Киров спортивный Киров в лицах Эксперименты Подкасты Красота и здоровье Кружки и секции Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Кировский автовокзал: успели сдать к юбилею революции, но что-то пошло не так

Автор:
10 февраля 2017, в 11:02
Просмотров: 4381

Когда в Кирове было две автостанции? Почему новый автовокзал называли «стеклянным домом» и за что приёмная комиссия оценила здание на «отлично»? Читайте в нашем блоге.

В 2017 году здание автовокзала на улице Горького будет отмечать свое 50-летие. За полвека автобусные «ворота» города несколько раз подвергались ремонту и реконструкции. Давайте заглянем на полвека назад, в день его открытия, и разберёмся в ошибках строителей.


Две автостанции на разные направления


Еще до 1967 года в Кирове было две точки отправления автобусов по междугородным рейсам. Один автовокзал находился на Хлыновке - район перекрёстка улиц Ленина и Милицейской, недалеко от железнодорожного переезда. Оттуда автобусы ходили в сторону Кирово-Чепецка, Нововятска и Советска. Кировчане вспоминают, что сначала здание автовокзала было похоже скорее на фанерную будку. Его вряд ли можно было назвать «воротами города».


Другая автостанция находилась на перекрёстке улиц Коммуны и Большевиков (сейчас Московской и Казанской). Здесь в парке у Спасского собора кировчане ожидали своих рейсов в Слободской, Нижне-Ивкино, Халтурин (сейчас - Орлов), Котельнич, Бахту и село Русское.


Кировский автовокзал: успели сдать к юбилею революции, но что-то пошло не так


Социалистические обязательства. Что это такое?


К кировскому автовокзалу это понятие из советских времён имеет прямое отношение. Социалистические обязательства — это такое средство коммунистического воспитания. У Советского государства были определённые плановые задачи. Их ставили «сверху». А «снизу» трудящиеся брали на себя обязательства по достижению этих задач, поставленных государством. Часто очень нереальные и завышенные. Проще говоря, люди были готовы работать сверхурочно, чтобы сделать невероятные вещи в срок или даже раньше положенного. Отсюда и соцсоревнования между трудовыми коллективами.


Строительство здания автовокзала на Горького попало в перечень таких соцобязательств.


Автовокзал начали строить в 1964 году. Приближался праздник - юбилейный год победы Октябрьской революции. Строители обязались сдать автобусные «ворота» города к 7 ноября 1967 года.


Чтобы зафиксировать успехи строителей и других организаций, которые к празднику принимали участие в социалистических соревнованиях, в «Кировской правде» появилась специальная рубрика «К юбилею Великого Октября». Там целый год описывались достижения кировчан по воплощению намеченных планов.


Открытие «стеклянного дома»


Всё получилось. К 7 ноября недалеко от железнодорожного вокзала появился «стеклянный дом».


2 ноября газета «Кировская правда» сообщала: «Над его фасадом ярко светится большая буква «А». Это новый автовокзал. Отсюда будут ходить автобусы в разные районы области. Здесь уже почти всё готово к приему пассажиров. Маляры закончили отделку стен и потолков. Электрики установили на площади у здания опоры освещения и зажгли светильники.


Через широкие двери входим в зал. Здесь много воздуха и света. Окна до самого потолка. Стены облицованы древесностружечными плитами, пол мозаичный. Весёлые тона окраски радуют глаз».


Кроме этого, во всю стену зала ожидания была нарисована карта автобусных маршрутов области. На тот момент их было более 30. Открылись две билетные кассы, справочное бюро, камеры хранения и узел связи.

Была оборудована комната матери и ребёнка, медицинский пункт, буфетный зал с кухней и холодильной установкой.

Посадочная платформа была забетонирована. Были предусмотрены специальные площадки для подачи автобусов с металлическими ограждениями.


Вокзал построил коллектив стройуправления ТЭЦ-4.


«В ближайшие дни движение автобусов начнётся от нового вокзала. От него же будут производиться посадки в автобусы, следующие в Слободской, Кирово-Чепецк, Белую Холуницу», - сообщалось в газете.


Вокзал торжественно открыли 7 ноября. Все автобусные рейсы с двух автостанций теперь сфокусировались в одном месте.


Комиссия при приёмке здания поставила оценку «отлично».


Кировский автовокзал: успели сдать к юбилею революции, но что-то пошло не так



Сюрпризы «стеклянного дома»


Через год сотрудники автовокзала набрались смелости и отправили в «Кировскую правду» письмо с жалобами. Выяснилось, что проблемы в новом здании начались сразу после его открытия:


«В камере хранения и диспетчерской сгорела электропроводка. Канализация работает плохо. В первый же день эксплуатации обнаружилась течь в отопительных приборах. Штукатурка в ряде помещений осыпается, в подоконных досках трещины. Некоторые деревянные коробки плохо закреплены. С дверных полотен отлетает шпаклёвка с покраской.

Кассирам со своих рабочих мест приходится выходить «по-пластунски» - таковы проходы. А самое главное — это отопление. Если в административно-хозяйственных и подсобных помещениях температура 25-30 градусов, а то и выше, то в зале ожидания - как на Северном полюсе. Мёрзнут кассиры, работники справочного бюро, почты, киоскёры и пассажиры. Разве это порядок?» - сокрушались сотрудники автовокзала.


Под этим письмом подписались старший диспетчер, старший кассир, дежурный по вокзалу и ещё десять специалистов.


Журналисты стали разбираться в проблеме. Оказалось, что Областное транспортное управление в своё время заключило договор со строительным управлением ТЭЦ-4 на возведение этого здания.


Общестроительные работы были выполнены, но от монтажа калориферной установки для обогрева воздуха в залах строители отказались. В ТЭЦ-4 просто не было таких специалистов. Поэтому транспортному управлению пришлось искать подрядчиков на стороне. За дело взялись монтажники ПКТБМаш (Проектно-конструкторское технологическое бюро машиностроения).


На Кировском мебельном комбинате были изготовлены кассовые отделения. Сделали добротно, вот только не продумали входные двери таким образом, чтобы можно было зайти и выйти, не нагибаясь под барьерной доской. Мебельщики для надёжности намертво заделали доску в стену.


С вокзальными часами вообще творились чудеса. Их в здании было развешано по стенам около десяти штук. Но все они показывали разное время, и как ни пытались сотрудники синхронизировать «часификаторы», ничего не получалось. Часы монтировала ещё одна сторонняя организация.

«У семи нянек дитя без глазу», - пришёл к выводу журналист «Кировской правды».


Подняли акт сдачи-приёмки, чтобы посмотреть, какие недоделки увидела комиссия. Их в списке оказалось немного. Требовалось ещё раз прошлифовать мозаичные полы и перекрасить стену. Эти недочёты устранили ещё в юбилейном году.


Письмо сотрудников автовокзала было направлено строителям ТЭЦ-4. Начальник предприятия обещал исправить огрехи.


Обнаружилась ещё одна интересная особенность «стеклянного дома». Заказчик взял проект, разработанный для южных районов страны. Его привязали к местным условиям и понадеялись на дополнительные обогревательные приборы.


Действительно, через несколько месяцев после этих «разборок» на автовокзале установили дополнительные «змеевики» отопления. Калориферная установка получила новый, более мощный, электродвигатель. Но этого для нормального температурного режима в зале ожидания оказалось недостаточно.


Журналисты «Кировской правды» задали приёмной комиссии вопрос: «Не ради ли победного рапорта был подписан акт приёмки автовокзала в эксплуатацию? Да ещё и оценку поставили «отлично». Вопрос прямого ответа не получил. Да и не принято было в то время выносить внутренние проблемы в плоскость публичного обсуждения.


Кировский автовокзал: успели сдать к юбилею революции, но что-то пошло не так


Комиссия подкинула проблем


На протяжении 50 лет строители исправляли недочеты «южного» здания автовокзала. За это время его перестраивали, ремонтировали, реконструировали.


В конце 80-х годов были благоустроены посадочные платформы. Над ними появилась крыша.

5 лет назад были вновь отремонтированы внутренние помещения, залы и справочная, кабинет дежурного администратора.


Фасад обновляли около двух лет назад. А в прошлом году здесь появился инфомат для туристов.


Взрослые кировчане говорят, что здание современного автовокзала и его внутреннее устройство значительно отличается от того, что было сдано в 1967 году.


По материалам газеты "Кировская правда".

Фото: kirovnet.ru, gaspiko.ru.

 
Все соцсети
Комментарии
13
 
Комментарии (13)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 09:38
Первый автовокзал был на перекрёстке Ленина - Блюхера ( фото). открыт в конце 50 х.
polveka polveka
 
polveka polveka
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 12:15
Гость, есть фото этого места. Помнится на этом перекрёстке, кстати не блюхера, а милицейская_ленина - была диспетчерская, узловая городских автобусов. В 90е там ради экспиремента пустили несколько пригородных, но идея не удалась и долгое время от туда ходили 3-ка, 21-й, 14-й, 18-й и ещё вроде некоторые. Но вот что там был ранее автовокзал - не слышал таку информации ни разу. Может Ольга пряснит и фото материалы покажет из архивов?
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 16:47
Гость, подтверждаю, был в аккурат за ж/д переездом первый автовокзал ул. Ленина и ул. Блюхера. Ссылка на фото правильная, шлагбаум на снимке хорошо заметен, а ж/д ведёт вниз к реке с развязкой на лесобазу и, бывший тогда, речной порт. Что касается автотранспорта автовокзала, то на половину были "пазики"(коробочка в народе) и, так называемые, грузотакси, это ГАЗ-51, с обтянутым сверху брезентом и высоким задним бортом с дверкой. В кузове скамьи вдоль бортов и за кабиной для пассажиров, а по средине на полу места для груза и вещей. Пришлось в детстве испытать и такой вид пассажирского транспорта из Нолинска в Киров летом в самую жару, а "трассы" тогда в основном были песчано-гравийные...
sunny Юрий
 
sunny Юрий
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 19:30
Леонид Иванович, Было дело, к нам ходили такие ГРУзо такси. Встояка ездили, сколько народу набьётся, иначе - пешком иди 51км!
Леонид Иванович
 
Леонид Иванович
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 21:44
sunny Юрий, будучи юношей, ездили с другом на соревнования по спортивному ориентированию в Боровицу с ночёвкой в палатке 2-х местной, в которой разместились на ночь в 6-ом с девушками, где малейшее наше шевеление расценивалось ими, как посягательство... и тут же следовала отмашка тяжёлым фотоаппаратом в футляре на ремешке. Проведя бессонную ночь, утром вышли на старт и набегали за день ровно столько, сколько указано в комменте(51км!). Вечером за участниками соревнований приехали свои грузовички, а мы прибыли рейсовым и таким же рейсом должны были уехать(ходил один раз в день). На остановке к нам ещё присоединились 12 девушек из швейного объединения "Заря", но на автовокзале, видимо, о нас забыли, и транспорт не пришёл... И вот мы с другом, навьюченные рюкзаками и палатками дополнительно от девушек из "Зари", отправились в путь из Боровицы до Макарьевской развилки. В 23 часа добрались до остановки на 3-ку, где и сбросили груз. Был полный стояк от ступней, включая шею и туловище! Мы добрались, но расставались, 16 прекрасных девушек и двое парней!!!
sunny Юрий
 
sunny Юрий
Ссылка на комментарий 12 февраля 2017, в 07:19
Леонид Иванович, Да уж, ох эти девушки! Ведь под одним то одеялом спать комфортнее, и место в палатке экономится и теплее. По спортивному ориентированию у нас командовала Богданова Лариса Афанасьевна и муж её Геннадий Иванович, ныне покойный. Я представляю как вам тогда досталось.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 10:02
В 1991 году, Главой Администрации г. Кирова стал Михеев А. М., он хотел перенести автовокзал с ул. Горького. На Производственную, в бывший "Дом Техники" тем более и территория была вполне подходящая, но нелепая смерть помешала его планам. После его смерти, его сменил Клевачкин Е. А. в 1994 году, бывший секретарь Первомайского РК ВЛКСМ, ( сейчас живёт в Болгарии). Не" мудрствуя лукаво", "подарил" это место под Авто рынок.
polveka polveka
 
polveka polveka
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 12:20
Гость, да было такое. Но после Клевачкина, Шаклеина - это место досталось танкисту Быкову и мало того, чтоб делать для города и его жителей, он всё сделал в своих корыстных отношениях, распродав в округе все земли под автосалоны, мойки, ТЦ и заправки. По утверждённым планам, возможно что и автовокзалу, там должна была появиться клеверная транспортная развязка, а что в итоге - ежедневная огроменная пробка. МЭР города - мы тебя не видим и не слышим !!! Исправляй ситуации своих предшественников !!!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 14:56
Сомнительно, что с южного вокзала ездили на Советск. Туда раньше ездили через Халтурин и Котельнич, через старый мост.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 19:15
Вообще то теперешний автовокзал очень удобно расположен:с вокзала и на автостанцию,никуда не надо ехать.Все под рукой.Да еще и на все направления с одного места.Спасибо тем,кто его проектировал и строил.
Byldakova Dgylia
 
Byldakova Dgylia
Ссылка на комментарий 11 февраля 2017, в 19:16
Гость,
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 февраля 2017, в 09:17
Сейчас мало кто помнит, что в конце 70-х жители соседних с автовокзалом частных домов стали обращаться в суд с исками нарушении их прав в связи с сильной загазованностью от автобусов. приезжающих на автовокзал. И добились=таки своего, им предоставили другое жильё, а дома снесли. При строительстве вокзала была нарушена санитарно-защитная зона.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 февраля 2017, в 09:54
Кто лучше знает о старой автостанции? Если я жил с 1959 года ( заехали в новый дом по Ленина № 141) и прожил до 1981 года. Этот дом до сих пор стоит и там живут. Хотя по плану его нет. А ещё раньше на этом месте был дом моего деда и бабушки, здесь родилась моя мать, я и мои дети.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ