Шерлока Холмса в исполнении Василия Ливанова даже англичане считают самым правдоподобным и соответствующим образу...
История нашего знаменитого сериала про Шерлока Холмса и доктора Ватсона
началась со сценария. Юлий Дунский и Валерий Фрид однажды пришли на
«Ленфильм» в творческое объединение телевизионных фильмов и положили на
стол главного редактора Аллы Борисовой сценарий, который не заказывал.
Это была их личная инициатива - экранизировать два ранних произведения
Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и «Пёстрая лента»
Игорю
Масленникову, который не был большим поклонником детективной литературы
этот сценарий понравился. Понравился тем, что он имел одну важную
особенность. Он назывался «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Основная
ошибка двухсот фильмов, снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем
мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. Несмотря на
то, что все рассказы о Холмсе написаны будто бы Ватсоном, в фильмах он
незаслуженно оказывается за кадром. При этом исчезает парность
персонажей. Масленников заметил, что на Ватсона действительно мало
обращают внимание. В сценарии Дунского и Фрида ему понравилось именно
то, как поразительно точно и с иронией были выписаны взаимоотношения
двух человек. Ватсон стал интересным, живым. Именно поэтому он решил
взяться за постановку.
Самым
сложным этапом оказалось утверждение исполнителей на главные роли.
Холмсом Масленников хотел снимать с самого начала Василия Ливанова, с
которым он работал на своём предыдущим фильмом "Ярославна - королева
Франции", где Василий Борисович играл рыцаря Бенедиктуса.
Фотопробы Василия Ливанова на роль Холмса
Но
выбор приходилось отстаивать - о Ливанове не хотели даже слышать и
настоятельно рекомендовали поискать другого актёра, например Олега
Янковского, Сергея Юрского, Александра Кайдановского
Фотопроба Александра Кайдановского на роль Холмса
Но
на помощь Масленникову пришёл современник Конан Дойла, первый
иллюстратор рассказов о Шерлоке Холмсе Сидни Эдвард Пэджет. Фотопробу
Ливанова сличают с рисунком начала XX века и сомнения отпадают.
В
судьбе доктора Ватсона сыграет роль тоже фотография, но уже другая.
Дело в том, что за 100 лет существования этого персонажа, никто не
задумывался как он выглядит. Так, в лондонском музее Ватсон самый
разный: толстый, тонкий, с усами, с бородой, в очках, без очков, рыжий,
черный, лысый, то есть никакой. Он как бы неуловим. Когда режиссёр
предложил на его роль Виталия Соломина, над ним даже чуть не начали
смеяться - в Соломине никто не видел англичанина. Как он с такой русской
курносой физиономией будет играть англичанина. На фото пробы пригласили
других актёров: Олега Басилашвили, Александра Калягина, Юрия
Богатырёва, Леонида Куравлёва. Но тут Масленников в актёрском отделе
«Ленфильма» обнаружил фотографию Виталия Соломина с наклеенными
английскими армейскими усами. Споры тут же иссякли. Сходство Соломина с
самим сэром Артуром Конан Дойлом поразило всех
На
этих фотопробах в 1979 году Василий Ливанов и Виталий Соломин
встретятся впервые. Как и их персонажу они стали добрыми друзьями и
сохранили эту дружбу на всю жизнь. Василий Ливанов в одном из интервью
называл это одним из слагаемых успеха фильма. Настоящую дружбу сыграть
невозможно, говорил он. Чтобы зритель в неё поверил, партнёры на самом
деле должны были быть друзьями.
Ливановы и Соломины на даче за чаепитием, 1982 год (фото В. Завьялова)
Для
миссис Хадсон Масленников искал интеллигентную пожилую женщину, которая
могла бы быть кем угодно - англичанкой, француженкой, голландкой,
русской. Пробовались разные актрисы: Евгения Ханаева, Любовь
Добржанская. Но именно в Рине Зелёной, которой на тот момент было почти
80 лет, он увидел то что искал. Её тоже не хотели утверждать на роль.
Говорили, что она уже в таком возрасте, что не выдержит нагрузок: "Как
мы будем возить ее из Москвы в Ленинград?" Она сама шутила на этот счет.
Ее ведь звали на самом деле не Рина, а Екатерина Васильевна. Как-то
Масленников обратился к ней: "Можно я вас буду называть Екатерина
Васильевна?" "Да вы что, – последовал ответ, – уж лучше зовите меня
Руина Васильевна". В фильме у миссис Хадсон всего несколько фраз, но
актриса каждую реплику делала ударной. Это было замечательно сделано.
Когда вышел первый фильм, Масленников сказал Рине Васильевне: "У нас
хорошо получается. Вы нравитесь зрителю. Давайте увеличим вашу роль,
допишем, прибавим…" Она ответила: "Нет, нет, нет! Я никогда в жизни не
играла мебель, и мне это нравится"
Рина Зелёная на съёмках фильма "Кровавая надпись", 1979 год (из архива В. Ливанова)
По
сценарию фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" роль инспектора
Лестрейда была комичной и перед режиссёром Игорем Масленниковым встала
задача найти на эту роль комичного, забавного актёра. Выяснилось, что
все наши комики какие-то очень уж русские, и найти "англичанина" — это
целая проблема. На эту предложили двух совершенно разных по типажу
актёров - Льва Дурова и Александра Ширвиндта. Но на пробах Масленников
увидел, что как только они начинают играть, то сразу что-то неанглийское
выходит. И тогда он вспомнил о Брондукове, который, как ему показалось,
был интернациональным. Они встретились, но Борислав Николаевич сразу
сказал: "Какой я англичанин? У меня же украинский акцент!" Масленников
сказал, что роль можно переозвучить. Тогда Брондуков сказал:
"Замечательно, если это будет Игорь Ефимов". Был на "Ленфильме" такой
актёр, который работал, в основном, в дубляжной группе. У Борислава
сработало внутреннее чутьё - Ефимов озвучил роль просто блестяще.
Рисунок роли был найден довольно быстро. А вот с костюмом пришлось
повозиться. Но когда наконец нашли образ Лестрейда — всё ему мало, он из
всего вылезает, всё у него затянуто "в дудочку" - то Брондуков сразу
понял, что надо делать. Через этот облик, через эти гетры, через эту
дурацкую кепку понял, куда двигаться надо.
Отдельное
слово о музыке к фильму. Масленников сам признавал, что огромная часть
успеха - это музыка. "Уберите из этих фильмов музыку Владимира Дашкевича
- и они станут неинтересными, пресными", - говорил он в одном из
интервью. Однако стиль был найден не сразу. Режиссёр как мог пытался
объяснить композитору, какую "Британскую, имперскую" и в то же время
ироничную музыку хотелось бы иметь в фильме, даже ночь провёл у
радиоприёмника, записывая на кассетник музыкальные заставки ВВС.
Масленников настаивал, чтобы Дашкевич прослушал эту заставку и написал
что-то в этом стиле, но композитор постоянно забывал о радио. Когда
режиссёр очередной раз позвонил с напоминанием Дашкевич от отчаяния
просто взял телефон на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл
первое, что пришло в голову. А в ответ услышел: "Владимир Сергеевич,
только ни в коем случае не оставляйте так, вот сейчас возьмите карандаш и
запишите, вы ж потом забудете". Так появилась легендарная мелодия,
сопровождающая все фильмы сериала о Холмсе
Осталось
найти где снимать Викторианскую Англию. Сама квартира миссис Хадсон
была сделана в павильонах Ленфильма по старым фотографиям музея Шерлока
Холмса
Оператор
А. Лапшов, ассистент оператора А. Устинов, И. Масленников и др. в
"квартире Холмса", 1980 год (из архива И. Масленникова)
Но в поисках уличных сцен Масленников объездил пол страны. И итоге
Бейкер Стрит он нашёл в Риге
А место место убийства Дреббера в Ленинграде
Игорь
Масленников не думал делать сериал. Он хотел ограничиться одним
фильмом. Но успех был таким, что в итоге ему пришлось снимать
продолжение. В итоге было снято 5 фильмов из 11 серий. И никто, по
крайней мере в нашей стране, больше не сомневается в том, как выглядят
Шерлок Холмс и доктор Ватсон...
www.221b.ru/
www.lizjakes.wordpress.com/category/movies/