Ремонт дорог Дело Никиты Белых Отопление
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Чем знаменита Каринская узкоколейная дорога и почему её хотят сохранить.

Автор:
10 августа 2017, в 15:51
Просмотров: 7536

За пределами Кировской области Вятка известна прежде всего как родина дымковской игрушки и лесная Византия. Знакомы туристам и такие вятские символы, как кукарское кружево, парейазавры и квас. Однако любителей небанальных достопримечательностей тоже есть, чем удивить. Причём не в старинной Вятке, а в молодом городе Кирово-Чепецке. Сегодня мы расскажем о нашем неочевидном историческом наследии - узкоколейной дороге в Кирово-Чепецком районе, которую задумал увековечить москвич Михаил Кончиц.


Чем интересны узококолейки

Узококолейные железные дороги сейчас стали одним из самых экзотичных видов транспорта в России. Первые узкоколейки появились еще до революции - в 1870-е годы. Первоначально они использовались как для нужд промышленности, так и для перевозки пассажиров. Считалось, что их быстрее и дешевле строить и обслуживать, поэтому они получили довольно большое распространение.

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Строительство Туапсинского порта. Узкоколейный паровоз французской фирмы Decauville ведет поезд по временному мосту. Фото: tuapsinka.ajp.ru


К 1935-му году длина узкоколейных линий общего пользования в СССР составляла уже 943 км. Но прогресс не стоял на месте: масштабное строительство железных дорог потеснило узкоколейки, и в наши дни они стали своего рода достопримечательностью - символом ушедшей эпохи и железнодорожного строительства вообще. Для современных путешественников узкоколейки - это аттракцион из прошлого, возможность не спеша прокатиться в крошечном вагончике и полюбоваться окрестностями. Отдельные энтузиасты даже начали восстанавливать дороги, чтобы привлечь туристов в свой регион.

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Узкоколейка Голованевск - Гайворон - Рудница. Фото: kuzya-krymskii.livejournal.com

Сейчас в России осталось всего около сорока узкоколейных дорог. В Кировской области их сразу восемь. Каринская узкоколейка, соединяющая Кирово-Чепецк с пригородным посёлком Каринтороф - единственная во всей стране, которая сейчас используется как городской общественный транспорт. Потому она и интересна любителям поездов.


Чепецкий метрополитен

Каждое утро из посёлка Каринторф в Кирово-Чепецк по Каринской узкоколейке отправляются маленькие вагончики. В лучшие годы по ней перевозили по миллиону тонн торфа в год, но сейчас у дороги совсем другая роль.

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Посёлок Каринторф, 1940-й годы. Фото: chepetsk.ru


До 1960 годов Каринторф был торфяным клондайком Кировской области. Ещё в 30-е годы в междуречье Чепцы и Вятки обнаружили месторождение объёмом свыше 28 млн тонн. Вокруг него на болотах среди леса вырос новый посёлок, и уже в 1942 году по Каринской узококолейке пошли первые вагоны с топливом.

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием
Погрузка добытого торфа в вагоны. Фото из архива А.З. Дуняшева | rusbestrailways.ru

Изначально Каринторф строился как посёлок торфодобытчиков. Многие дома здесь возвели пленные немцы и австрийцы. До 1960-х годов добыча торфа постоянно росла, а вместе с ним развивался и сам посёлок. Но запасы месторождения начали истощаться, к 90-м годам добыча торфа резко снизилась. В 2011 году кирово-чепецкую ТЭЦ-3 окончательно перевели на природный газ, и некогда востребованный торф стал больше не нужен. В феврале 2012 года по Каринской узкоколейке отправили последний состав с топливом. Единственная дорога, по которой жители Каринторфа круглый год могли добираться в Кирово-Чепецк, была под угрозой исчезновения. Но горадминистрация и владелец узкоколейки ЗАО «ВяткаТорф» всё же договорились её сохранить. Правда, некоторые участки засыпали за ненадобностью. Сейчас протяжённость Каринской дороги составляет всего 10 км - в девять раз меньше, чем раньше. Хотя она по-прежнему восхищает любителей поездов и исследователей железнодорожного транспорта.


В своё время прокатиться по Каринской дороге в Кировскую область приезжали московские блогеры и участники Клуба транспортных путешественников. Каринский узкоколейный мост можно увидеть в советской кинотрилогии «Дума о Ковпаке», а самой узкоколейке посвящена целая книга. Автор Сергей Болашенко любя называет её «чепецким метрополитеном».

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Фото: Иван Конюхов | metroblog.ru

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием
Фото: Сергей Болашенко | chepetsk.ru

Последний шанс

Приезжим из крупных городов особенно нравится местный колорит: выцветшие советские вывески, деревянные бараки, пустынные улицы и, конечно, крошечный дребезжащий вагон, переваливающийся по Каринской железной дороге, как и 70 лет назад. Всё это создаёт пугающую, но завораживающую атмосферу постперестроечного увядания.

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Фото: varandej.livejournal.com

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Фото: Алексей Романов | alex-romanov.net

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Фото: Иван Конюхов | metroblog.ru

Игрушечный поезд среди лесов. Забытый символ Вятки могут признать культурным наследием

Фото: Иван Конюхов | metroblog.ru


В начале 2010-х была идея превратить кирово-чепецкую узкоколейку в туристический маршрут, но со временем она забылась. При этом автор книги о дороге Сергей Болашенко ещё три года назад обращал внимание, что Каринторф может остаться без местной достопримечательности.

- Текущую ситуацию с узкоколейной железной дорогой и впрямь радостной не назовёшь. Год от года сумма, необходимая на содержание поезда до Каринторфа, увеличивается. В этом году из бюджета придётся отдать 15 млн рублей.

В этом году у идеи сохранить дорогу появился новый энтузиаст - автор проекта «Заповедные железные дороги» Михаил Кончиц. О каринской узкоколейке он узнал ещё несколько лет назад.

- Линия очень живописна: она выходит из соснового бора Каринторфа, плавно пересекает долину Чепцы, затем грандиозным по меркам узкоколейки мосте её пересекает и вздымается на крутой берег в Чепецк. А возле переезда через трассу был очень уютный разъезд с домиком дежурного - настоящий гимн пасторали и душевности. Всё это подтолкнуло меня к путешествию на узкоколейку, и даже зимой она произвела огромное впечатление.


Для сохранения «чепецкого метрополитена» Михаил предлагает признать дорогу объектом культурного наследия. По его словам, из-за дорогого металлолома любая закрытая железная дорога растаскивается по частям, поэтому подобных узкоколеек осталось совсем немного, и без какой-либо охраны они могут исчезнуть как явление. Если присвоить ей охранный статус, то у собственников появятся определённые обязательства, которые помогут сохранить дорогу. При этом жители Каринторфа по-прежнему смогут ездить по ней в Кирово-Чепецк, а у местных властей будет возможность привлечь туристов. По словам Михаила, интерес к железным дорогам как объекту туризма есть.

- Особенно большой интерес к железным дорогам у детей и городских до мозга костей жителей. В довольно безликом, да простят меня местные, Кирово-Чепецке именно узкоколейка могла бы стать (да и уже становится, но неофициально) двигателем развития туризма. Если проложить кольцевой маршрут Киров - Каринторф - Слободской - Киров, то это будет интереснейшее путешествие, ведь там по пути будут и каринские холмы, и самые северные татарские деревни, и обувная фабрика в Вахрушах. Потенциал огромный.

Михаил уже собрал команду из активных кировчан, готовых присоединиться к подготовке исторической справки о Каринской железной дороге. Она необходима, чтобы подать заявку на признание объектом культурного наследия, доказав, что для этого есть все основания. Если всё получится, то на Вятке появится новая уникальная достопримечательность, каких нет больше нигде в России.


Если вы хотите помочь в сборе информации о Каринской УЖД, пишите на почту: heritagerws@gmail.com.


Фото на подложке: Иван Кириллович | metroblog.ru

 
Все соцсети
Комментарии
16
 
Комментарии (16)
 
 
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 10 августа 2017, в 19:21
Чепецк не "безликий", а просто современный. "Безликий" тем, что нет гнилых домов-деревяшек что ли?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 августа 2017, в 06:56
Интересная статья. Я за сохранение. Тем более моя тетя Ирдуганова Сакиба жила в 3 поселке от Каринторфа. Жила как раз в доме, который построили пленные немцы и работала трактористом на добыче торфа. В моем детстве ездили к ней в гости и всегда ходили в столовую, где ели макароны "Ракушки". Их почему в Татарии не было в то время. Помню с трехлетним сыном мы отправились к ней в гости. Ему уже 26 лет. Опоздали на поезд, от моста подвезли до Каринторфа на машине, а дальше шли пешком. Интересно, а есть ли музей, посвященный добытчикам торфа в Каринторфе?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 августа 2017, в 12:45
Надо развивать это направление. Довести путь до Кирова и Слободского. Вот это будет изюменка Вятки.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 августа 2017, в 11:31
ну до Слободского она была уже(почти,разъезд был на трассе Киров-Пермь,в 5 км от Слободского в сторону Белой Холуницы).Сейчас пути разобраны до Каринторфа,а местные как по дороге ездят по бывшему полотну...дорога кстати ужасная-разбитая грунтовка.Как то по осени на Газике по оси там в грязи утонули)
А так то раньше часто ездил на этом поезде к дяде в гости в Чепецк)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 августа 2017, в 13:00
А про Опаринскую УЖД забыли?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 августа 2017, в 13:02
Да если ее восстановить,то можно посмотреть как жили поселки при СССР.Да и природа красивая.До Чурсьи кстати УЖД еще дышит.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 августа 2017, в 15:05
Увы, господа романтики. Маниловщина это все. У Каринской УЖД та же судьба, что и у ее сестер - ЧерМет! Стоит только кому нибудь взяться за восстановление, тут же найдутся желающие оттяпать кусок в виде налогов, пошлин и пр. Рентабельнее будет продать все на корню. Примеров тому много.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 11 августа 2017, в 15:28
Вот это точно.У нас на одного активиста -романтика--целая армия кабинетных проверяльщиковразрешальщиковконтролировщиковнеработей
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 августа 2017, в 22:57
точно
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 августа 2017, в 21:04
В нормальные частные руки со здравым туристическим подходом и хорошей финансовой составляющей, ответсвенными работниками, не тащущими всё приколоченное...
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 12 августа 2017, в 21:27
После Каринторфа ж/д дорогу разобрали.И хотя наш адрес г.Кирово-Чепецк,ул. Кирпичная,ходим пешком 7 км,по бездорожью!!!!!!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 августа 2017, в 06:17
До Октябрьского 4 часа тряслись.Люди ездили. До Каринки вообще битком и вагонов вроде 6 было.Было!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 13 августа 2017, в 10:42
А я за грибами в каринторф ездил на этом поезде.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 14 августа 2017, в 10:55
Хоть бы вагоны покрасили, ну хоть бы самой дешевой краской, ну не смотрятся они на фоне красивого моста, изумительной природы. Посмотрите, как американцы трепетно относятся к своей истории, к примеру, город Доусон, который еще Джек Лондон упоминал в своих романах.
Что имеем не храним-потерявши, плачем. Сказано на века.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 15 августа 2017, в 16:27
В Мирном узкоколейка работает ещё.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 21 августа 2017, в 21:27
В Комсомольском и Светлом, что между Котельничем и Свечой, есть узкоколейки.