Четыре года назад Анастасия была старшим продавцом в одном из торговых центров Кирова, а Юрий трудился над очередным стартапом: планировал заняться производством пеллетов топлива из древесных отходов. В итоге все наработки Юрий бросил. Но именно с этого начался семейный бизнес Белоруковых. Сейчас у супругов своя компания по производству масел и гидролатов (природных тоников) из ягод и трав, собранных в вятской глубинке. Порталу Свойкировский Белоруковы рассказали о том, как создание их косметики связано с деревообработкой, почему Юрий не боится волков, но боится делегировать и зачем нужно постоянно искать себя.
Как всё началось
Как рассказывает Анастасия, её муж не терпит работать под чьим-то руководством, поэтому долгое время он пробовал найти дело, где бы он ни от кого не зависел и в то же время мог хорошо зарабатывать. Юрий пробовал себя в разных сферах: он строил на заказ заборы и крыши, обшивал дома сайдингом, разводил кроликов, создавал макеты домов из дерева.
При этом каждое его начинание семье давалось нелегко, ведь любое дело требует вложений. Например, для создания макетов Юрий купил оборудование на 280 тысяч рублей. Несмотря на трудности, Анастасия поддерживала мужа. Она понимала, что Юрий ищет себя и для него это важно.
В итоге поиски закончились созданием перспективного и прибыльного бизнеса.
- У нас возникла идея использовать отходы производства по деревообработке. Лес в Кировской области востребован, но остатки чаще всего просто выкидывают. Сначала мы решили делать из опилок пеллеты. После начали изучать, как ещё можно использовать отходы деревообработки, и узнали о производстве эфирного масла из пихтовых лапок, которые в нашем регионе производители древесины просто выбрасывают. Мы загорелись этой идеей, и с ней несколько лет назад я пошёл на курс «Успешный предприниматель», - рассказал Юрий.
Бесплатный курс был организован Фондом поддержки предпринимателей Кировской области. Юрий вошел в пятерку лучших из 450 участников и получил льготный заем – 300 тысяч рублей на запуск производства масла пихты. К этой сумме супруги добавили собственные вложения - 200 тысяч рублей, купили необходимое оборудование и сделали пробную партию масла.
Сырьё для производства первое время Юрий собирал вдвоём с отцом. Они садились на велосипеды и ехали в леса Мурашинского района, которые Белоруковы называют сердцем Вятки.
- Сырьё мы собираем там, где заканчиваются дороги и начинаются медвежьи тропы - в лесах, полях, на болотах. Был такой случай, когда мы на деревьях сидели, ждали, когда волки уйдут. Со временем масштабы производства выросли, поэтому для сбора сырья мы теперь привлекаем работников. Но полностью делегировать этот процесс мы до сих пор не можем: боимся испортить марку. Сейчас я участвую в сборах, когда мы запускаем какой-то новый продукт. Показываю, где собирать растение, как оно должно выглядеть, - рассказывает Юрий.
На первых этапах Юрий и Анастасия всё произведённое масло поставляли производителям натуральной косметики оптом в бочках по 10-20 литров. Но потом, чтобы увеличить маржинальность бизнеса, решили разливать его по флаконам и продавать под собственным брендом «АромаВятка».
«Производить гидролаты и не идти дальше – это просто закапывание денег»
Примерно в это же время Белоруковы узнали о своей роковой ошибке: почти год они выливали то, что всё это время можно было продавать - гидролат. Гидролат – это побочный продукт, который получается при производстве эфирного масла. Выглядит он как обычная вода, но за счёт обогащения эфирами становится полезным. Гидролат используют как самостоятельно - в качестве природного тоника, так и для производства косметики.
В итоге весной 2017 года под брендом «АромаВятка» Белоруковы выпустили в продажу три вида эфирных масел и три вида гидролатов из ели, пихты и сосны. Сейчас в магазинах уже можно найти 22 вида гидролатов от «АромаВятки».
Гидролат, как рассказывает Анастасия, - уникальный и многофункциональный продукт. Его можно распылять на лицо или на волосы, добавлять в воду, когда принимаешь ванну, или в чай, использовать для разведения масок или для массажа. При этом свойства у каждого гидролата разные. Например, еловый гидролат укрепляет волосы, гидролат мяты успокаивает кожу после депиляции, снимает раздражение и сужает поры, а гидролат малины очищает и тонизирует.
- Все гидролаты мы тестируем на себе. Мой любимый гидролат – ёлка. Им я укрепила волосы за пару недель. Сейчас они вообще перестали выпадать, а раньше для меня это была проблема, - поделилась Анастасия.
Сейчас семья Белоруковых готовится к запуску трёх новых продуктов: шампуней, бальзамов для волос и мицеллярной воды на основе своих же гидролатов.
- Гидролат – это уникальная основа для производства косметических средств. Поэтому производить гидролаты и не идти дальше – это просто закапывание денег, - объясняет расширение линейки продуктов Юрий.
Пока «АромаВятка» решила выпустить два шампуня: из гидролата пихты - для ломких и повреждённых волос и гидролата крапивы - для их укрепления. Шампуни будут безсульфатными и практически на 100% натуральными. Основой для бальзамов выбрали гидролаты мяты и крапивы, а для мицеллярной воды - гидролат малины.
Разработка новых продуктов на данном этапе практически закончилась, сейчас Белоруковы занимаются оформлением документов. На полках магазинов шампуни и бальзамы «АромаВятки» можно будет увидеть после Нового года. Но дойти до этого момента было непросто, отмечают Белоруковы: формулу шампуня вместе с технологами супруги разрабатывали полтора года.
«Сейчас 300 тысяч рублей для нас уже смешная сумма»
Несмотря на то, что вывести бизнес на окупаемость Белоруковы смогли спустя два года после запуска производства, выдохнули с облегчением супруги совсем недавно - в январе 2019 года, когда у компании появился первый дистрибьютор. Тогда Белоруковы поняли, что три года назад пошли правильным путём.
Найти дистрибьютора супруги смогли после своей первой выставки, участие в которой организовал центр «Мой Бизнес» Кировской области в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В этом году Белоруковы побывали уже на нескольких выставках: «Аптека», «Экогород», InterCHARM.
- Выставки дали нашему продукту узнаваемость. Благодаря им мы нашли несколько компаний-дистрибьюторов. И вот недавно мы уже отправили свой продукт в Беларусь. Если до выставок мы могли назвать точные адреса, где можно купить наши масла и гидролаты, то сейчас мы уже не знаем и о половине точек продаж, - отметил Юрий.
За последний год «АромаВятка» сделала большой шаг вперёд. Белоруковы признаются, что сейчас 300 тысяч рублей, которые они брали у Фонда поддержки предпринимательства четыре года назад, кажутся для них не такой уж огромной суммой. Эти деньги они теперь могут заработать за месяц.
- Когда говорят, что не помогают малому бизнесу, это не правда. Фонд поддержки предпринимательства нам очень помог. Эти же выставки, льготные займы, обучение. Постоянно проходят семинары, курсы, выступления экспертов. И всё это бесплатно.
Рентабельность «АромаВятки» на данный момент составляет примерно 80%. При этом Анастасия продолжает работать в торговом центре на той же должности.
- Мне нужна стабильность: вот я работаю на одном месте, каждый месяц приношу аванс и зарплату. Конечно, в финансовом плане я уже полностью полагаюсь на «АромаВятку», она нас кормит. Но я всё равно не ухожу с работы в ТЦ, хотя понимаю, что уже могу себе это позволить.
бесплатные консультации профильных специалистов;
семинары, мастер-классы и тренинги;
бесплатные образовательные проекты;
займы по сниженной ставке;
поручительство по банковским кредитам;
поддержка территориальных кластеров;
поддержка экспортной деятельности.
Узнать подробности можно на сайте мойбизнес-43.рф и по телефону +7 (8332) 648-649.
*Партнёрский материал