По словам Марины Корнеевой, руководителю нужно чётко понимать, кого он ищет. Сотрудник должен решать задачи компании, поэтому перед собеседованием следует определиться, какими качествами и характеристиками должен обладать кандидат. Личностные качества и понимание корпоративной культуры предприятия помогают человеку стать хорошим специалистом. Например, тот, кто всегда уходит прямо по окончании официально установленного рабочего дня, не приживётся в коллективе, сотрудники которого остаются на месте, пока не завершат дела. При этом регулярная работа сверх нормы, которая остаётся незамеченной и не поощряется руководством, способствует эмоциональному «выгоранию». Поощрением может стать повышение в должности или прибавка к зарплате. Кроме того, не стоит забывать обычную человеческую похвалу. Чем талантливее человек и лучше его результаты, тем чаще его нужно хвалить.
Есть ряд универсальных мотиваторов. Сам по себе он не является «золотым ключиком» к умам и сердцам ваших подчинённых, но представляет собой вполне конкретный перечень того, чем нельзя пренебрегать. Итак, большинству сотрудников важна положительная оценка его труда, участие в делах компании, внимание коллег к его личным проблемам, гарантия занятости, достойная зарплата, интересная работа, возможность карьерного роста, хорошее отношение начальника, приличные условия работы, дисциплина.
Нужно помнить, что со временем мотивация человека может меняться. Например, сначала сотрудника интересует профессиональный рост, а через год он берёт кредит, и приоритетным для него становится вопрос денег.
Понимание того, что движет вашими подчинёнными. Существует теория профессора Герчикова, которая определяет пять типов трудовой мотивации:
У каждого человека есть свои «кнопки». Чтобы бизнес работал эффективно, управляющему нужно понимать мотивацию каждого. Так вам будет проще ориентировать людей на достижение результатов. С кем-то, согласно этой классификации, возможно, придётся расстаться, но это поможет освободить место для более ценного сотрудника.
Если вы знаете, что мотивирует ваших подчинённых, пора применять инструменты для достижения цели. В них входит:
Работа по управленческому циклу Дёминга: планирование - организация - мотивация - контроль;
Постановка конкретных задач: нужно переводить их в даты и цифры;
Понимание собственного управленческого сегмента;
Общение с подчинёнными: делай так, как хотел бы, чтобы делали другие.
Стиль общения - это важно, потому что это тоже инструмент мотивации. Согласно распространённой теории лидерства германо-американского психолога Кевина Левина, существует три стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. Первый характеризуется строгим контролем и дисциплиной, второй основан на доверии, ответственности и коллегиальности, а третий отличается низкой требовательностью и пассивностью руководства.
Разным корпоративным культурам присущ разный стиль общения и управления. Но исследования ещё одного известного социального психолога, Ренсиса Лайкерта, показали, что наиболее эффективной является модель управления, в основе которой - общий контроль, делегирование и коллегиальность в принятии решений.