Лобовикова
Любопытная история приключилась с любимой камерой Сергея Александровича - фотоаппаратом немецкой фирмы «Фогтлендер». В 1913 году камера сломалась и фотограф отправил её для ремонта на завод-изготовитель. Началась Первая мировая война, и про то, чтобы вернуть камеру из враждующей Германии, не могло быть и речи. Но 13 лет спустя Лобовиков всё-таки решил справиться о фотоаппарате и отправил запрос в фирму. Спустя несколько недель пришёл ответ: оказывается, камера была отремонтирована еще в 1914 году и с тех пор лежала на складе. Через месяц педантичные немцы, сделав профилактический ремонт, прислали фотоаппарат в Россию его владельцу.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Лобовиков с сыновьями Тимофеем, Дмитрием и Андреем, январь 1913
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Елизавета Андреевна с детьми, 1912 год. Фото Сергея Лобовикова

Мотоцикл не роскошь, а средство передвижения

С 1914 года Лобовиков был научным сотрудником Вятского Историко-художественного музея. Помимо этого Сергей Александрович занимался общественной деятельностью. В июне 1913 года он был избран в Вятскую городскую думу членом сразу нескольких комиссий - техническо-строительной, хозяйственной и комиссии по народному образованию. Будучи выборным лицом, Лобовиков успевал инспектировать школы, участвовать в реконструкции Александровского сада, преподавать фотографию в Вятском пединституте, иллюстрировать первый в России специализированный журнал «Рыболов-охотник», печатать статьи в газетах и даже выступать с лекциями об искусстве.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Вятский художественный кружок. Слева направо: Николай Румянцев, Сергей Лобовиков, Николай Хохряков, Алексей Исупов. Фото Сергея Лобовикова. 1910-1912 гг.
В гостях у Лобовиковых часто собирались художники, учителя, служащие городских и губернских учреждений. Фотограф был хорошо знаком с Фёдором Шаляпиным, дружил с братьями-художниками Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. А незадолго до начала Первой мировой войны Лобовиков устроил в своем доме типографию только для того, чтобы печатать газету революционера-народника Николая Чарушина «Вятская Речь», поскольку ни одна типография в городе не хотела связываться с крамольным изданием.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа

Вятская деревня. Фото Сергея Лобовикова

Для дореволюционной Вятки Лобовиков был действительно нетривиальной фигурой. Помимо своего ежедневного купания в Вятке, фотограф забавлял местную публику тем, что передвигался по городу на велосипеде, а на съёмки по деревням уезжал на диковинном по тем временам мотоцикле, приглушая мотор при виде подвод, чтобы не распугать лошадей.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа

Портреты крестьян. Фото Сергея Лобовикова

Советская власть и вера в Бога

После революции, когда большинство частных фотостудий в Вятке было закрыто, Лобовиков получил охранную грамоту от наркома просвещения Анатолия Луначарского, которая разрешала ему содержать собственную фотомастерскую. А всё потому, что в начале 1919 года Сергей Александрович по приказу командования 3-й армии Восточного фронта был мобилизован как фотограф и делал фотокарточки на документы для солдат.
Его отношения с советской властью оставались хорошими, хотя в партию он не вступал. В этом сыграла свою роль тематика его дореволюционных произведений: Лобовиков был значимым художником крестьянского быта.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Парад Красной армии в Вятке. 1929 год. Фото Сергея Лобовикова
В 1920-е годы Сергей Александрович снимал парады Красной армии, шествия пионеров, делал фото для просветительских изданий, а его работы прославляли советскую фотографию по всему миру. При этом фотограф верил в Бога и открыто получал за свои «подработки» приличные деньги. Например, в 1930 году будучи преподавателем Вятского пединститута он имел зарплату 36 рублей, а всякие шабашки приносили ему ещё 150 – 200 рублей в месяц. Для сравнения, зарплата рабочего химической промышленности в то время составляла около 65 рублей, врачи получали 42 рубля, а юристы – около 50-ти.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Сергей Лобовиков. 1926 год. Фото сделано его сыном Тимофеем

Переезд в Ленинград и блокада

С 1920 по 1934 годы Лобовиков преподавал основы фотографии на кафедре физики Вятского пединститута, практические занятия студентов проходили в его мастерской. В 1932 году он безвозмездно передал лабораторию в своём доме институту, однако скоро лабораторию закрыли, а помещение отдали под квартиры. Так Сергей Александрович с семьей оказался по сути в институтском общежитии.
После этого Лобовиковы решили перебраться в Ленинград. 1934-й год стал для выдающегося вятского фотографа началом новой жизни. Он довольно успешно занялся научно-прикладной фотографией в учреждениях Академии наук СССР, снимал интересные породы крупного рогатого скота и опыты по «осеверению» свеклы. Однако уже три года спустя ему пришлось выйти на пенсию по состоянию здоровья.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Вятская деревня. Фото Сергея Лобовикова.
Побывать в родной Вятке ему больше не пришлось. Он погиб 1 декабря 1941 году при бомбежке в блокадном Ленинграде. Его сын Тимофей писал в своем дневнике:
- Сегодня хоронили папу. Бедный старичок! Старость его была грустна. … Последние годы в Вятке отец и мать жили материально трудно, приходилось выкручиваться. С переездом в Ленинград привычный уклад жизни совсем сломался. Угасал он давно. После финской войны, когда все три сына оказались на фронте, отец резко сдал … Смерть в обстановке блокады не удивила. В эти дни у нас слёз не было — столько погибло молодых, сильных … Его смерть непосредственно была вызвана разрывом перед домом авиабомбы замедленного действия... Всех эвакуировали, но мама осталась с папой, уже нетранспортабельным. Ждала взрыва в пустом доме, судьба которого была непредсказуема. При взрыве отца подбросило в кровати и через пять минут наступила смерть...
Жена Лобовикова Елизавета Андреевна - мать шестерых его детей и верная спутница на протяжении 38 лет — не дожила до весны 1942-го. В блокаду погибла и их младшая дочь Ирина. В пустой ледяной квартире «выжил» только архив главы семейства — фотографии, стеклянные негативы и документы. Сын Тимофей, служивший в 1943 году в Ленинграде, сумел его спасти. А после войны сыновья фотографа передали бесценное наследие отца в Художественный музей города Кирова.
«Мужики и бабы» Сергея Лобовикова. Штрихи к портрету легендарного вятского фотографа
Портрет Лобовикова в доме культуры села Белая
В тексте использованы материалы: журнала «Дилетант», проекта «Пешком по Вятке», Государственного архива социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО) и группы «В Контакте» «Сергей Александрович Лобовиков»

 
Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 30 августа 2017, в 23:40
Прекрасный и познавательный материал. Прочитала с большим интересом. Я знаю, что Сергей Александрович Лобовиков был еще членом Вятской ученой архивной комиссии.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!