650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Истории
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • ГЛАВНАЯ
  • ИСТОРИИ
  • Свои люди
  • «Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

Автор:
2 июня 2017, в 12:18
Просмотров: 4597

О том, что сейчас происходит с вятским народным промыслом и какие они местные мастерицы.

Дымковская игрушка – один из самых ярких и самобытных народных промыслов не только Вятского края, но и всей России. Зародился он в заречной слободе Дымково, вблизи города Вятка. Игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, которая не имеет аналогов в мире, потому как каждая уникальна по форме и стилю росписи.

Появление дымковской игрушки связано с языческим праздником Свистунья. К нему женщины слободы Дымково лепили свистульки из глины в виде животных и красили их в разные цвета. Праздник потерял своё значение в 1920 году, однако промысел не только сохранился, но и получил развитие. Около полувека сохраняет его традиции вятская мастерица Римма Пенкина.

«Весной Дымково превращается в Венецию»

Римма Пенкина родилась в 1951 году в городе Станислав (сейчас Ивано-Франковск – ред.) на Украине. Отец был жестким человеком, говорит Римма Эдуардовна, поэтому знаменитая дымковская мастерица Зоя Пенкина в 1957 году забрала внучку в Вятскую глубинку.

На низменном берегу реки Вятки расположилась слобода Дымково. Здесь на небольшой возвышенности старый дом семьи Пенкиных с большим огородом и скотным двором. В нём воспитывались сразу шесть поколений мастериц.

– Моё детство – это, наверное, самое хорошее время. Весной Дымково превращается в Венецию. Страшно нравилось. Утром местные жители собирались на работу, а мы запрыгивали в лодки и развозили всех, тем и зарабатывали. Совсем недалеко от дома парк, в котором зимой можно на лыжах кататься, а летом – по лугу бродить. Несмотря на большой объём работы по хозяйству, при помощи друзей мы быстро со всем справлялись. Девочки и мальчики помогали дрова и воду носить, скот кормить, – рассказывает мастерица.

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

«Запомнила свой позор на всю жизнь»

Только женщины занимаются созданием Дымковской игрушки. Благодаря своему характеру и воображению они могут сделать из глины настоящую сказку, а через игрушки передать свой вкус и нежность. Чтобы заниматься лепкой, нужна усидчивость и терпение, ну и «любовь к глине», конечно. Но не все женщины обладают этими качествами, поэтому многие потомки знаменитых мастериц так и не смогли перенять семейную традицию.

До фигурок барынь и животных, а также создания свистков, мастерицы катали обычных «колобков», а затем год за годом совершенствовались, придумывая всё новые формы и орнаменты для своих игрушек. В Дымково вырастали целые династии – Мезрина, Кошкины, Безденежных и Пенкины. Сама Римма Эдуардовна признаётся, что слобода в то время была настоящим прииском для хороших людей, художников, рыболовов, подмастерьев, рукодельниц и охотников.

Пенкины – сама длинная из династий, она насчитывает шесть мастериц. С раннего детства Римма Эдуардовна полюбила промысел: смотрела, как работает бабушка Зоя над своими масштабными и сказочными фигурками, а иногда помогала раскрашивать статуэтки. Окончив среднюю школу, в 1966 году она попала в третий набор мастерских дымковской игрушки и стала ученицей не только своей бабушки, но и известной мастерицы Лидии Фалалеевой. 9 месяцев девушек обучали композиции, живописи и лепке, а после их ждал сложный экзамен.

– У меня за спиной было столько работ и опыта, я постоянно сидела под присмотром Зоечки, поэтому пришла на экзамен с полной уверенностью. Из-за неё я могла бы лишиться всего и не сдать. В рисунках и композиции у меня всегда было неплохо, а тут я расслабилась. Тогда все лучше меня оценки получили, а я запомнила свой позор на всю жизнь. Пришлось мне себя в руки брать и работой доказывать, что я могу, – рассказывает Римма Пенкина.

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

Но на этом обучение юных мастериц не заканчивалось, каждый месяц художественный совет приходил оценить их работы. Все бракованные игрушки, даже с самыми мелкими недочетами, безжалостно разбивали. Слёзы и истерики не помогали сохранить наработки, зато рука становилось твёрже.

Быть Пенкиной – значит быть индивидуальностью. У каждой мастерицы – своё видение игрушек, стиль, цветовая гамма и орнаменты. Через два года после поступления в художественное училище Римма Пенкина начала помогать своей бабушке расписывать игрушки для персональной выставки. Сама она называет те годы (1972-1978) очень трудными. Ей не удавалось воплотить свои задумки, а просто приходилось копировать работы своей знаменитой бабушки.

– Чтобы не было за меня стыдно, нужно было иметь свой стиль лепки, цветовую гамму, сюжеты и настроение, – говорит мастерица. – Когда я отошла от помощи Зоечки, у меня сразу из души что-то вырвалось, я создавала игрушки одну за другой. Это было похоже на глоток свежего воздуха. Помню, что в это время все наши высокопоставленные советские знаменитости приезжали. Тогда мои новые работы увидела Ирина Богуславская (искусствовед, создатель экспозиции народного искусства в Русском музее – ред.), которая до этого уже следила за моим творчеством. Тогда она сказала, что наконец-то замечает мою индивидуальность, а потом и вовсе пригласила выставиться в Русском музее.

Для творчества Риммы Эдуардовны характерны небольшой размер игрушки, любовь к деталям, сочетание яркого цвета и мелкого орнамента. Во всех её работах прослеживается связь с древними традициями всего промысла и, конечно, семьи Пенкиных. Работы мастерицы попали в фонды многих музеев страны и зарубежья. Кроме того, как вспоминает сама Римма Эдуардовна, в СССР большая часть дымковских игрушек шла на экспорт, малый процент оставался в России, а в Кирове и вовсе был всего один салон, где её продавали (сейчас там Выставочный зал ВХМ – ред.).

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

Некоторые мастерицы уезжали из Кирова, но продолжали создавать игрушки и относить их в художественные салоны. Однако мастера нашего города решили, что Дымковская игрушка может создаваться только в Кирове.

– Меня звали замуж в Москву, но я не поехала, потому что куда я от своего любимого дела? У нас был шикарный роман в письмах. Но поскольку я родилась в этой семье, делать дымковские игрушки – на роду написано. Когда я носила второго ребёнка, думала, что у меня девочка будет, чтоб продолжить династию Пенкиных. Но родился Денис, который до года носил бантики – мне так хотелось, а он мне прощал,– вспоминает Римма Эдуардовна.

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

«Сейчас дешевле руки, чем сам материал»

После набора мастериц в 1966 году появилось много желающих научится создавать дымковские игрушки. Ученицы сменялись одна за другой, а круг мастериц увеличивался. Теперь же всё наоборот. Прежде, чем выставлять свои работы на продажу, нужно оттачивать мастерство около 10 лет, а современные девушки к этому не готовы.

Материалы для игрушек опытные мастерицы всегда подготавливали сами. В мастерской стояли большие чаны с глиной, своя краскотёрка и гипсовые плиты, на которых выливалась глина, больше похожая на густую сметану. Гипс забирал влагу и с ней уже можно было работать. Сейчас технология сильно изменилась. Римма Эдуардовна закупает готовую глину в Кирово-Чепецке, которая по ощущениям мастерицы стала твёрдой и с добавлениям химии:

– Сейчас дешевле руки, чем сам материал. Глина дороже золота, темпера стоит очень дорого, покрытия, эмульсионные краски, добавки, белила и краски жутко дорого стоят. Да и глина уже не та, жёсткая и с сильным запахом химии.

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

Мастерская у Риммы Пенкиной - дома. С появлением новых материалов работа в небольшом пространстве стала удобной: заводская глина и небольшие муфельные печи, в которых температура доходит до тысячи градусов. Но барынь, паромы, лодочников и старинные русские мотивы мастерица не хочет менять на современные образы. Хотя есть и такие примеры: Надежда Трухина уже лепила космонавта, а Нина Борнякова – тракториста.

– Какие раньше барыни были – красота, посмотришь на них – она идёт в платье с оборочками, с красивым зонтиком и собачкой. Это сейчас не знаешь, за что глазу зацепиться, – вспоминает Римма Эдуардовна.

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

«Делать игрушки на роду написано». Дымковская мастерица Римма Пенкина о том, чего ей стоило ремесло

В последние годы заказов у мастерицы не очень много, да и с возрастом появились проблемы со здоровьем: после лепки руки приходится перебинтовывать, из-за жёсткости материала на пальцах остаются ссадины. Иногда выполнять работу ей помогают сыновья – Дмитрий и Денис. Обычно они создают нестандартные для дымки фигуры крыс и драконов в различных позах и с интересной атрибутикой.

Посмотреть работы Риммы Пенкиной можно в Музейно-выставочном центре «На Спасской».


 
Все соцсети
Комментарии
2
 
Комментарии (2)
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!