Киров спортивный Киров в лицах Эксперименты Подкасты Красота и здоровье Кружки и секции Песочница
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Автор:
6 октября 2016, в 17:30
Просмотров: 4900

Почему строители называют Старый мост экспериментальным? Как Новый мост помирил губернатора и главу города? Об этом в нашем историческом блоге.

Мост – это для нас так обыденно. Вряд ли кто-то, проезжая по Старому мосту, задумывается, как он был построен и какие тайны скрывает. На самом деле, это сложное инженерное сооружение было возведено инновационным для своего времени методом, и служит нам верой и правдой уже более пятидесяти лет.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Фото из газеты «Кировская правда»


Но для начала предлагаю вспомнить мосты через Вятку, которые использовали горожане в прошлых веках.

Умеренный сбор за переправу


В самом начале нашим предкам для переправы через Вятку хватало нехитрых плавучих средств. Но к XVII веку жители города Вятки стали жаловаться своему градоначальнику на неудобства. На противоположном берегу развивалась слобода Дымково, с ней нужна была тесная транспортная связь. Горожане переправлялись через реку на лодках и паромах. Городская управа за это брала деньги.


В конце XVIII века в год за переправу вятская казна собирала до пятисот рублей – крупная сумма по тем временам. С учётом того, что за 10 рублей можно было купить большую рубленую избу, а в Вятке тогда жило не более четырёх тысяч человек.


Власти видели недовольство простых жителей и стали просить у царского правительства разрешение на постройку плавучего моста. Разрешение получили только в начале XIX века. Кроме того, в царском указе, присланном в Вятку, говорилось, что с каждого проезжающего или проходящего нужно установить «умеренный сбор». «Вятские ведомости» сообщали, что за переправу по плавучему мосту взималось по одной копейке с лошади, цена за повозку могла достигать четырёх копеек.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Сезонный мост


Обычно плавучие сооружения строились летом сразу после того, как пройдёт паводок. Мост сооружали на специальных плотах. Историки утверждают, что строили эти мосты на Вятке в нескольких местах: в районе улицы Спасской, Раздерихинского оврага и лесобазы в Вересниках. На зиму мост разбирали.


В конце XIX века через Вятку был построен деревянный мост. Он стал для города приличной статьёй затрат. Каждый год конструкцию нужно было реставрировать. В начале XX века ежегодный ремонт и содержание моста обходились городской казне в 65 тысяч рублей. И так продолжалось до 50-х годов прошлого века.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?


Как в Кирове «напрягли» бетон


Строительство капитального моста через Вятку начали в 1957 году. Проект был разработан институтом «Гипрокоммундортранс». Для места постройки искали пониженный берег. Вот здесь и подошёл район Луковицкого оврага улицы Профсоюзной. Улица была значительно расширена. Из второстепенной она превратилась в оживлённую магистраль.


В справочнике «Город Киров» от 1959 года говорится, что мост строился с наклоном к правому берегу. Между посёлком Красный Химик и слободой Дымково сооружалась дамба длиной два километра.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Теперь немного цифр: Сметная стоимость моста – 49 миллионов рублей. Длина – 535,2 метра, ширина – 16,5 метров, наибольшая высота от уровня летней межевой воды – 23 метра. Во время строительства уложено 15,9 тысячи кубометров бетона, 51,6 тысячи кубометров асфальтобетона, 206,6 тысячи кубометров грунта в насыпь дамбы, 2,2 тысячи тонн металлоконструкций. Фундаменты опор ушли в глубину грунта русла реки на 11 метров.


Мост строили сразу несколько организаций: Мостопоезд №452, трест «Домострой». Другие городские предприятия не остались в стороне и принимали участие в стройке.


По традиции тех лет, строители моста взяли на себя повышенные обязательства, сдача стратегически важного объекта была запланирована на 1963 год, но они пообещали его сдать в 1961 году.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Обогнать план на два года – это так по-советски. В газете «Кировская правда» от 1961 года начальник строительной бригады сообщал, что мост является экспериментальным.


– Это первый из крупных мостов, сооружаемый из предварительно напряжённого железобетона. Впервые в практике отечественного мостостроения наш коллектив осваивал новую технологию строительства таких сооружений методом навесного бетонирования. В ходе работ нам пришлось столкнуться с рядом трудноразрешимых проблем. А это отняло много времени», – сообщил бригадир корреспонденту «Кировской правды».


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Что такое «предварительно напряжённый бетон»?


В «Кировской правде» в погоне за сенсацией писали, что такой мост в стране строится впервые. Историки считают, что здесь есть доля хвастовства. В те времена в СССР активно внедрялась технология строительства из преднапряжённого железобетона. Только на момент возведения моста в Кирове в стране было построено около двух сотен мостов по этой же технологии, но длиной от 10 до 30 метров.


После Великой Отечественной войны нужны были инновационные материалы и высокие темпы строительства.


Преднапряжённый железобетон – это строительный материал, который устойчив к трещинам, прочен и может перекрывать большие пролёты. Чтобы «преднапрячь» бетон, нужно натянуть арматуру из прочной стали, уложить на неё бетонную смесь и после схватывания бетона ослабить натяжение. Бетон получается сжатым, выдерживает большие нагрузки и растяжения.


К тому же железобетонные конструкции гораздо дешевле, чем металлические. Металлу ещё нужна очистка от ржавчины, грунтовка и окраска.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

17 октября 1961 года по мосту через Вятку в Кирове было открыто рабочее движение, хотя машины экстренных служб уже ездили через мост.


Строители моста не смогли выполнить свои обязательства – построить мост на два года раньше намеченного срока. Инженерное сооружение официально открыли 8 апреля 1962 года.

Новый мост стал магистралью, которая соединила город с его заречной частью.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?

Пойдём в объезд


С середины XX века наш город активно строился, за хрущёбами начали расти каменные пятиэтажки с новой планировкой, а за ними – девятиэтажные «свечки». Кирову требовалась объездная автодорога, чтобы большегрузы с продуктами и промтоварами могли проезжать мимо центра и не портить асфальт на кировских улицах.


Для этого важного стратегического и экономического шага – развитие транспортной инфраструктуры – требовалось возведение второго моста. Место ему определили в районе слободы Филейки. Строительство началось в 1986 году. Мост возводили с перерывами более десяти лет.

Краевед Анатолий Хохлов рассказывал такую байку о Старом мосте: «Спрашивают: Где самый длинный мост в Советском Союзе? Отвечают: Самый длинный в Кирове. Его пять лет строят!». Новый оказался ещё «длиннее».


Для строительства моста был вырыт огромный котлован на Филейской горе на месте лыжного спуска. Несколько десятков садовых участков перенесли, засыпали выход реки Курьи в Вятку. После этого небольшая речка превратилась в стоячий водоём.


Режиссёр Марина Дохматская вспоминает, что строить мост начали при Василии Десятникове, который в то время был секретарём Кировского облисполкома, по сути, главой области.


– Строительство в регионе было для него главной задачей. Ему довелось руководить областью в тяжёлое время: перестройка, путч, задержки пенсии, безработица. Именно он начинает строительство Нового моста и объездной дороги. Когда Василий Десятников покинул свой пост, дела, начатые им, были продолжены, – вспоминает Марина Дохматская.


Многие кировчане помнят эту масштабную стройку и согласны с тем, что причиной долгого строительства была экономическая обстановка в стране. В конце XX века вошло в обиход слово «долгострой». Власти пытались придумывать разные выходы из ситуации.


Валерий Саблин, бывший первый заместитель главы администрации Кировской области, который в то время отвечал за дороги и транспорт в регионе, рассказывает, что была мысль сделать Новый мост платным.


– Был пример привлечения частного капитала в строительство Нового моста, который можно было бы сделать платным. Как только частный инвестор узнал о сроках и суммах, у него сразу пропал интерес. Удовольствие это очень дорогое. Нужно ещё обеспечить наличие альтернативных направлений – у владельца транспортного средства должен быть выбор.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?


Новый мост строили компании «Мостоотряд-46», «Строймит» и другие подрядные организации. На тот момент уже применялись европейские технологии строительства, современные материалы. Это гарантировало Новому мосту сто лет без капремонта. По крайней мере, так обещали строители в 1998 году на открытии объекта.


Сейчас кировчане считают строительство этого моста главным достижением 1998 года. Газеты и журналы того времени пестрят публикациями с громкими заголовками: «Живи, красавец-мост», «12 лет мы прожили недаром» и так далее.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?


Любопытная история. Владимир Сергеенков, губернатор области, и Василий Киселёв, мэр города, в те времена друг друга недолюбливали.


Якобы Киселёв нецелесообразно тратил деньги из бюджета города, и документально за них не отчитывался. «Бюджет областного центра непрозрачен. Невозможно понять, куда деваются деньги», – так во всеуслышание на заседаниях правительства заявлял начальник областного финансового управления Алексей Помаскин. Киселёв предоставил документы и даже ответил по поводу расходования городского бюджета через газету «Вятский наблюдатель».


19 октября 1998 года состоялось официальное открытие нового моста через Вятку, хотя по мосту уже ездили. На торжественном мероприятии Владимиру Сергеенкову и Василию Киселёву пришлось стоять вместе и на время забыть о разногласиях.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?


Интересный факт, который заметил кировский журналист Евгений Пятунин.


– Забавно, что интеллигент Сергеенков всю свою трудовую жизнь проведший в кабинетах, носит пролетарскую кепку. А мужиковатый Киселёв, в молодости работавший механиком теплохода, носит шляпу.


Строителям моста тогда оказали особые почести – пригласили в горадминистрацию, где официальные лица вручили им почётные грамоты и благодарственные письма.


В Кирове появился ещё один мост длиной 560 метров, шириной 24 и высотой над уровнем воды в пик половодья не менее 12 метров. Ограничения грузоподъёмности практически отсутствуют. Сразу после возведения его стали называть «Новым». А тот, что от улицы Профсоюзной, «Старым». В «Вятском наблюдателе» от октября 1998 года читаем: «Старый и изрядно расшатанный мост после ввода Нового планируется закрыть на ремонт, с частичным ограничением движения».


На ремонт Старый мост закрыли только в 2007 году, по нему было организовано реверсивное движение. Новый мост принял большую часть машин и стал единственной полноценной переправой через Вятку в районе города.


Кировские мосты: какой самый длинный – Старый или Новый?


Вопрос строительства третьего моста в нашем городе обсуждается уже более пятнадцати лет. Инженерное сооружение и транспортный обход, по задумкам строителей, должно соединить областной центр, Кирово-Чепецк и Слободской. Официального подтверждения этим планам городские и областные власти пока не дают. Может быть, третий мост станет самым «длинным» в истории нашего города?


На главном фото – строительство Нового моста.

Использованы фото из открытых источников.

 
Все соцсети
Комментарии
12
 
Комментарии (12)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
Константин Шулятьев
 
Константин Шулятьев
Ссылка на комментарий 6 октября 2016, в 17:36
Надо строить еще один или не один мост!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 октября 2016, в 20:34
Любопытно, а чего не написали по какой технологии строили новый мост?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 6 октября 2016, в 21:39
Когда после постройки Нового моста вьезжали в город, то казалось, что это самая крутая, самаяурбанистическая магистраль. Горят огни, вдали освещенные городские проспекты, очень впечатляет.
ОЛ
 
Ольга Ляпунова
Ссылка на комментарий 7 октября 2016, в 14:01
Я тоже помню это впечатление от ночного города, когда въезжаешь вечером в него по Новому мосту.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 октября 2016, в 17:01
Уважаемая Ольга. Есть неточность. 2007 году при ремонте старый мост не закрывался. Ограничились реверсивным движением. Полное закрытие моста было 1983 году. Силами саперной части из Слободского последний раз собран временный мост. Мост считается аварийный, эксплуатация с ограничением грузоподъемности. Тем не менее Великорецких Крестный ход проходит без ограничений.
ОЛ
 
Ольга Ляпунова
Ссылка на комментарий 9 октября 2016, в 08:05
Гость, большое спасибо за уточнения, в тексте чуть подправила. Очень интересный факт про 1983 год. Я думаю, читателям будет любопытно почитать ваши дополнения!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 октября 2016, в 21:30
Дополнения. Старому мосту с самого начала не повезло пуском ДСК в заречной части города. В три смены курсировали по мосту 20 тонные панелевозы. По памяти, общая площадь панельных домов в городе составила 6 миллионов квадратов. Первый пролет от города просел, видно сбоку. 83 году реконструкция затронула дорожное покрытие. Убрано наслоение асфальта, гранитные бордюры заменены металлическими ограждениями. Цель уменьшить собственный вес моста. Ремонт затронул другие элементы конструкции. По печатной информации в 2007 году проведена гидроизоляция дорожного покрытия. Заменены или дополнены силовые элементы, которые создают предварительное напряжение железобетона. Про паломников. Расчетная людская нагрузка 400 кг. на квадратный метр. 5 тонн на погонный метр. На базе КАМАЗа 10 метров - 50 тонн. В пешем строю расчетную нагрузку уменьшаем в 2 раза. Со скоростью пешехода по мосту проходит сплошная цепочка груженых грузовиков. Кажется, 83 году были заменены светильники.
ОЛ
 
Ольга Ляпунова
Ссылка на комментарий 10 октября 2016, в 09:39
Спасибо, Гость, за дополнения! Видела внутренности старого моста при реконструкции в 2007 году, там действительно натянуты стальные тросы были, это очень интересно видеть мне, человеку, без инженерного образования.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 октября 2016, в 03:47
Скорей всего, Ольга, вам показали первый пролет. Тогда речь идет о предохранительных мероприятиях с применением троса, а не ремонт. Кстати, видел аварийное состояния моста Слободском. Его строили сразу после кировского. Там за исключением судоходного пролета применен сборный железобетон. Северная часть полосы движения пролета в середине моста надломилась, движение происходило по другой полосе. Вероятно, напряженный бетон будет использован на путепроводе на Пруды, все ажурные эстакады дорожных развязок мира из него. Не зевайте, интересный объект. Не слышно как там идут дела.
ОЛ
 
Ольга Ляпунова
Ссылка на комментарий 11 октября 2016, в 11:54
Гость, Это было во время ремонта. Мы вместе с оператором, с камерой, с микрофонами лазили во внутрь моста, но какой это был пролет, уже не помню сейчас. Картина была эффектная. Мы остались весьма довольны отснятым материалом)))
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 3 марта 2017, в 20:39
"Использованы фото из открытых источников". Ольга Ляпунова слизала мою заметку в ЖЖ - Город Киров. Старый мост. - Fra Евгений. И даже процитировала часть из другой моей заметки, но назвала меня Евгением Пятуниным! ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 3 марта 2017, в 20:49
Ольга Ляпунова, учитесь писать заметки СВОИМИ СЛОВАМИ. Можно использовать факты из разных источников, но писать надо своими словами, а не слизывать с точностью до запятой. Можно использовать чужие фотографии, но надо по возможности указывать источник снимка и и их автора!
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ