Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Кому Афоня рупь должен?

Автор:
24 января 2017, в 13:16
Просмотров: 2603

13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).


Кому Афоня рупь должен?


Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя – «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.

Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это – он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.

Кому Афоня рупь должен?

Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».

Кому Афоня рупь должен?

В роли Кати Данелия видел только одну актрису – Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».

Кому Афоня рупь должен?

И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.

В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой – эгоистичнее Афони.

Кому Афоня рупь должен?
Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».

А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» – эта его фраза стала крылатой.

Кому Афоня рупь должен?
Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог – не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. – Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет – правдоподобное…».

Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…

Кому Афоня рупь должен?


источник:© Вячеслав Капрельянц, 2016


 
Все соцсети
Комментарии
14
 
Комментарии (14)
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!