«Ань, так нельзя, ты же девочка!», «Дима, розовое только для Барби», «Царапина, а плачешь? Мальчики себя так не ведут», – доносится с игровой площадки.
Разные игры, книги, манеры общения и даже разные туалеты с заглавными «М» и «Ж» – с раннего возраста наши дети живут в двух параллельных мирах. Психологи утверждают, что гендерное самоощущение закладывается с трёх до пяти лет и формируется уже к начальной школе.
Даёшь «унисекс»!
По оценке детского психолога Ольги Мамаевой сегодня в обществе процветает унификация полов, феминизация мужчин, маскулинизация женщин, что и притупляет чувства гендерной принадлежности. Сложности добавляет и кадровый вопрос образования в стране, где процесс воспитания детей доверен женщине. Мужчин среди воспитателей и учителей – единицы, а число детей, растущих в неполных семьях, увеличивается с каждым днём. Конечно же это плохо, особенно для мальчиков.
Масла в огонь добавляет и узкий подход отечественной педагогики, учитывающей прежде всего психологические и возрастные особенности ребёнка, в то время как во всём мире обучение опирается на разницу психофизиологических, интеллектуальных способностей, способах восприятия детей разного пола. К примеру, на Западе популярны школы с отдельными классами для девочек и мальчиков. Такой подход к обучению связан с учётом различий в работе и структуре головного мозга, разного темперамента, разных каналов восприятия, разных потребностей в играх и физической нагрузке.
Мы с тобой одной крови!
По словам детского психолога Ольги Мамаевой, к двум годам ребёнок уже пытается осознавать свою принадлежность к определённому полу. И какую «сторону» он выберет, полностью зависит от родителя или значимого близкого человека своего пола, которого ребенок копирует. И не всегда правильно.
– Бывает так, что «мужественность или маскулинность, отвечающие за мужское поведение, присутствуют в маме, а вот в папе, напротив, отсутствуют», – рассказывает специалист.
- ценит авторитет и независимость поведения,
- предпочитает мужской авторитет и нуждается в общении со значимым мужчиной,
- ориентирован на достижение индивидуальных высоких результатов,
- любит занимать позиции лидера,
- имеет соревновательный стиль поведения,
- не терпит возражений,
- во взаимоотношениях с другими такие дети склонны к авторитаризму.
Когда же в семье доминирует «женственный» стиль поведения, дети, воспитанные в такой среде, чаще других:
- проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны,
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству,
- чувствуют потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы,
- не вступают в контакт с маскулинными детьми,
- ограничивают свое исследовательское пространство,
- имеют трудности в общении, особенно мальчики.
Как в отражении
– Личность формируется в социальной среде и при участии сформированных личностей. И вот вам совет: воспитывайте не своего ребёнка, а самого себя, развивайте в себе соответствующие черты и умения, – говорит Сергей Прищепа, семейный психоаналитик. Иначе это звучит так: если мама или папа – яркие представители своего пола, то за превращение мальчика в мужчину и девочку в женщину беспокоиться не стоит.
– Если мой сын – это гордость, продолжение рода, то девочки – совершенно другие, нежные создания. С дочкой в большей степени я провожу время – выбираем наряды, причёски, шопинги. Уже с детства приучаю к тому, что девочка должна быть на высоте – опрятна, заплетена, ухоженные ручки и ножки. А вот сына как ни стараюсь приучить к порядку, все без толку ! Надеюсь, что в будущем ему не придется напоминать, о том, что обувь всегда должна быть начищена.
Главный принцип её воспитания – дать ребёнку самостоятельный выбор, но при необходимости направить. С сыном она более жёсткая, резкая в высказываниях, сразу пресекает капризы, ссылаясь на то, что мальчик старше сестренки и должен подавать достойный пример.
– Конечно, не забываю его приласкать, где-то пожалеть, чтобы среди этой строгости он чувствовал: его любят вопреки всем его шалостям! А вообще, в воспитании мальчика необходим мужчина. Как ни крути, а мальчики, воспитанные одним родителем, чаще мамой, в дальнейшем отличаются – более мягкотелые, без внутреннего стержня и менее ответственны. Поэтому в воспитании сына я отдала все бразды правления отцу: у них свой «язык», понятно, они же оба — мужчины!
Минус один
А вот другая история, про восемнадцатилетнего инфантильного подростка. Знакомая семьи Алёна Часовая рассказывает, что ребенок стал таким на ее глазах всего лишь за каких-то шесть лет.
– Отца у него нет, точнее, нет его в жизни мальчика. Мама заботится о нем: готовит завтрак, обед, ужин, приносит в комнату, к компьютеру, затем убирает, моет грязные тарелки. И так каждый день, с учётом того, что сама работает как «лошадь». Разумеется, у парня нет никаких обязанностей по дому, не говоря уж о личной инициативе помочь матери. Даже когда у них «полетела» электрика и заскрипела дверь, он всё это созерцал до тех пор, пока сама мама не починила.
– Ошиблись ещё и в том, что семью неправильно построили. Официальная статистика Дворца бракосочетания Кирова гласит – 8 разводов на 10 браков. А что потом? Одинокая женщина, разрывающаяся между заработком и поиском нового мужчины, забывает о своем ребенке, тонет в чувстве вины. Так начинаются поблажки. А этот мальчик, лишённый мужского внимания, просто нуждается в стимуле, – говорит Часовая.
Светлана Москвина, специалист по половому и семейному воспитанию, автор книги «Полезная книга для подростков» советует родителю в неполных семьях, в первую очередь, построить свою личную жизнь. По мнению специалиста, у мамы должен появиться друг или любимый мужчина, который может даже не участвовать в процессе воспитания, но внесёт ясность в вопросах взаимодействия между полами. Важно, чтобы ребёнок понял, что мама – не сильная и не слабая, а просто женщина. Маме же стоит принять свои особенности и задачи.
– Женщины не только рожают, но и воспитывают детей. Они должны взаимодействовать с мужчиной: он в большей степени защитник, добытчик, создатель материальной базы. Она – воспитатель, создатель семейной атмосферы» – уточняет Москвина. Если гармонии между материальной базой и семейной атмосферой не получилось, значит необходимо окружить ребенка представителями «дефицитного» пола – тренерами секций, кружков или родственниками, которым ребёнок доверяет и с кем может посоветоваться. Для мальчиков таким человеком может стать дядя, дедушка, тренер, для девочки – бабушка, тётя, няня, воспитатель или учительница.
Примерное поведение
Взращивать «мужское» и «женское» начало можно разными способами: ролевыми играми, чтением сказок о доблестных воинах или прекрасных девах, но самым эффективным был и остаётся собственный пример.
– В идеальной полной семье отец – строгий, но справедливый добытчик, а мать – добрая, мягкая и терпеливая домохозяйка. И даже в том случае, если «добытчик» на долгое время отправляется на поиски пропитания, маме не обязательно интересоваться машинками и конструкторами. Она вполне может научить сына готовить. В остальном, можно полностью положиться на отца, – советует Ольга Мамаева.
– В женском представлении воспитание заключается в разговорах, у мужчин все иначе – там воспитание заключается в действиях, междометиях, в интонациях и жестах. И даже если папа, скажем не гуманитарий, а технарь, он может просто уйти в гараж и там молча с ребёнком что-то поделать. Это и будет воспитательный процесс, – поясняет Светлана Серафимовна. У мам в вопросе воспитания сына своя роль: смело просите помощи донести пакет, который ровным счётом ничего и не весит, зато сыграет в формировании будущего мужчины не последнюю роль. А когда в глазах ваших знакомых вы прочитаете немой укор: «Ты что, сама не могла донести, ведь от дома до машины метров 10?», подумайте и ответьте: «Конечно могу, но я всегда прошу его помочь — воспитываю настоящего мужчину».
Бывает, что мы ошибаемся. Среди наиболее грубых ошибок специалист по половому и семейному воспитанию отмечает позицию мам, обращающихся к сыновьям со словами: «красавчик», «мой принц» или с трепетом выбирающих им причёски или стильный гардероб. Этого делать не стоит, потому как может исказить полоролевое поведение мальчика, если не сказать ориентацию.
– Эстетика в одежде и причёске должна быть безусловно, но в меру. Мужчина – это тот, кто всё время что-то делает: соприкасается с механизмами, землёй, охотится, стреляет. Порой ему всё равно, как он выглядит со стороны. Максимум, что он может сделать, когда готовится к парадному выходу, – это вымыть голову и аккуратно одеться, – делится Москвина.
– Мне непонятно: почему девочку сегодня учат тому, что мужчины им что-то должны? Всё должно быть взаимно и обоюдно. Мало того, в семейных отношениях, если женщина не считает нужным что-либо делать для мужчины, то последний оставляет за собой право вообще для неё ничего не делать, какой бы красоткой она ни была и какую бы должность не занимала, – замечает эксперт.
Сбои в программе
В числе наиболее распространенных ошибок гендерного воспитания Сергей Прищепа отмечает несколько факторов, в числе которых отсутствие любви, гиперопека, гипоопека, эмоциональное и физическое насилие. Сюда же можно отнести большую значимость ребёнка в семье, нежели, к примеру, своей «второй половины». Уже первые «тревожные звоночки» своего поведения можно оценить с помощью специальных тестов, позволяющих выявить искажения в воспитании ребенка с трехлетнего возраста. Наш эксперт в области психоанализа советует обратить внимание на опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера (Методика АСВ).
Но самая большая опасность, по мнению Светланы Москвиной, таится в неправильных воспитательных установках. В них-то и кроется причина пробелов в семейном и гендерном воспитании. Правильные установки должны сегодня работать на результат, который ждут от мальчика или девочки в жизни. Эти требования, или скажем ожидания, с веками не меняются. Испокон веков мальчика воспитывали как воина и вооружали таким инструментарием, чтобы он был успешен в своей деятельности. Даже сейчас в случае войны или какой–либо экстремальной жизненной ситуации мужчина должен и семью защитить, и найти возможность её обеспечить.
– А теперь воспитывают у нас… очень хочется сказать – мажоров, у которых три задачи: себя нарядить, побольше заработать без усилий и получше поесть», – добавляет специалист. Что делать? Первым делом, пока он ещё маленький, мальчика следует просто отпустить и не мешать ему исследовать, экспериментировать, применять на практике. Любые его инициативы должны поощряться. И даже когда он приносит камни домой, надо похвалить, а не говорить: «Зачем ты тащишь домой этот хлам и грязь разводишь?». Прежде чем ругать и гнать его обратно на улицу, обсудите с ним грандиозные планы в отношении этих «сокровищ».
С девочками тоже все непросто.
– Девочек наряжаем, учим любить себя, но без фанатизма, потому что увлекаясь красотой, родители поощряют в ней принцессу. А потом этой принцессе приходится горшки выносить и носки стирать – она в шоке! Её же не для этого готовили! – делится автор «Полезной книги для подростков».
Она же считает, что современных девочек сегодня жёстко ориентируют на карьеру. Конечно, образование – вещь хорошая, но у него нет ни сроков, ни ограничений – работать и учиться можно на любом жизненном этапе. Чего не скажешь о женской репродуктивной системе. К тому же, воспитанные карьерные амбиции могут сыграть злую шутку: семейные отношения, домашние обязанности и рождение детей уходят на второй план или становятся вовсе не интересны. И как часто бывает, время упущено, женщина остаётся одна.
Из первых рук
Станьте экспертом в области педагогического мастерства – изучайте спецлитературу. Специалисты советуют:
- Кэтрин Кволс. «Воспитание без наказания».
«Практикум по гендерной психологии» / Под ред. И. С. Клециной
Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному.
Ефремова В. Д. , Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам.
Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов.