Дело по парку Победы Марадыковский Радио Дача платит по счетам Киров в лицах Красота и здоровье Мой бизнес Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Автор:
19 марта 2017, в 18:04
Просмотров: 7103

Сколько кубометров древесины вятские речники могли сплавить за один рейс и чем опасен лесосплав - читайте в нашем краеведческом блоге.

В этом году году синоптики ожидают «тревожного» половодья. Вода в Вятке может подняться на полтора метра выше нормы. Ещё несколько лет назад известие о «большой воде» могло очень порадовать речников. Вместе с половодьем начиналась навигация и сплав леса по реке - это было время больших заработков, а для горожан – зрелище сродни фейерверку.


Что такое лесосплав?


Дмитрий, коллега по работе, которому чуть перевалило за 20 лет, рассказывает, что о том, как сплавляли лес по реке, ему рассказывала бабушка. Сам он, конечно, не видел, но бабушка уверяла, что посмотреть на многокилометровые плоты на Вятку приходил весь город.


Все лишь несколько десятилетий назад лесосплав был прибыльным делом, а в некоторых местах – единственной возможностью транспортировки леса.


Как сообщает Большой энциклопедический словарь, лесосплав – это заключительная стадия лесозаготовки. Самый дешёвый способ транспортировки вырубленного леса к местам его переработки и строительства.


На Вятке несколько столетий сплавляли лес по рекам. Активно и большими объёмами начали сразу после революции. Доставлять древесину водным путём стало новой философией молодой республики. В Петрограде даже открыли институт Лесосплава и стали обучать этой профессии речников и работников лесозаготовительных производств.


В нашем регионе никто не хотел отставать, тем более что мы располагали нетронутыми запасами леса и тогда ещё почти полноводной Вяткой.


Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?


Как переправляли брёвна по реке?


Сплав начинается зимой. На берегу брёвна связывали в пучки, а потом укладывали на лёд реки. Затем стальными тросами стягивали их в длинные ленты плотов. До паводка плоты ждали большую воду.


По Вятке древесину сплавляли несколькими способами.


Молевой сплав - брёвна сплавляли во время половодья в хаотичном порядке. Такой лес могли направлять только специальные сооружения, установленные на реках. При таком виде сплава много древесины намокало и тонуло. Она ложилась на дно реки, начинала гнить и засорять русло.


Плотовой сплав - из заготовленной древесины формируют плоты. Её плотно скрепляют, а потом отправляют по рекам километровыми водными «кортежами». При таком сплаве используют речной флот - буксир, который тянет плот к месту назначения.


Кошельный сплав - брёвна, не связанные между собой, загоняют в особое ограждение, тоже сооружённое из древесины. Кошель транспортируется теплоходами. Чтобы брёвна не тонули во время пути, их сушат и смазывают гидроизоляционным материалом.


Леонид Рычков, бывший житель посёлка Вишкиль, вспоминает:

- В то время в Вятку по весенней воде заходили мощные буксиры из Волги. Они могли тянуть одновременно два плота длиной более километра! С берега эти буксиры казались огромными, высотой с трёхэтажный дом. Верхние палубы были вровень с берегами. Движение по реке не прекращалось круглые сутки. Складывалось такое ощущение, что дома стоят вблизи оживлённой магистрали, только по ней движутся не автомобили, а теплоходы. Вечером засыпаешь под гул судовых двигателей, а утром в предрассветной тишине тебя будит тревожный гудок буксира, выводящего плот в повороте реки на фарватер. И в окнах дома проплывает очередная мачта буксирного теплохода с включенными ходовыми огнями. И сплав леса продолжается, пока вода не начнёт спадать.


Расцвет лесосплава на Вятке


Как вспоминают кировчане, сплав леса был очень впечатляющим зрелищем. Это было ещё интереснее, чем ледоход. На берег Вятки со стороны города высыпали целые толпы жителей и наслаждались видом процесса.


Кировчанка Надежда Павловна рассказала, что в конце 50-х годов прошлого века она помнит две самые удобные точки для любования ледоходом, а затем лесосплавом.


- Мы шли либо со стороны улицы Водопроводной на берег, либо собирались в районе современного Вечного огня. В береговой ротонде тоже было можно посмотреть на лесосплав, но там всегда было очень мало места.


Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Фото из зарубежного журнала


Под снимком автор подписал: «СССР - страна огромных расстояний, реки - длинные и многоводные. Поскольку иных дорог часто нет, то сплав по рекам - лучший способ транспортировки древесины...» Фото сделано на реке Вятка.


В середине 20 века в Кировской области каждый год заготавливалось более 16 миллионов кубометров леса. Древесину отправляли на фабрики, стройки и заводы. 2 миллиона кубометров сплавляли по Вятке.


Сплавщики всегда тревожились: сколько времени будет паводок и успеют ли они сплавить плоты. Паводок в среднем длится 2-3 недели. Поэтому каждый день запрашивали новости из метеоцентра.


В газете «Речник Вятки» ветераны флота вспоминали:


- Когда дожидались большой воды - на рейдах кипела работа. Только успевай поворачиваться, нужно все плоты отправить, и чтобы они на место прибыли целыми. По пути к месту назначения плот очень легко было посадить на мель. На плотах круглосуточно дежурили люди. Если плот коснётся берега, то его уже никакими тросами не вытащить. Нужно знать Вятку как свои пять пальцев иначе плот «растащит» по пути.


Любопытный факт: в оперативных сводках с полей по радио говорили не только о том, когда начался сев, сколько вспахано и какие колхозы передовые, но и о том, что на Вятке начался сплав и плоты идут в районе, к примеру, Нагорска. К слову, Нагорск был самым северным рейдом (точкой), откуда начинали сплавлять древесину.


Там, где река была узкой, увязывали плот по 10 тысяч кубометров, затем к нему добавляли ещё 10 и уже в самых широких местах реки формировали плот по 40 тысяч кубометров древесины.


Кировский лес отправляли по Каме и Волге в Ульяновск, Волгоград, Астрахань и другие города. А сплавщиков отправляли самолётом домой, успеть за новым плотом, чтобы не ушла большая вода. Тех, кто водил плоты по Вятке, называли плотогонами.


Но не всегда лесосплав шёл по плану, например, большого паводка не было, вода быстро спадала, заготовленные с зимы плоты обсыхали. Их можно было транспортировать уже только следующей весной. Это приносило огромные убытки.


Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?


Кто срывал самый большой куш?


В сплаве древесины принимали участие работники лесозаготовительных производств и речники.


В Кирове было несколько специальных организаций. Одна из крупных, по документам Государственного архива политической истории Кировской области, была образована ещё до 1930 года.


В начале 30-х она получила название «Верхне-Вятская сплавная контора Северо-Восточного государственного промышленного треста «Севвослес». На балансе предприятия числились свои мастерские, ремонтные цеха. Контора занималась лесозаготовками и сплавляла древесину в Нагорске, в Чёрной Холунице, в Кирово-Чепецке, а в Кирове её ремонтные мастерские и базы находились в посёлке Вересники.


Эта контора несколько раз меняла название: Вятское производственное лесосплавное объединение «Вятлесосплав» объединения «Кировлеспром» в 1975 году, Открытое акционерное общество «Вятлесосплав» в конце 90-х. Предприятие просуществовало до 2001 года и продолжало заниматься лесозаготовками, пока не было признано по документам банкротом.


Речники для «погонки» плотов использовали специальные мощные буксиры, работали бригадами, часто без сна и без отдыха всё время половодья. В их послужном списке отмечалось не только то, сколько успешных навигаций на счету, а ещё и сколько успешно было сплавлено плотов.


Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?


Что на дне Вятки?


До 2004 года по Вятке местами ещё сплавляли лес, но не в таких объёмах, как в середине 20 века.


«Закат» вятского лесосплава как вида транспортировки древесины начался уже с конца 60-х годов прошлого века. Дело в том, что экологи забили тревогу. Вятка мелела и экология главного водоёма области необратимо изменялась.


Причина в том, что когда лес плывёт по реке «молью» (читай выше - молевой сплав), много древесины тонет и засоряет дно рек. «Топляки» гниют и выделяют вредные вещества. Гибнет флора и фауна. После активной работы экологов в Водный кодекс РФ были внесены изменения. Это коснулось статьи об использовании водных ресурсов для сплава древесины. Водный кодекс разрешал сплавлять лес только при условии, что тот, кто это делает, регулярно чистит водоём от «топляка», а молевой сплав и вовсе был запрещён.


В наши дни в Кировской области острая нужда сплавлять лес по рекам вообще отпала. Теперь дешевле вывезти его наземным транспортом. А российские учёные предлагают организовать новый бизнес - поднимать со дна рек затопленную там древесину. Они утверждают, что это уникальный строительный материал. Древесина, которая десятки лет выдерживалась в воде, минерализировалась и приобрела прочность камня.


Немного цифр: по данным ЦНИИ Лесосплава, о котором я писала выше, во время транспортировки по реке тонет до 1% сплавляемого объёма. Например, в Волго-Вятском бассейне, по предположению учёных, затоплено около 9 млн м3 древесины, в реке Енисей - 7 млн м3, в бассейне Оби и Иртыша - 6,5 млн м3. По предварительной оценке, от 30 до 50% затонувшей древесины можно использовать.


Фото: gapeenko.net, gaspiko.ru,kraeved.vp43.ru.

Использованы материалы:galsko.ru,jurinspection.ru ,rodnaya-vyatka.ru, lesprominform.ru

 
Все соцсети
Комментарии
20
 
Комментарии (20)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
polveka polveka
 
polveka polveka
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 09:30
Интересный материал. Лично видел подобные плоты в районе "спички" и Корчёмкино. В "корчме" мы ещё рыбачили с этих "бон". Азиаты ещё хотели почистить нашу Вятку от топляка, без оплаты, их выгода была в поиске и добыче морёного дуба со дна реки, но им отказали в этом мероприятии.
АЗ
 
Андрюха Золотов
Ссылка на комментарий 21 марта 2017, в 14:57
polveka polveka, сказки про азиатов. Легенда.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 10:25
Спасибо! Действительно, очень зрелищно. Действительно, ностальгия. Жаль, что не выделяют деньги на очистку рек. Вот уже и Вятка не полноводная, а в местах, где прошло мое детство, речка и вовсе превратилась в болото, там никто уже не купается. Наши управленцы считают, что Россия - страна богатая, подумаешь, еще одна река обмелеет.
polveka polveka
 
polveka polveka
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 11:15
Гость, у нас в и судоходства, к большому сожалению уже нет. А помните прогулочный речной трамвайчик Москва 166 который в питер потом продали ?
Машенька Медведева
 
Машенька Медведева
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 10:56
Мой брат успел ещё поработать на сплаве. Этот сплав останется в его мозге на долго! Ведь пока он получал адреналин, его без него женили!)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 15:31
Машенька Медведева, расскажите, очень заинтриговали.
Машенька Медведева
 
Машенька Медведева
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 16:22
Гость, до сплава познакомился с девушкой в другом посёлке. Девушка, не будь глупа, подговорила старших братьев своих и поехала с ними свататься к моему брату. Но он оказался на сплаве. Тогда они взяли его паспорт и подали заявление в загс без него. Когда брат вернулся, до свадьбы осталось совсем мало, пришлось срочно готовиться к ней. Да и хороший заработок со сплава пригодился!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 19:04
Машенька Медведева, так он значит не против был? И как? Хорошо живут?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 11:33
Это действительно очень зрелищное явление! Целая философия людей, которые работали на сплаве, боролись с трудностями и опасностями.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 15:55
Сплавники жили прямо на этих плотах, у них были там шалаши, кушать они готовили себе, костры прямо на плотах разводили.
sunny Юрий
 
sunny Юрий
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 16:51
Эх, целую отрасль экономики загубили. Дерьмократы! Кто сейчас занимается лесным вопросом? Никто! А - это было от семечка до готового продукта: кругляка, доски, изделия из дерева. Лесосплав. Знают только понаслышке, да из публикаций. Говорите плоты начинали формировать зимой? Не правда! Их начинали собирать уже после того, как уйдёт большая вода. А ПЛОТ собрать - ЭТО целая наука! И как ЕГО проплавить к месту назначения - тоже наука. Были грамотные спецы. Сейчас - ИХ нет и на то даже и не учат! Реки и речки приходят в запустение, ИХ не чистят, за ними не ухаживают. Вот в статье сказано, что лес предварительно сушили. Не правда, просто за счёт более лёгких пород, типа ели, брёвна держались на плаву. У сосны и берёзы плотность около 1,0 сразу может утонуть, берёзовые плоты разбавляли осиной. Сплав древесины - ЭТО целая философия, которая на Вятке и в других регионах УЖЕ безвозвратно утрачена! Я помню молевой сплав и воду из Вятки можно было пить, не боясь отравлений. Сейчас же не сплава, не ХИМИИ с полей нет, а пить даже хлорированную воду с Вятки ОПАСНО для жизни! Парадокс! Реки и речки засрали, как и города, человек, видимо, враг себе, и ЭКОЛОГИЯ его мало интересует. И - до коль ЭТО будет продолжаться?
polveka polveka
 
polveka polveka
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 17:07
sunny Юрий, познавательно и интересно.
sunny Юрий
 
sunny Юрий
Ссылка на комментарий 20 марта 2017, в 19:44
polveka polveka, Так я в лесопромышленном комплексе почти все стадии прошёл, и почти вся жизнь связана с лесной промышленностью. И - шишки собирали, потом их сушили, семечки доставали, потом посевом занимались, было своё тепличное хозяйство. Заготавливал лес, сортировали по качеству, по породам, делали плоты, отправляли их, занимался переработкай древесины, мебельным производством, работал в КирНИИЛПе, в Кировлеспроме. Так что лесопромышленный комплекс знаю не понаслышке!
АЗ
 
Андрюха Золотов
Ссылка на комментарий 21 марта 2017, в 15:05
sunny Юрий, о! Коллега! У меня мама лесничеством командовала. Мы на каникулах у нее работали. Веники заготавливали и сосенки окучивали.
sunny Юрий
 
sunny Юрий
Ссылка на комментарий 21 марта 2017, в 17:42
Андрюха Золотов, А в лесхозе я работал инженером по Охране и защите леса.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 апреля 2019, в 17:33
Автор сам себе противоречит:древесина в воде гниет,и в то же время -ценный строительный материал?Раньше русло Вятки чистили и углубляли,а сейчас от Нагорска до Кирова можно пешком по отмелям пройти!Ветеран Вересников Вова Баев.
АЗ
 
Андрюха Золотов
Ссылка на комментарий 21 марта 2017, в 15:02
Первая запись в моей трудовой книжке: сортировщик древесины. Лес который сплавляся по Вятке попадал на биржу завода. На свежем воздухе, в любую погоду с багром в руках. Мне 17 лет было а получал как мои родители вместе взятые.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 марта 2017, в 19:52
МВНР Уважаемая Ольга. Материал интересный. На приведенных снимках только один вятский плот. Есть неточности. Специальных судов не было. Мощными пароходами два плота друг за другом не водили. Плотогоны находились в конце плота на матке. Стоял там сначала трактор, затем ЗиЛ, которые поднимали многотонный лот,таким образом управляли плотом. В конце плота обязательно находился пароход или катер. И т.д. Мое хобби 70 -80 годов фотографирование колесных буксиров. Обычно они концентрировались на лесосплаве. Самое выгодное место съемки - речной порт, набережная до моста. Мои фотографии выложены на форуме Речной флот на Вятке. Лес сплавляли по Маломе, Пижме, Кильмези. Пониже Донаурова плоты сплачивали в более крупные возы. Из других параходств привлекались до десятка судов. Вятских около 25 единиц. Интервал движения плотов у Кирова однажды был меньше часа. Пароходы снабжались мазутом судами Волготанкер. Пароход Быстрый этого пароходства постоянно был приписан на реке. 87 году он завершил эру пара на Вятке.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 23 марта 2017, в 15:11
Молевой сплав на реке Вятке, был очень опасен для моторных лодок и при купании в реке. Сам однажды хотел уже нырнуть с бонов в реку, но замешкался, и это возможно спасло, через секунду из-под воды вынырнуло огромное бревно плывущее вертикально, погружаясь и выныривая как поплавок. А в другой раз, ночью на моторке налетели на такое же бревно. Хорошо, что запретили такой сплав бревен, хотя по отзывам рыбаков,- в Вересниках раньше, когда до середины реки были сплошь плоты, крупной рыбы было больше.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 апреля 2019, в 17:38
Рыбные места-Лесозавод,Лесобаза,Гортоп в Вересниках!И не только на плотах,а и на сортировочной сетке(бонах).А в двориках,где лебедками бревна поднимали из реки на штабели было много рыбки!Вова Баев из Вересников.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!