Как признают в областном правительстве, сейчас логистика внутри поликлиник организована плохо. «80% времени пациенты тратят на всевозможные процессы, не связанные с оказанием услуги. Приём врача занимает 10-15 минут, а всё остальное время – до 1,5-2 часов – человек обслуживается в регистратуре, гардеробе и сидит в очередях, – говорит и. о. министра здравоохранения Кировской области Андрей Черняев. – И как раз эти 80%, эти ненужные издержки в процессе мы хотим убрать, чтобы сэкономить время пациента».
Улучшить логистику внутри поликлиник предполагается за счёт использования информационных технологий, оптимизации работы регистратуры, более удобного расположения кабинетов и перераспределения потоков пациентов. Так, во всех поликлиниках должны появиться call-центры. Приёмом телефонных звонков будут заниматься отдельные сотрудники, что снизит нагрузку работников регистратур. Каждый врач сможет прямо со своего рабочего места записать пациента на повторный приём, консультацию другого специалиста или на диагностические исследования. Выписка «льготных» рецептов будет происходить непосредственно на приёме у врача. Выдавать направления на анализы и получать их результаты врачи будут на своих рабочих местах с компьютера. Будет проведён анализ нагрузки среди медицинских работников и скорректированы принципы организации рабочих мест, в результате сотрудники смогут уделять больше времени пациентам. Учитываться будут даже такие мелочи, как расположение мебели и оргтехники в кабинетах.
Во-первых, в поликлиниках, участвующих в проекте, уже сейчас ведётся ремонт с привлечением дизайнеров. Будет приведена в порядок прилегающая территория, изменится расположение некоторых кабинетов, будет внедрена безбарьерная регистратура и электронная очередь, будут организованы удобные зоны для ожидания. То есть вам как пациенту будет как минимум удобнее и комфортнее. Во-вторых, предполагается, что оптимизация логистики снизит время вашего пребывания в поликлинике и сократит очереди к врачам, в том числе к узким специалистам.
«Мы понимаем, что таких специалистов сейчас недостаточно, что нам нужны новые кадры и мы должны их готовить, но в краткосрочной перспективе реализация проекта «Бережливая поликлиника» поможет в какой-то степени это напряжение снять, – пояснил и. о. зампреда правительства Дмитрий Курдюмов. – Плюс это поможет создать условия для молодых специалистов и они будут охотнее к нам идти».
Нет, проект был запущен в ноябре 2016 года, и первыми его участниками стали три города – Ярославль, Калининград и Севастополь. Внедрение новых технологий бережливой поликлиники прошло не безупречно. Например, в ярославской прессе появлялись сообщения, что переход на новую логистику в определённый момент парализовал работу некоторых поликлиник: информационная система «висла», а врачи, привыкшие к бумажкам, набирали документы на компьютере «одним пальцем». В итоге очереди не уменьшились, а стали ещё больше.
В Кировской области таких проблем быть не должно, уверяет Дмитрий Курдюмов. По его словам, в нашем регионе информационные технологии уже давно внедрены, электронные медицинские карты ведутся во всех поликлиниках, работники уже обучены, так что никаких форс-мажоров не ожидается. Тем не менее, когда проект будет завершён, система будет проверена по принципу «тайного пациента». Чиновники привлекут своих родных и знакомых, студентов и журналистов, чтобы те прошли путём обычного пациента и указали на «узкие» места.